Ибн Аль-Каййим: Пути шайтана к сердцу

2

Nakhal fortКаждый обладатель разума знает, что шайтан может подойти к нему только с трёх направлений:

Первое из них — это преувеличение и чрезмерность. Человек добавляет к тому, что ему нужно, и это становится излишком, что является долей шайтана и его дверью в сердце. Способ предохранения от этого – не давать душе всего, что она требует из еды, удовольствий и удобств. И когда эта дверь закрыта, человек оказывается в безопасности от того, что через неё войдёт враг.

Второе направление – это беспечность. Поистине, помнящий (об Аллахе) находится в крепости зикра (поминания Аллаха), а если он станет невнимательным и проявит беспечность, он тем самым откроет ворота  своей крепости, и в неё проникнет враг, которого очень трудно будет изгнать.

Третье направление — это когда человек в разных вещах сам обременяет себя тем, что его не касается.

Ибн Каййим Аль-Джаузиййа «Аль-Фаваид»

Перевод: Муслим Галанчожский

alisnad.com

2
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
мухаммад
Гость
мухаммад

преувеличение это как я понял показуха да?

Это добавление к необходимому, исраф.

Муслим
Гость
Муслим

Асссаляму алейкум. Ахи админ, подскажи пожалуйста такую вещь: вот очень часто я в биографиях разных сильных личностей в исламе читаю, что их воспитывали в духе гордости, самоуверенности, с высокой самооценкой.

Вот последняя статья про Дырара: «Отец воспитывал в нем чувство собственного достоинства и гордость. Он рассказывал мне истории из своего детства, которые говорили о его гордом характере»

но ведь гордость порицается в исламе? Как это совместить?

Возьмём тех же сподвижников, вот как совместить их гордость и чувство собственного достоинства с тем, что они считали себя грешниками и приближающимися к лицемерию — я вот не могу понять. Как это сопоставить.
Вот например возьмём Саада ибн Абу Ваккаса — он же как я помню, считал себя одним из лучших сподвижников и говорил, что он был лучшим в какой-то из битв. Но в то же время есть примеры, когда Умар ибн аль-Хаттаб отчитывал себя, критиковал и т.д. Но это же не значит, что тот же Умар был неуверенный в собственных силах и без гордости, без высокой самооценки, без чувства собственного достоинства.
И так со всеми — ну вспомнить того же Ибн Мубарака — он же тоже говорил и считал себя хуже, но в то же время был с гордостью и чувством собственного достоинства, уверенным в себе и т.д.
Так вот, мой вопрос: где грань между хорошей гордостью и плохой гордостью? Как её определить? Где грань между высокой самооценкой и между горделивостью? Как сопоставить то, что с одной стороны сподвижники себя критиковали, а с другой считали себя лучшими — как например Саад ибн Абу Ваккас? Вот это я не могу понять

Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух.

Действительно, интересный вопрос, который нуждается в более глубоком рассмотрении.

Вот вкратце что я могу сказать:

Гордость порицаемая, или высокомерие – это то, о чем сказал посланник Аллаха, ﷺ: «Не войдёт в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом хотя бы с пылинку». И затем он объяснил: «…Высокомерие — это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим).

А имам Ибн Абду-ль-Барр, упомянув хадис, в котором посланник Аллаха, ﷺ, сказал «Если бы у меня было столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни лжецом, ни трусом!», пишет: В нём дозволенность для благородного уважаемого человека хвалить самого себя и отвергать то, что является недостатком на основании правды. И если в этом есть необходимость или смысл, который вынуждает сделать это, то в этом нет ничего плохого. Поистине, сказал Всевышний Аллах, рассказывая о Йусуфе, ﷺ, что он сказал: «… поистине, я – знающий хранитель»… и подобного передается много в Сунне и от ученых салафов, и это не отрицает никто, кроме не имеющего знаний о прошлых поколениях. (Ат-тамхид, 20/37-39).