Ибн Аль-Каййим: Наставление Пророка в джихаде, часть 1

7

Zad al MaadРаздел: Наставление и путь Пророка, , в джихаде и военных операциях, в которых он принимал личное участие, и в которые отправлял своих сподвижников

Джихад это вершина ислама, и для муджахидов предназначены высшие чертоги Рая так же как они занимают высокое положение в дунья. То есть они их статус выше, чем у других людей и в этой жизни, и в Ахирате. Поэтому посланник Аллах, ﷺ, в джихаде находился на самом высочайшем уровне, и  достиг совершенства во всех его видах. Он вёл наилучший джихад ради Аллаха своим сердцем и душой, призывом и разъяснением, мечом и копьём. Всё его время было посвящено джихаду сердцем, языком и рукой, и поэтому он самый почётный из творений и самый великий пред Аллахом.

Всевышний Аллах повелел ему вести джихад, когда послал его с пророческой миссией, и сказал Он: «Если бы Мы пожелали, то послали бы в каждое селение предостерегающего увещевателя. Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством Корана великий джихад» (Различение, 25:51-52).

Это мекканская сура, в которой Аллах повелел вести с кафирами джихад посредством доводов, разъяснения и доведения до них Корана, и также джихад с мунафиками заключается в доведение до них доводов, потому что они находятся под властью мусульман. Сказал Всевышний: «О Пророк! Веди джихад с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Покаяние, 9:73).

Джихад же с мунафиками сложнее, чем джихада с кафирами. Это джихад элиты Уммы и наследников пророков. Этот джихад ведут единицы во всем мире, и те, кто участвуют в нем и помогают ему, не смотря на свою малочисленность, имеют великий статус у Аллаха.

К лучшему джихаду относится слово истины, сказанное, не смотря на силу противника, подобно истине, сказанной перед человеком, который способен тебе навредить и причинить страдания, и поэтому посланники, да благословит их Аллах и приветствует, имеют в этом наиболее полную долю, и этот джихад нашего Пророк, ﷺ, был наиболее глубоким и совершенным.

И так как внешний джихад с врагами Аллаха является ответвлением джихада человека со своей душой ради Аллаху, как сказал об этом Пророк, ﷺ: «Муджахидэто тот, кто ведёт джихад со своей душой, чтобы подчинить её Аллаху. Мухаджир – это тот, кто не делает того, что запретил Аллах» (Ахмад, 23957, достоверный хадис), то джихад с душой предшествует внешнему джихаду с врагом и является основой для него. Ведь тот, кто не вёл сначала джихад со своей душой и не сражался с ней, дабы она выполняла то, что ей приказано, и не делала того, что ей запрещено, тот не сможет вести джихад против внешнего врага. Как сможет он вести джихад с врагом и воздать ему по заслугам, в то время как его внутренний враг властвует над ним и командует им, а человек не сражается с ним ради Аллаха? Более того, человек не сможет выйти на джихад против врага, пока не будет вести джихад со своей душой, препятствующей этому выходу.

Посредством джихада с этими двумя врагами – внешним и внутренним, то есть с душой – человек испытывается, а есть также и третий враг, без джихада с которым невозможен джихад с первыми двумя. Этот враг удерживает человека от джихада с двумя другими, лишает его сил и отпугивает, не переставая внушает ему страх перед джихадом с этими двумя врагами, смущая его трудностями и лишениями, потерей радостей и прелестей жизни. И человек не может вести джихад с этими двумя врагами без джихада с третьим врагом, и джихад с ним является основой для джихада с этими двумя. И этот враг – шайтан, как сказал Всевышний: «Поистине, шайтан ваш враг, так относитесь к нему как к врагу» (Творец, 35:6). Приказ относиться к нему как к врагу – это предупреждение о том, что надо приложить силы для войны и джихада против него, потому что это враг, который ни минуты не отдыхает и не проявляет небрежность в войне с человеком.

И это три врага, с которыми повелено человеку сражаться и вести джихад, и поистине, Аллах испытывает и проверяет человека войной с ними в этом мире. И Аллах наделил  человека силами, снаряжением, оружием и помощниками для этого джихада, также как наделили его врагов силами, снаряжением, оружием и помощниками, испытывая каждую из сторон этой борьбы, и проверяя, кто будет Его сторонником и сторонником Его посланников, а кто будет сторонником шайтана и его партии, как сказал Он об этом: Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий. (Различение, 20). И сказал Он также: Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха. (Мухаммад, 4). И сказал Он: Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести. (Мухаммад, 31). И Он дал Своим рабам слух, зрение, разум и силы, и ниспослал им Свои Писания, отправил к ним Своих посланников, которых поддержал Своими ангелами, и сказал им: Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали! (Добыча, 12). Он приказал людям то, что является для них самой большой помощью в войне с их врагом, и сообщил им, что если они подчинятся Его приказу, то всегда будут побеждать Его и своего врага, и что если враг одолеет их, то лишь по причине того, что люди не делали чего-то из приказанного Аллахом, или же из-за совершения ими грехов. Но Он не привёл их в отчаяние и не обескуражил их, а наоборот, повелел повернуться лицом к тому, что их постигает, залечивать раны и возвращаться к борьбе и сопротивлению врагу, и в таком случае Он поможет им и даст победу. Аллах также сообщил людям, что Он вместе с богобоязненными, с благодетельными, с терпеливыми и верующими, и что Он защищает Своих верующих рабов от того, от чего они не могут защититься, и что благодаря Его защите они побеждают врага, и что если бы не Его защита, то враги схватили бы и уничтожили верующих. И эта защита зависит от силы имана верующих, и если крепок иман, то сильна защита Аллаха, и тот, кто обретёт благо, пусть восхваляет Аллаха, а тот, кто обретёт нечто другое, то пусть не упрекает никого, кроме самого себя.

И Аллах приказал людям вести ради Него истинный джихад должны образом, так же как Он приказал им бояться Аллаха должным образом, а «должны образом» значит подчиняясь и не ослушиваясь, помня об Аллахе и не забывая о Нём, благодаря и не проявляя неблагодарность. Вести джихад должны образом значит, что человек ведёт джихад со свой душой дабы подчинить своё сердце, язык и тело Аллаху, и дабы полностью принадлежать Аллаху, а не своей душе; и ведёт джихад с шайтаном не веруя в его обещания, не слушаясь его приказов и делая то, что он запрещает, ведь поистине, обещания шайтана – лишь пустые надежды и обман, он обещает нужду и приказывает совершать мерзости, он отвращает от страха перед Аллахом, от следования прямому пути, от  целомудрия, терпения и от всех качеств верующих…

И в результате джихада с душой и шайтаном человек получает силу и власть, которые служат ему снаряжением в джихаде с внешним врагом, который ведется сердцем, языком, рукой и имуществом, дабы слово Аллаха было наивысшим.

Саляфы по-разному определили что такое «истинный джихад».

Ибн Аббас сказал: это приложение всех сил для джихада, не боясь ради Аллаха ни чьих упрёков.

Мукатиль сказал: Это значит «действуйте ради Аллаха наилучшим образом и поклоняйтесь Ему наилучшим образом.

Абдуллах ибн Аль-Мубарак сказал: Это борьба с душой и страстями, и не прав тот, кто утверждает, что оба этих аята отмененные, потому что предположил, что они содержат повеление совершить невозможное для человека. Истинная богобоязненность и истинный джихад это то, что может каждый человек в своей душе, и различается в зависимости от различия людей в силе и слабости, знании и невежестве. То есть истинная богобоязненность и истинный джихад в отношении сильного, обладающего возможностями и знающего человека – это одно, а в отношении слабого, невежественного, бессильного – другое. Поразмышляй же над тем, что этот приказ завершается словами «Он избрал вас и не сделал для вас в религии никакого затруднения» (Хаджж, 22:78). Затруднение – это стеснение, а Аллах сделал религию широкой, вмещающей (адаптированной для) каждого человека, так же, как Он сделал пропитание для каждого живого существа, и возложил на человека то, что под силу человеку, и наделил его достаточным для него пропитанием. И Аллах не сделал для Своего раба никакого затруднения в религии, сказал Пророк, ﷺ: «Я послан с лёгкой ханафией», то есть с религией единобожия, в делах которой нет затруднения.

Аллах предельно расширил и облегчил для Своих рабов дела религии, ризкъ, Своё прощение и милость и дозволил им покаяние до тех пор, пока душа остается в теле, и распахнул для них врата покаяния до тех пор, пока не взойдёт солнце с запада. Он сделал для каждого плохого поступка искупление, будь то покаяние, благое деяние, стирающее этот плохой поступок, или же постигающее человека горе, которое служит очищением от этого плохого поступка. Он также сделал для всего, что запретил Своим рабам замену из дозволенного, которая полезнее, лучше и слаще, чтобы для людей не было потребности в запретном.

Он расширил границы дозволенного, и не сделал в нём стеснения, и сделал для каждого затруднения, которым Он испытывает людей, одно облегчение до этого затруднения и одно после, и  «никогда не одолеет одно затруднение двух облегчений». И если так Аллах Всевышний относится к Своим рабам, то как же Он может возложить на них нечто им слишком тяжёлое, не говоря уже о том, чего они не в состоянии выполнить?

Ибн Каййим Аль-Джаузиййа, «Зад аль-ма’ад»,

فَصْلٌ فِي هَدْيِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الْجِهَادِ وَالْمَغَازِي وَالسَّرَايَا وَالْبُعُوثِ

Перевод: Муслим Галанчожский

Скачать в PDF

alisnad.com 

7
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Omar
Гость
Omar

АльхамдулиЛлях
ДжазакаЛлаху хайран

Ва иййака.

Абдуль Ваххаб аль Макдиси
Гость
Абдуль Ваххаб аль Макдиси

Ассалам Алейкум админ. Термин Саляфия- Дж….. это подразумевает мудж… с акыдой саляфи? или в целом саляфитов кто за дж…?

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух.
Интересный вопрос.
Термин «саляфиййа-джихадиййа» не пришел к нам из Корана и Сунны, поэтому те, кто его используют, сами и должны дать ему определение, и договариваться между собой, что под этим термином они подразумевают, используя его.
Моё личное мнение – вполне допускаю, что мало кому интересное – что этот термин введен для того, чтобы различить между теми, кто сегодня традиционно считается саляфитами, или называет себя саляфитами, и в то же время негативно относится к современным практикам джихада, или не воспринимает джихад как одну из первоочередных обязанностей каждого мусульманина сегодня, и теми из саляфитов, кто позитивно относится к современным практикам джихада и воспринимает джихад как одну из первоочередных обязанностей каждого мусульманина. Таким образом не обязательно личное участие в военном джихаде для того, чтобы считаться «саляфитом-джихадистом».

Абдуль Ваххаб аль Макдиси
Гость
Абдуль Ваххаб аль Макдиси

Слушай брат Админ, вот например я еду в поезде домой да, и время Магриб Намаза, могу ли я дома прочитать его например если я приеду домой очень поздно, руководствуясь тем что Магриб и Иша путник может объединять, поведай мне об этом вопросе. Джаззак Аллах

Ва иййака.
Если ты являешься путником, ты можешь совместить магриб и иша. Думаю, в русскоязычном интернете должна быть информация по молитве в пути.

abumaryam
Гость
abumaryam

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух ва джазака-ллаху хайран.

Барака-ллаху фикум за дуа.

Валием женщины в основе является отец, а если его нет или он не может быть валием (например, он кафир), близкие родственники по отцовской линии, как это оговорено в книгах по фикху.

Если отец (или сменивший его вали-родственник) не выдает женщину замуж без шариатского обоснования, то она может обратиться к правителю, судье, носителю шариатской власти, а если их нет, то к простому праведному и авторитетному мусульманину, и он решит вопрос её замужества, то есть выступит её валием в никахе.

Что касается описанной тобой ситуации, то ставить в курс родных она должна – они же должны знать, замужем их женщина или нет. Далее, после смерти мужа, её валием опять становится отец (ну, или её родственники-мужчины по отцовской линии), то есть, в основе, он должен решать, что ей делать.

Ну, и, конечно, необходимо учитывать, что, например, возвращение этой женщины к семье может быть опасно (например, если кафирские спецслужбы у неё на родине знают, где она была, и могут причинить ей из-за этого вред). Или её отец (или другие родственники) могут быть кафирами или фасиками, которые не заботятся должны образом о сохранении религии их женщины.

Что касается слов её мужа, то не следует их воспринимать как незыблемый закон – нет подчинения сотворенным в ослушании Творца. Да скорее всего он и имел в виду не это, а то, чтобы женщина не сворачивала с пути Аллаха. Любая земля может быть покинута, если нахождение на ней запретно или нежелательно, или ведет к запретному, или в другом месте человек принесет больше пользы религии Аллаха.

Да поможет вам Аллах и да защитит от всякого зла.

Omar
Гость
Omar

Ассаляму алейкум
Можно ли дать денег родной сестре на то чтоб она снимала квартиру? Снимать квартиру женшине можна?

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух.
Насколько мне известно, нет запретов на подобного рода договоры. Может, ты забыл упомянуть какие-то нюансы?

умм сумайя
Гость
умм сумайя

ассаламу алейкум. очередной глупый вопрос. без публикации пож-та..

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух.
Мне не кажется, что вопрос глупый, но, к сожалению, я не нашел на него ответа. Во всяком случае, я не знаю, что нельзя скрыть такую информацию на том основании что это «коммерческая тайна». Хотя, конечно, если эту коммерческую тайну раскрыть — это будет садакъа. Если вдруг ты найдешь где-то ответ, сообщи, пожалуйста.

muhammad
Гость
muhammad

assalamu aleikum ua rahmatullahi ua barakatuhu.
Ne mogli by vy razyas’nit’ hukm nowenia odejdy kafirov,to est’ ih voennye formy dlya togo 4toby pri4init’ im vred i prinesti pol’zu musul’manam.
Est’ je aiat v Korane 4to voina eto hitrost’.no ya slywal 4to eto vse ravno kufr.raz’yasnite pojaluista.

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух.
«Война – это обман» – это не аят, а хадис, приведенный имами Аль-Бухари, Муслимом и другими.
Ношение военной формы само по себе не является куфром, если речь не идет о ношении таких символов как крест, потому что ношение креста ученые считают куфром само по себе.