‘Абду-ль-Кадир ибн ‘Абду-ль-’Азиз: Аль-Джами’ в приобретении благородных знаний. Часть 1

11

DjamiШейх ‘Абду-ль-Кадир ибн ‘Абду-ль-’Азиз

Аль-Джами’ в приобретении благородных знаний

الجامع في طلب العلم الشريف

Предисловие

Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху! Его мы восхваляем, просим Его о помощи и прощении. Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от плохих наших дел. Того, кого Аллах наставил на прямой путь, никто не собьёт с него, а тому, кого Он сбил, никто не укажет на праямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Аль Имран, 102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, (произошедших) от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (Ан-Ниса, 1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» (Аль-Ахзаб, 70).

А затем:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, поступки связанны с намерениями, и, воистину, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести, и поэтому тот, кто совершил переселение к Аллаху и Его посланнику, переселится к Аллаху и Его посланнику; переселившийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся» (Аль-Бухари, Муслим).

Далее:

Аллах, Велик Он и Могуч, сказал (смысловой перевод): «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-Зарият, 56).

Люди могут поклоняться Всевышнему Аллаху так, как того требует Он, только следуя Его велениям, а познать Его приказы и запреты они могут только через Откровение, которое Он внушил Своим посланникам и посредством знания, которое Он ниспослал им.

Всевышний сказал (смысловой перевод): «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера (иман). Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведём прямым путём того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь» (Аш-Шура, 52).

Всевышний также сказал (смысловой перевод): «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? Так неверующим представляется прекрасным то, что они совершают» (Аль-Ан’ам, 122).

Не существует иного пути познания того Откровения и Знания, с которыми пришли пророки (мир им), кроме поиска заключенных в них знаний и приложения усилий в их приобретении.

Среди этого есть то, что является индивидуальной обязанностью (фард-’айн), то есть то, что является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки. К этой категории относится знание, без приобретения и усвоения которого деяния человека будут порочными, недействительными и отвергнутыми. Они не будут приняты Аллахом и не принесут пользы человеку на том свете, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Любой поступок того, кто совершит нечто несоответствующее нашему делу, будет отвергнут» (Муслим). Слова «будет отвергнут» означают, что оно будет возвращено и не принято Аллахом.

Затем, существует другая, более высокая степень, нежели приобретение знаний, являющихся индивидуальной обязанностью. К этой категории относится приобретение знаний, являющихся коллективной обязанностью (фард-кифая). Это — знания, посредством которых мусульманин приносит пользу своим братьям по вере в обучении, издании фатвы, вынесении судебных решений и проповеди. Этой степени достигают те, кому изначально Всевышний Аллах предопределил добро и благополучие. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кому Аллах желает блага, Он даёт понимание в религии» (Аль-Бухари, Муслим).

Обладатели этой высокой степени и высочайшего положения — учёные, которые являются наследниками пророков и носителями их знаний.

Эта моя книга — «Аль-Джами’ (всеобъемлющий сборник — прим. пер.) в приобретении благородных знаний» — разъясняет какие знания являются индивидуальной обязанностью (фард-’айн), а какие — коллективной обязанностью (фард-кифая). Состоит она из семи глав:

Первая глава. О достоинстве знания и достоинстве его обладателей — для того, чтобы человек знал о превосходстве и достоинстве того, к чему он стремится, а также для того, чтобы он знал какое благо и пользу он приобретает, постигая (шариатские) науки, благодаря чему усилятся его старания в поисках знаний.

Вторая глава. Разъяснение религиозного постановления (хукма) относительно приобретения шариатского знания и разграничение того, какое знание является индивидуальной обязанностью, — его характеристики  и его разновидности, — а какое знание является коллективной обязанностью.

Третья глава. О способе приобретения знаний — для того, чтобы знать, как мусульманин должен приобретать обязательные для него знания.

Четвёртая глава. Об этикете учёного и студента, так как существуют нормы поведения, которые необходимо соблюдать, и наставления, которым необходимо следовать в поисках знаний для того, чтобы обучение дало свой результат.

Пятая глава. О нормах и требованиях, предъявляемых к муфтию и мустафтию (тому, кто обращается за фатвой — прим. пер.), а также об этикете, который им необходимо соблюдать, ибо о том, что мусульманин, если не знает чего-то, он должен спросить у знающего и просить религиозного постановления по тому или иному вопросу, особенно, когда возникает ситуация, требующая знания прежде чем совершить что-либо.

Шестая глава. О невежестве и об оправдании им. Так как невежество противоположно знанию, мусульманину необходимо знать, в чём есть оправдание невежеством, а в чём его нет, для того, чтобы не впасть в то, что приведёт его к погибели в тот День, когда будет снято с него покрывало (т.е. когда станут явными все дела — прим. пер.).

Седьмая глава. В этой главе даётся перечень книг, которые я рекомендую использовать в обучении различным шариатским наукам. Это то обстоятельство, без которого не была бы завершённой данная книга. Особенно в наши дни, когда в разы увеличилось количество книг, на которых делается упор в преподавании, по причине малочисленности высококвалифицированных учёных, способных качественно обучать, или по причине труднодоступности таких обладателей знания. Для каждой отрасли шариатских наук я предложил определённый перечень книг, разъяснив наиболее важные темы и указав названия книг, с рекомендацией использовать некоторые из них в процессе обучения.

Также в данной главе, при исследовании некоторых тем, я был вынужден сделать отступления, либо по причине множества ошибок, допущенных авторами работ в этих областях, либо из-за нехватки научных трудов, посвящённых этим темам, при том, что люди остро нуждаются в знании о них. Это и есть семь глав настоящей книги.

Причиной, побудившей написать данную книгу, стало желание дать наставление Умме Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с верой в его слова «Религия — искреннее отношение и наставление», и, особенно, в этом весьма важном вопросе, касающемся приобретения шариатских знаний, на которые опирается обновление религии Уммы, а также пробуждение этой Уммы от беспечности и отсталости, так как последние поколения этой Уммы могут исправиться посредством только того, посредством чего исправились  её первые поколения.

Я увидел, как большинство мусульман в настоящее время уклоняются от поиска и приобретения шариатских знаний, вплоть до отказа от изучения того, что является обязательным для каждого из них. Я также заметил, что те из них, кто осознаёт важность приобретения знаний, не различают между тем знанием, которое является обязательным и тем, которое является желательным. Они не делают различия между тем, что является наиболее важным и тем, что не относится к таковому. Я также обратил внимание на то, что некоторые мусульмане заняты изучением книг, в которых плохого и вредного больше, чем хорошего и полезного. Если к этому добавить небрежное отношение большинства мусульман, которые не обращаются с вопросами к обладателям знаний в том, что является обязательным для них, а вместо этого торопятся что-то сказать или сделать, даже не стремясь узнать решение (хукм) Аллаха по тому или иному вопросу, то станет очевидным острая нужда в написании книги в данной области, представляющей собой большую опасность и, в тоже время, оказывающей огромное воздействие на Умму, — и этой областью является приобретение этих благородных знаний. Отсюда и появилась эта книга.

Я написал эту книгу в облегчённом стиле, доступном как для простых людей, так и для студентов, специализирующихся в изучении шариатских наук. Каждая из этих двух категорий людей, по воле Всевышнего Аллаха, найдёт в ней желаемое. Таким же образом я вменил себе в обязанность не упоминать в этой книге то или иное высказывание или решение (хукм) в отрыве от шариатских доказательств из Корана и Сунны, по мере возможности приводя в качестве свидетельства ещё и высказывания учёных, чтобы этот метод — метод следования шариатскому доказательству — прочно укрепился в сознании мусульман в целом, и, особенно, в сердцах тех из них, кто посвятил себя делу призыва к религии Всевышнего Аллаха.

Это необходимо для того, чтобы освободиться от оков порицаемого таклида (слепого следования за авторитетами), который разделил мусульман на секты и партии, и вселил среди них вражду и ненависть по причине того, что они забыли о своём предназначении. И они не смогут выйти из этого положения, пока не станут крепко придерживаться Корана и Сунны. А это возможно лишь при условии следования шариатскому доказательству, как сказал Всевышний (смысловой перевод): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь» (Аль Имран, 103).

Мы должны поклоняться Всевышнему Аллаху лишь повинуясь Ему и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, а это возможно только при условии следования шариатскому доказательству.

Всевышний сказал (смысловой перевод): «Того, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введёт в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние. А того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительныя мучения» (Ан-Ниса, 13-14).

Из этого становится ясно, что защищённость, успех и спасение заключаются в следовании Слову Аллаха и слову Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а убыток и разочарование — в противоречии им. Поэтому мусульманину не следует принимать чьё бы то ни было слово, касающееся религии Аллаха, если оно не опирается на шариатское доказательство из текста Корана, или Сунны, или единогласного мнения учёных (иджма’), или достоверного суждения по аналогии (къияс сахих). Это необходимо для того, чтобы мусульманин не попал в сети браконьеров от религии (букв. преграждающих путь к Аллаху — прим. пер.), прикрывающихся именем призыва к Аллаху.

Основываясь на этом, я отрекаюсь, при жизни и после моей смерти, от любого высказывания, сказанного мною в этой книге, если обнаружится, что оно противоречит более предпочтительному, достоверному шариатскому доказательству, и моим высказыванием является то, что опирается на достоверное доказательство.

К сказанному следует добавить, что в данной книге я подверг обоснованной критике некоторые высказывания обладателей знания и привёл критический разбор большого количества книг. Всё это вы найдёте на страницах этой книги.

В довершение наставления, адресованного мусульманам — наставления, которое не может считаться завершённым без того, чтобы не предостеречь их от ошибки в религии, — я привёл доказательства законности подобной критики. Об этом вы можете прочитать в заключительной части исследования в области вероучения (и’тикъад) в седьмой главе.

В своём критическом анализе я следовал методологии, которую разъяснил шейху-ль-ислам Ибн Таймийя, да смилостивится над ним Аллах, в своём изречении: «И это наилучшее, что можно сказать по поводу вопроса, в котором существует разногласие: необходимо полностью изучить и охватить все высказывания (обладателей знания) по данному вопросу и обратить внимание на самое достоверное из них, отвергнуть ложное и извлечь пользу и выгоду из имеющегося разногласия, чтобы не затягивать спор и препирательство в том, в чём нет пользы и из-за этого не отвлекаться от главного.

Что же касается того, кто говорит об имеющемся разногласии по тому или иному вопросу, но при этом не охватывает полностью высказывания людей по нему, то такой подход является недостаточным, так как правильным может оказаться мнение, которое он оставил. Или, если при упоминании существующего разногласия, делает обобщение и не обращает внимания на более достоверное мнение, то подобный подход тоже является несовершенным. Если такой человек преднамеренно объявил достоверным то, что таковым не является, то он умышленно утверждает ложь. Если же подобное человек утверждает по своему невежеству, то он ошибается.

Таким же образом обстоит дело и с тем, кто ссылается на имеющееся разногласие в том, в чём нет пользы, или приводит различные высказывания учёных и в итоге сводит их суть к одному или двум мнениям, что является пустой тратой времени. А чрезмерность в утверждении того, что является недостоверным подобна лживому одеянию, в которое наряжается её носитель.

И только Аллах оказывает содействие в принятии правильного решения» (Маджму’ аль-фатава; т.13, стр.368).

Также хочу обратить внимание читателя на то, что иногда я прибегал к сокращению текста хадиса, приводя в качестве доказательства в некоторых местах лишь его часть. В этом я следовал по пути тех, кто дозволял подобное сокращение из числа обладателей знания как, например, Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, и другие. Данное мнение является достоверным, и ему отдал предпочтение Ан-Навави, да помилует его Аллах, при условии, что исключённая часть не нарушит указанного в хадисе положения » (См. Аль-Маджму’, т.1, стр.64).

В данной книге я также коснулся многих тем, которые в наши дни беспокоят мусульман, с соизволения Всевышнего Аллаха, разъяснив более правильное и предпочтительное мнение по каждой из них. К этим темам, к примеру, относятся: тема «Следование шариатскому доказательству и таклид (слепое подражание)»; тема «Невежество и оправдание им»; тема «Такфир и его правила»; тема «Хукм демократии и её методов»; тема «Хукм правителей, которые правят не тем, что ниспослал Аллах, и хукм их помощников и приспешников»; тема «Положения территорий и хукм простых людей, проживающих на них»; тема «Шариатская политика и искажения, внесённые в неё современными учёными»; тема «Хиджаб и никъаб» и другие темы, ознакомиться с которыми можно обратившись к содержанию, имеющемуся в конце книги.

Здесь я хочу обратить внимание на то, что иногда я не затрагиваю одну и ту же тему дважды в книге, из-за чего акцентирую тут внимание на наиболее важных и основных вопросах.

Эта книга содержит в себе также темы из другой моей книги «Призыв единобожия», которой Аллахом не было предопределено появиться в печати, а также из ещё одной моей книги «Призыв единобожия — это книга утверждения единобожия, посредством установления шариата Господа миров!» Основной темой данной книги была речь о религиозном постановлении (хукме) правителей и их помощников, а также о хукме их государств, имея в виду страны, в которых правление осуществляется не тем, что ниспослал Аллах, а на основе выдуманных людьми законов. Все эти темы затронуты и освещены — хоть и в краткой форме — в этой моей книге «Аль-Джами’ в приобретении благородных знаний», как об этом было сказано выше.

Я также хочу обратить внимание на то, что данная книга не адресована какой-либо отдельно взятой стране или группе лиц. Я её написал для каждого мусульманина и кафира, потому что все они (верующие и неверующие — прим. пер.) являются общиной, к которой обращён призыв пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Они входят в число тех, к кому обращён его призыв и послание, и они представляют собой всё человечество, со дня начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до Судного дня. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Пророки до меня посылались исключительно к своим племенам и народам, а я послан ко всему человечеству» (Аль-Бухари). Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани находится душа Мухаммада, если кто-либо из этой общины, будь то иудей или христианин, услышит обо мне и умрёт не уверовав в то, с чем я был послан, то он непременно окажется из числа обитателей Огня» (Муслим). Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — «… из этой общины…» — означают «из общины, к которой обращён призыв и которая включает в себя каждого мусульманина и кафира», а не только из общины верующих, которые ответили на призыв и уверовали, как об этом упомянуто в Слове Всевышнего (смысловой перевод): «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества…» (Аль Имран, 110).

Также хочу обратить внимание на то, что изложенное на страницах этой книги не является выражением мнения какой-то отдельно взятой партии или конкретного джама’ата, а лишь отражает точку зрения автора книги. Более того, я не вхожу ни в какую партию и не отношу себя к какому-либо джамаату. Поэтому всё, что содержится в этой книге — точка зрения беспристрастного исследователя, который, по воле Всевышнего Аллаха, стремится только к истине. Как я ранее указывал, если в этой книге или в других моих книгах обнаружится нечто, что противоречит достоверному доказательству, то я отрекаюсь от этого при жизни и после смерти. Поэтому никому не дозволено приписывать мне слова, которые противоречат доказательству из Корана и Сунны после подобного моего отречения.

Я написал эту книгу лишь ради Лика Всевышнего Аллаха и стремясь к Его довольству. Возможно, Аллах посредством неё принесёт пользу и сделает её непрерывной милостыней для меня и знанием, которым смогут пользоваться другие люди, и награда за неё достанется мне при жизни и после смерти. Поэтому я не дозволяю себе заработок, полученный от реализации моих книг. Я также не разрешаю этого своим наследникам, которые будут после меня. При этом я не говорю, что это запрещено другим, помимо меня, авторам книг. Особенно, когда в этом есть нужда. Однако за свои знания я надеюсь на награду от Всевышнего Аллаха.

Поэтому я разрешаю каждому человеку печатать любую из моих книг или любую её часть. Также разрешаю переводить её с арабского на другие языки квалифицированному специалисту, при условии, что к моим словам ничего не будет добавлено или убавлено из того, что я сказал. Однако я не разрешаю никому сокращать мои книги, потому что я не знаю какая её часть будет удалена — основная или второстепенная.

Я надеюсь, что каждый, кто займётся изданием моих книг, не осмелится превратить их в предмет личного обогащения, за исключением тех расходов, что уходят на их печатание и распространение, чтобы они доходили до уважаемого читателя по очень низкой цене. Автор же — как было сказано выше — не обладает правом издания.

Я обращаюсь с мольбой к Всеслышащему, Близкому, Внимающему Аллаху, чтобы Он воздал наилучшим образом в этом мире и на том свете всем, кто оказал мне помощь в появлении этой книги. Аминь!

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.

Написал с верой и надеждой на награду Аллаха

‘Абду-ль-Кадир ибн ‘Абду-ль-’Азиз

Перевод: Мухаммад Амин

alisnad.com

11
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
абу АбдуЛлах
Гость
абу АбдуЛлах

Ас-Саляму алай-кум ва Рахмату-Ллахи ва баракатуху. Ахи а дальнейшй перевод будет?

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух.
Какую-то часть книги планируем опубликовать, ин шаа-ллах.

abu zarr
Гость
abu zarr

Ассаляму алляйкум .Ахы это книга переведена или в дальнейшем будет переводится?

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух.
Какую-то часть книги планируем опубликовать, ин шаа-ллах.

qwerty
Гость
qwerty

у Макдиси есть очень полезные примечания к этой книге

abu zarr
Гость
abu zarr

понятно ахы,ДжазакАллаху хайран за ваше усердия.

'Умар бин Ридван
Гость
'Умар бин Ридван

мащааЛлах, брат админ а можно узнать откуда этот ученый?где живет?

абу АбдуЛлах
Гость
абу АбдуЛлах

а какие? можешь перевести? или хотя бы смысл?

Джаббар
Гость
Джаббар

Админ продолжение будет… Комментарий к работе шейха Абу Катады Аль-Филястыни «Это наша ‘акида»

Если Аллах пожелает. Пока сложно сказать.
Кстати, просьба — делать дуа, чтобы Аллах дал нам баракат во времени.

я
Гость
я

Ждем продолжение! ИН ША АЛЛАГЬ!

Абдуль Ваххаб аль Макдиси
Гость
Абдуль Ваххаб аль Макдиси

Ассалам Алейкум. Братва подскажите , какие еще есть научно просветительские сайты типа Альиснада?чтобы не новостной а именно научной просветительский, новости и на других сайтах прочесть можно. А это реально учебник

'Умар бин Ридван
Гость
'Умар бин Ридван

уа ‘алейкуму ссалям. Научно-просветительских не могу назвать, но посоветую сайт саляф.ру, саваб.ру, бадр-таухид, таухид-лакт, саваб.инфо, хорошие сайты

عبدالله ابن آدم
Гость

Ассаламу 1алайкум джазакумуллах1у хайран? Ахи можно по больше узнать максимум на столько возможно про этого ученного? Джазакаллах1у хайран

Ва алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух. Ва иййака.
Здесь есть его краткая биография: https://alisnad.com/otvet-safaru-al-havali-na-ego-kommentarij-k-knige-shejha-mudzhahida-abdully-azzama-zashhita-zemel-musulman/
Он был «муфтием» египетского джамаата джихада, которым руководил Айман Аз-Завахири, принимал участие вместе с этим джамаатов в афганском джихаде. Находясь там написал популярные и полезные книги «Аль-Джами…» и «Умда…», из-за некоторых высказываний в которых учёные джихада критиковали его за чрезмерность. Находясь в египетской тюрьме, «пересмотрел» свои прежние взгляды. После свержения в Египте Мубарака был освобождён из тюрьмы, дальнейшая его судьба мне не известна.