http://alisnad.com

Comments: (5)

Имам Анвар Аль-Авляки: «Жизнь Мухаммада». Часть 38: Худайбийский мирный договор-1

Category : Пресса

old-desert-cityПосланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, приснился сон, он увидел, что совершает тауаф, ритуальные обход, вокруг Каабы вместе со сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, а после этого некоторые из них брили головы, а некоторые подстригали волосы.

Прошло уже шесть лет с тех пор, как он вместе с другими мухаджирами покинул Мекку, и все они сильно тосковали по Каабе. Мекка, величайшая земля Аллаха, была любима ими по религиозным причинам, и также потому что это был их дом. Поэтому они очень сильно хотели посетить Каабу. Один из муфассиров, комментируя аят

وَإِذْ جَعَلْنَا الْبَيْتَ مَثَابَةً لِلنَّاسِ

«И вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей…», слова مَثَابَةً означает место, куда человек всегда хочет вернуться, и вот этот муфассир приводит такой пример: верблюжонок, куда бы он не убегал для игр, всегда возвращается к своей матери, просто чтобы увидеть её, прикоснуться к ней, и бежать играть дальше, просто чтобы убедиться, что мать рядом. И это подобно отношению верующего к Каабе. Когда верующий видит Каабу в первый раз, когда впервые обходит вокруг неё, он запоминает это на всю жизнь. И он всегда будет стремиться вернуться к Каабе снова и снова, и даже если он иностранец в Мекке, он чувствует себя дома. Даже если он в чужой стране, он не говорит по-арабски, он чувствует себя как дома, когда входит на священную территорию.

И после этого сна посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, призвал мусульман из Медины и племен, обитавших вокруг неё, выйти с ним для совершения умры. На его призыва ответило примерно тысяча четыреста человек, немалое количество, и они выступили в дорогу по направлению к Мекке.

Когда они достигли Зу-ль-Хулейфа, который является микатом, местом, где паломники входят в ихрам, для жителей Медины, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал мусульманам надеть ихрамы и отметить животных, предназначенных в жертву, что было традицией. Сам посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, гнал с собой семьдесят верблюдов. И мусульмане начали произносить тальбиййу لبيك اللهم لبيك.

Процессия мусульман была мирной, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, не собирался сражаться, поэтому они не взяли с собой никакого оружия, кроме мечей в ножнах, так как арабы никогда не путешествовали без мечей. Но это не была армия, подготовленная для сражения, это была армия, которая вышла для ибадата, для совершения ритуала умры.

Тем не менее, хотя таким было их намерение, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, был очень осторожным и не позволял застать себя врасплох, поэтому он послал вперед двадцать всадников, как охрану и для уточнения дороги и предупреждения о возможных опасностях. И он также послал разведчика для сбора информации. Эту миссию он поручил Бишру ибн Суфъяну, а командиром всадников был Аббад ибн Бишр, да будет доволен ими Аллах.

Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, был очень бдительным, осторожным человеком. Он был внимателен к деталям, и говорил о себе: «Я не мошенник, но мошенник не обманет меня», так что Умара ибн Аль-Хаттаба нельзя было застать врасплох и нельзя было обмануть, это было общеизвестно. И это видно в его поведении, его заявлениях и советах, которые он давал посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, как мы видим это в сире посланника Аллаха. Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал ему: «О, посланник Аллаха, ты идёшь в земли народа, с которыми находишься в состоянии войны, без оружия?!». И посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, согласился с Умаром и приказал привезти из Медины оружие, но тем не менее, везти его отдельно от каравана, в котором двигались паломники. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хотел, чтобы все видели, что мусульмане пришли с мирной целью.

Человек, который был отправлен на разведку, Бишр ибн Суфъян, вернулся к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и сказал, что курайшиты выступили из Мекки и готовятся к войне. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Посоветуйте мне, что делать. Считаете ли вы, что я должен двигаться в направлении семей и детей тех людей, которые хотят нам помешать приблизиться к Каабе?»

Вы знаете, братья и сёстры, что курайшиты имели очень высокий статус в Аравии, среди арабских племён. И это потому, что они были хранителями Каабы. Но общей, общеизвестной среди людей традицией было то, что никто не может запрещать никому другому совершать хадж и умру. Сейчас курайшиты пытаются помешать Мухаммаду, صلى الله عليه وسلم, и мусульманам войти в Мекку, и это нечто неслыханное! Это нечто, что никто не делает! Поэтому посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, спрашивает своих сподвижников: «Должны ли мы направиться к детям и семьям тех людей…» Кто эти «те люди»? Здесь посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит о племенах, которые стали союзниками курайшитов в ужасном деле недопущения мусульман к Каабе, потому что Бишр сказал ему: «Курайшиты мобилизовались против тебя и также они мобилизовали племена ахабиш». Ахабиш – это конфедерация из трёх или более племён, которые стали союзниками курайшитов. И посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, спрашивал сподвижников, что они думают по поводу того, чтобы напасть на семьи и детей этих племён, тем самым вынудить мужчин вернуться и защищать свои семьи, чтобы мусульмане в это время могли продолжить свой путь в сторону курайшитов. «Тем самым мы разрушим их союз и рассеем их армию».

Абу Бакр высказал своё мнение. Он сказал: «О, посланник Аллаха, ты вышел, чтобы посетить Каабу, без намерения сражаться или вести войну с кем-то. Продолжай свой путь и мы будем воевать с любым, кто встанет у нас на пути». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, согласился со мнением Абу Бакра и отказался от планов нападения на селения этих кафиров.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Следуйте дальше во имя Аллаха».

Курайшиты выслали отряд из двухсот человек во главе с Халидом ибн Аль-Валидом и Икримой ибн Абу Джахлем, да будет доволен ими Аллах. Когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, получил эту информацию, он обратился к мусульманам со словами: «Кто проведёт нас в обход этого отряда?». Вызвался один человек из племени Аслям который повёл их по заброшенной, каменистой горной дороге среди ущелий. Это было очень тяжелое путешествие, но мусульмане обошли отряд кафиров и вышли на равнину Аль-Худайбиййа, которая находится на юге от Мекки на расстоянии всего одного дневного перехода до этого священного города.

Когда Халид ибн Аль-Валид получил информацию о том, что мусульмане обошли его, он немедленно вернулся к курайшитам, и курайшиты узнали, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, находится от них на расстоянии всего одного дня пути.

Когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, достиг Аль-Худайбиййа, его верблюдица Аль-Касва, знаменитая верблюдица посланника Аллаха, о которой мы уже рассказывали раньше, Аль-Касва перестала идти дальше и села, и когда ей стали кричать «халь, халь!», слово, которое использовалось для понукания верблюдов, чтобы заставить их встать и двигаться, верблюдица отказалась, отказалась вставать. Поэтому люди сказали: «Аль-Касва заупрямилась». Такие животные, как лошади, ослы и другие животные, которые используются для перевозки, иногда прекращают слушаться, перестают выполнять команды хозяев. Поэтому люди сказали, что Аль-Касва стала непокорной.

Однако посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Аль-Касва не заупрямилась, и это не в её характере, но её задержал Тот, кто задержал слона».

Вы помните историю слона? Когда Абраха и его армия собирались напасть на Мекку, слон отказался идти дальше, но когда его отворачивали от Мекки, он неожиданно начинал бежать, а когда его опять направляли на Мекку, от отказывался двигаться. Таким образом посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал, что Тот, кто удержал слона, удержал и его верблюдицу.

Но ведь здесь есть большая разница. Тогда это был Абраха и кафры, а сейчас – посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и сподвижники. Что же это значило?

Ибн Хаджар, комментируя этот момент, говорит: Всевышний Аллах знал тогда и сейчас, что жители Мекки станут мусульманами, и поэтому Он предотвратил кровопролитие тогда и теперь. Тогда это было осуществлено через уничтожение армии Абрахи, а сейчас – через открытие дверей для примирения. Если бы посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, продолжил свой путь, и началась бы война, это привело бы к большому кровопролитию, однако Всевышний Аллах удержал мусульман, и они остановились там, где Аль-Касва отказалась двигаться». На самом деле Аль-Касва продолжала подчиняться, но посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, привлёк наше внимание к этому эпизоду, потому что это было нечто, сделанное Аллахом, Велик Он и Славен. И это объяснение, которое дал Ибн Хаджар, да помилует его Аллах.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа, я приму любое их предложение, в котором будут почитаться святыни Аллаха», а в другой версии этого хадиса «… в котором будут почитаться родственные связи».

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сделал ясное заявление о том, что ищет мира, и что он готов принять любое предложение, в котором будут почитаться заветы Аллаха.

В Аль-Худайбиййе был колодец, но когда асхабы подошли к нему, чтобы напиться, он оказался пустым. Они пришли к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, чтобы сказать об этом, и посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, дал им стрелу из своего колчана и сказал бросить её в колодец. Они так и сделали, и, субхана-ллах, вода начала подниматься из колодца. Вообще, Аллах наделил посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, многими чудесами такого вида.

Произошло несколько стычек и посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, взял несколько мушриков в плен, но никто не был убит. Один из таких случаев рассказал Саляма ибн Аль-Аква, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Я спал под деревом, а под соседним деревом лежали несколько мушриков, и они говорили против посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Я ушёл и лёг подальше от них, так как не хотел слышать их болтовню. Затем я услышал призыв к оружию…», что-то произошло, и раздался призыв к мухаджирам, и Саляма говорит: «и я бросился к этим мушрикам, которые лежали в тени дерева. Их мечи висели на ветках, так что я собрал все их мечи, и обнажив свой меч сказал им: Если кто-то из вас пошевелится, я отрублю ему голову». И я привёл четверых из них как пленников к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم».

Так что имели место происшествия такого сорта.

Ситуация была очень непростая.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хотел послать в Мекку представителя, чтобы объяснить мушрикам, что мусульмане пришли не с намерением сражаться, они пришли совершить тауаф вокруг Каабы.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, выбрал Хараша ибн Умаййа (خراش بن أمية) из племени Аль-Хуза’а. Хараш пришёл в Мекку, и как они поступили с ним? Они убили его верблюда и почти убили его самого, когда люди из племён ахабиш вмешались и спасли его. Вот так они повели себя с послом посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Мы видим в этой истории, что курайшиты были разочарованы, они были в замешательстве, в отчаянии. Это были высокомерные люди, и теперь они оказались унижены, они теряли свой статус среди арабов, но гордость мешала им ясно видеть происходящее. Так что мы часто встречаем у них чувство разочарования. Хараш ибн Умаййа прежде всего посол, и послов не принято убивать. И он пришёл к ним сказать, что мусульмане прибыли не для того, чтобы воевать. И вот как они поступили с ним. Так что Хараш ушёл.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, решил послать кого-то другого, он послал за Умаром ибн Аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, и сказал о своём намерении.

Умар ибн Аль-Хаттаб ответил: «В Мекке не осталось никого из моего клана Бану Ади, кто бы мог защитить меня, и курайшиты хорошо знают мою враждебность к ним. Но если ты настаиваешь на том, чтобы я пошёл к ним, я пойду».

Таким образом Умар ибн Аль-Хаттаб дал честную оценку ситуации: он думает, что для него опасно отправляться в Мекку, но если приказ, то он подчинится. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, молчал, и Умар ибн Аль-Хаттаб предложил другую кандидатуру. Он сказал: «Почему бы тебе не послать Усмана ибн Аффана, ведь его клан находится в Мекке?».

Усман ибн Аффан принадлежал к роду Бану Умаййа, а Бану Умаййа относился к Бану Абд Манаф, одной из самых больших и значительных ветвей Бану Курайш. Два рода курайшитов держали в своих руках лидерство в городе: Бану Махзум и Бану Абд Манаф. К самым заметным личностями из Бану Махзум относился Абу Джахль, бывший главой курайшитов до самой смерти, который возглавлял войну против мусульман; и Аль-Валид ибн Аль-Мугира, отец Халида ибн Аль-Валида. А Бану Абд Манаф состояло из двух основных ветвей: Бану Хашим, род посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и Бану Умаййа. Бану Умаййа были очень близкими родственниками Бану Хашим.

Итак, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил в Мекку Усмана ибн Аффана. Прибыв в Мекку, Усман немедленно получил защиту заметного человека из Бану Умаййа, второго в роду после Абу Суфъяна, которого на тот момент не было в городе. Итак, защиту Усману предоставил его двоюродный брат Абан ибн Саид ибн Аль-‘Ас (أَبَان بْنِ سَعِيدِ بْنِ الْعَاصِ). Он посадил его сзади себя на своего верблюда, пришёл с ним к курайшитам и сказал: «Этот человек находится под моей защитой». Кто теперь осмелился бы прикоснуться к Усману ибн Аффану, когда он явился, находясь под защитой Абана ибн Саида ибн Аль-‘Аса?..

Продолжение следует, إن شاء الله

ИА “ХУНАФА”

 

Comments 5 комментариев

Саламуалейкум ! Я уже думал что вы забросили это дело. Буду ждать продолжения ! Да поможет вам Аллах !

Всем ассаляму алейкум
почему не слышно Ахмада Дагистанского?

Ас Саляму Алейкум

Ва алейкум ас-салам. Джазака-ллаху хайран. Исправили.

Ассаламу алейкум, тут Дадуллах не проходил?

Игишевский Амаг сообщил о смерти Аднани http://goo.gl/IEnIAd

Post a comment