http://alisnad.com

Comments: (0)

Имам Анвар Аль-Авляки: «Жизнь Мухаммада». Часть 37: Поход на Аль-Габа или на Зу Карад

Category : Пресса

painted_desert_1Хвала Аллаху, Господу миров

Благословение и мир нашему посланнику Мухаммаду, его семье и сподвижникам

Братья и сёстры, это наша вторая лекция второй части Мединского периода жизни Пророка Мухаммада, ﷺ, которая посвящена последним пяти годам его жизни. В предыдущей лекции мы говорили о некоторых событиях, которые произошли между Битвой у Рва (Хандаком) и Аль-Худайбиййей.

И мы продолжаем, теперь мы поговорим о шестом годе хиджры.

Ибн Касир пишет, что этот год начался с похода Зу Карад, или похода на Аль-Габу (غزوة الغابة أو غزوة ذي قرد). Рассказ об этом походе содержится у Аль-Бухари, Муслима, Ахмада, Ибн Исхака, и я прочитаю вам версию имама Ахмада, которую приводит Ибн Касир.

Имам Ахмад ибн Ханбал приводит рассказ Саляма ибн Аль-Аква’ (سلمة بن الأكوع), что он со слугой посланника Аллаха по имени Рабах (رباح) вышли из Медины. В версии Аль-Вакиди сообщается, что они вынуждены были переместиться со скотом на пастбище в место, называемое Аль-Габа. Рабах был пастухом, он пас верблюдов, которые принадлежали казне мусульман, а Саляма отправился на коне Тальхи ибн ‘Убайдилляха, чтобы попасти его.

Тальха был мухаджиром, как и Саляма, но Саляма не был курайшитом.

Как известно, мусульмане Медины состояли из мухаджиров и ансаров. Ансары были представлены двумя мединскими племенами Аус и Хазрадж, и оба этих племени были генеалогически близки друг другу, они были потомками Аль-Азда.

Мухаджиры же были все те, кто совершил хиджру в Медину. Самая большая группа их была, естественно, из курайшитов, племени посланника Аллаха, ﷺ. Абу Бакр, Умар, Тальха ибн ‘Убайдиллях, Са’д ибн Аби Ваккас, Абу Убайда Амр ибн Аль-Джарррах, Са’ид ибн Зайд – всем они мухаджиры из Мекки, курайшиты. И были также мухаджиры из других племен, из Бану Суляйм, бедуинского племя Хиджаза Аль-Гифар, откуда происходил Абу Зарр Аль-Гифари. Абу Муса Аль-Ашари также считался мухаджиром, он был выходцем из Йемена. Все люди, которые прибыли в Медину из других мест, назывались мухаджирами.

Так что Саляма ибн Аль-Аква’ был мухаджиром, но не из Курайша, он работал как слуга у некоторых асхабов, в частности он отправился с лошадью Тальхи ибн Убайдилляха для того чтобы дать ей попастись за пределами Медины.

Они вышли рано утром, в одной из версий говорится, что они вышли ещё до призыва на утреннюю молитву. То есть они должны были выйти очень рано. Верблюды посланника Аллаха, ﷺ, выходили на пастбище рано утром и возвращались к заходу солнца, и тогда пастухи доили верблюдов и ужинали.

Саляма продолжает: Во время предрассветных сумерек, то есть в тот период после наступления времени утренней молитвы, когда ещё темно, Абдурраман ибн Уйайна, который происходил из племени Гатафан, со своими людьми верхом на лошадях напал и убил пастуха и угнал верблюдов посланника Аллаха, ﷺ.

Саляма говорит: Я сказал Рабаху: Возьми этого коня, возвращайся в Медину, отдай коня Тальхе ибн Убайдиллях и сообщи посланнику Аллаха, ﷺ, что его верблюдов угнали.

Саляма вместо того, чтобы оставить лошадь себе, отправил её с пастухом в Медину, и остался действовать один. Он был очень быстрым бегуном. Он хотел, чтобы новость была доставлена в Медину как можно скорее, поэтому он послал Рабаха с лошадью. Сам же он поднялся на вершину холма и трижды прокричал в направлении Медины «Ва субахах».

Крик «ва субахах» — это сигнал тревоги, что-то вроде номера 911, и особенно он использовался для предупреждения о приближении вражеских войск. И этот клич использовал посланник Аллаха, ﷺ, когда собрался заявить курайшитам о своей миссии. Таким образом, когда человек кричит «ва субахах», люди обязательно идут к нему и слушают, что он говорит.

Саляма ибн Аль-Аква’ встал на холм и прокричал «Ва субахах», и его голос был услышан в Медине. И когда люди услышали этот клич, они начали говорить «О, конница Аллаха, скачи!», и это был первый раз, когда этот слоган был использован.

Асхабы среагировали очень быстро, они бегом прибежали к посланнику Аллаха, ﷺ, когда услышали крик Саляма.

Сам Саляма в это время последовал за Абдуррахманом ибн Уйайна. Он сказал: «У меня был мой меч, лук и стрелы, и я стал стрелять в них, убивая лошадей под ними. Я делал это, потому что вокруг было много деревьев». То есть он мог делать засаду на них, скрываясь и защищаясь среди деревьев.

«Я стрелял в них, находясь между деревьев, и если кто-то из всадников направлялся ко мне, я стрелял в него, говоря при этом мой боевой девиз: Держи это, я – сын Аль-Аква’! Сегодня негодяй умрёт!». И он повторял этот клич вновь и вновь.

«Когда я был среди деревьев, я жёг их стрелами, когда же они проходили горные ущелья, я взбирался наверх и сбрасывал на них валуны».

Так что Саляма ибн Аль-Аква’, да будет доволен им Аллах, сводил этих людей с ума. Он один сражался с целой группой воинов. Во-первых, он один, а против него целая большая группа. Во-вторых, он был пешком, а они верхом на лошадях.

Но Саляма был смел, он был быстр, он хорошо стрелял из лука, и самое главное – он был верующим.

Саляма говорит: «Всё, что они похитили, я оставил у себя за спиной». Эти люди бежали от Саляма, и, с целью облегчить свой груз и двигаться быстрее, чтобы сбежать от Саляма, они оставили украденных ими верблюдов, а затем начали сбрасывать с лошадей свои собственные вещи.

В одной из версий говорится, что они бросили тридцать копей и тридцать плащей. Всё это они побросали, чтобы двигаться быстрее. Саляма же каждый раз, когда проходил мимо брошенных ими вещей, делал на них отметку из камней, чтобы потом их было легче найти.

Затем грабители получили подмогу от Уйайна ибн Бадра Аль-Фаззари. Он подъехал к ним, когда они были в узком горном ущелье, и Саляма поднялся на вершину склона.

Уйайна спросил: «Что происходит?» Они ответили: «Этот человек замучил нас. Он не оставляет нас с самого утра до этого момента, и он забрал у нас всё».

Уйайна сказал им: «Если этот человек увидит, что вы преследуете его, он не будет идти за вами», имея в виду: почему вы оставляете его в покое? Вы сами дали ему возможность нападать на вас. Нападите на него, и он оставит вас в покое.

Так что четверо из них под предводительством Уйайна стали взбираться по склону, чтобы подобраться к Саляма, да будет доволен им Аллах. Когда же они оказались на таком расстоянии, чтобы слышать его голос, Саляма спросил их: «Вы знаете кто я такой?». Они сказали: «Нет». Он сказал: «Я сын Аль-Аква’, и во имя Того, кто почтил лицо Мухаммада, ни один из вас, кто захочет достать меня, не сможет сделать этого, и ни один из вас, кого я захочу достать, не сможет избежать этого». То есть если вы захотите убить меня, вы не сможете сделать этого, а каждого из вас, кого я захочу убить, я убью.

Одни из бандитов сказал: «Я думаю, он прав», и они спустились.

Саляма говорит: «И в этот момент я увидел всадников посланника Аллаха, ﷺ, которые приближались. Я видел их между деревьями. Первым из них был Ахрам Аль-Асади (الْأَخْرَمُ الْأَسَدِيُّ), вторым – Абу Катада, рыцарь посланника Аллаха, ﷺ, а следом за ним Аль-Микдад ибн Аль-Асвад. Увидев их, мушрики бежали, а я спустился с горы и схватил под уздцы лошадь Ахрама и сказал ему: «О, Ахрам, будь осторожен, я боюсь, что они отрежут тебя. Подожди, пока не подойдёт посланник Аллаха со своими асхабами». Ахрам был впереди всадников и он был один, и Саляма хотел его предупредить, что кафиры могут отрезать его и окружить.

Что же ответил Ахрам?

Он сказал: «О, Саляма, если ты веруешь в Аллаха и в Последний День, и в то, что Рай – истина, и Ад – истина, то не становись между мной и между шахадой».

Превелик Аллах! Посмотрите, какую любовь испытывал Ахрам к встрече с Аллахом. Он хотел встретиться с Аллахом, будучи шахидом.

Саляма говорит: «И я отпустил узду его лошади, а он последовал за Абдуррахманом ибн Уйайна, и Абдуррахман повернулся к нему, и они обменялись ударами копьями. Ахрам сразил лошадь Абдуррахмана, а Абдуррахман попал в Ахрама и убил его.

Абдуррахман сел на лошадь Ахрама.

Тут подскакал Абу Катада, и они с Абдуррахманом обменялись ударами копьями. Абдуррахман сразил лошадь Абу Катады, а Абу Катада убил Абдуррахмана. Абу Катада сел на лошадь Абдуррахмана».

Далее Саляма говорит удивительную вещь: «После этого я стал бежать за врагами Аллаха так быстро, что пыль, которую подняла конница посланника Аллаха, ﷺ, скрылась у меня из глаз.

Уже подходило время заката, и мушрики приблизились к месту, которое называлось Зу Карад, где они, измученные жаждой, хотели напиться. Но когда они увидели, что я продолжаю их преследовать, они бежали из этого места и стали убегать по склонам холмов. Я побежал за одним из них и выстрелил в него, сказав: «Держи это! Я — сын Аль-Аква’, и сегодня негодяй умрёт!» Он же сказал: «Заклинаю тебя твой матерью, ты Аль-Аква’ этого утра?!» Он имел в виду: Неужели это ты преследуешь нас весь этот день с самого его начала?

«Я сказал: «Да, о, враг самому себе». В этого человека попала стрела утром, и теперь из него торчало две стрелы.

Они бросили двух лошадей, я взял их и пошёл к посланнику Аллаха, ﷺ, и обнаружил его в месте, где мушрики хотели напиться, Зу Карад, с пятьюстами сподвижниками, и Биляль уже зарезал верблюда из тех, что я оставил за собой, и жарил Пророку, ﷺ, часть его печени и горба. Я сказал: «О, посланник Аллаха, дай мне выбрать сотню из твоих спутников, я ночью нападу на кафиров, и мы убьём их всех до одного». Посланник Аллаха спросил: «Ты сможешь сделать это, о, Саляма?», и я ответил: «Да, клянусь Тем, кто почтил тебя». И посланника Аллаха, ﷺ, засмеялся так, что я увидел его зубы в свете костра, а затем сказал: «Сейчас они уже пользуются гостеприимством в земле Гатафана». Затем пришел человек из племени Гатафан и сказал: «Они проезжали мимо такого-то человека из Гатафана, и он зарезал для них верблюда, а когда они начали снимать с него шкуру, они увидели какую-то пыль, поднимавшуюся на дороге, бросили верблюда и бежали». То есть, увидев пыль на дороге, они подумали, что это посланник Аллаха, ﷺ, с асхабами, и бежали, даже не поев.

Саляма продолжает: «На следующее утром посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Наш лучший всадник – Абу Катада, а наш лучший пеший воин – Саляма». И посланник Аллаха, ﷺ, дал мне из трофея долю и пешего воина, и конного, а затем посадил меня за собой на свою верблюдицу Аль-Абда, на пути в Медину.

Когда же мы были уже близко от Медины, один из ансаров, которого никто не мог обогнать в беге, начал кричать: «Есть кто-нибудь, кто хочет посоревноваться со мной в беге до Медины?!». И он продолжал повторять это снова и снова, а я сидел за посланником Аллаха, ﷺ. В конце концов я сказал: «Неужели ты не уважаешь уважаемого и не боишься сильного?», он ответил: «Нет, кроме посланника Аллаха!» Саляма этим вопросом имел в виду: Ты вызываешь нас на соревнование так настойчиво, неужели у тебя нет никакого уважения к нам? Естественно, это был обмен шутками между Саляма и этим ансаром, и ансар говорил, что вызывает любого, кроме посланника Аллаха, ﷺ.

Саляма бегал весь предыдущий день, но этот вызов он не мог оставить без ответа, это было выше его сил, так как вызов был повторен много раз. Он сказал: «О, посланник Аллаха, заклинаю тебя моим отцом и матерью, дозволь мне посоревноваться с этим человеком». Посланник Аллаха ответил: «Если хочешь».

Я сказал: «Я иду к тебе» и он спрыгнул со своего верхового животного, а я согнул ноги и спрыгнул с верблюдицы…», а затем Саляма, да будет доволен им Аллах, дал этому человеку обогнать себя, дал ему убежать вперёд, оставаясь сзади. Он говорит: «Я постарался сохранить своё дыхание». Таким образом он дал этому человеку бежать впереди себя, пока они не оказались вблизи Медины, «и тогда я побежал очень быстро, и когда я был сзади него, я хлопнул его рукой между лопаток и сказал: «Я обогнал тебя, с именем Аллаха», а он ответил: «Да, думаю, что так», и так мы достигли Медины».

То есть всю гонку этот ансар был впереди Саляма, и уже вблизи Медины Саляма побежал изо всех сил, догнал его и шлёпнул рукой между лопаток, сказав «Я победил, с именем Аллаха», и тот ответил: «Ты прав», и это был самый быстрый бегун среди ансаров, но никто не мог победить Саляма ибн Аль-Аква’, да будет доволен им Аллах.

Это история похода Зу Карад, который также называют «газват Аль-Габа».

И здесь Ибн Касир рассказывает о верблюдице посланника Аллаха, ﷺ, Аль-Адба (الْعَضْبَاء), и её истории, потому что она упоминается в истории Саляма, упоминается, что Пророк, ﷺ, ехал на ней, и Саляма сидел сзади него.

Что же это за история?

Аль-Адба была очень быстрым верблюдом и принадлежала племени Бану Укайль (بنو عقيل). Как же она оказалась у посланника Аллаха, ﷺ.

Этот хадис приводит имам Ахмад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах. Он сообщает, что Аль-Адба принадлежала человеку из Бану Укайль, и была быстрым скаковым верблюдом, предназначенным для гонок. Этот человек был захвачен мусульманами вместе со своим верблюдом. Посланник Аллаха, ﷺ, проходил мимо него, он был связан и обратился к Пророку с такими словами: «О, Мухаммад, почему ты захватил меня и мою скаковую верблюдицу?» То есть он протестовал против того, что его захватили в плен. Он ехал где-то по Аравии, сподвижники увидели его, захватили, привезли в Медину и связали.

И теперь, когда он увидел проходящего мимо Мухаммада, он спросил, почему они схватили его. Этот человек протестовал против своего пленения, потому что принадлежал к племени, которое не было в состоянии войны с мусульманами, не сражалось с мусульманами.

Посланник Аллаха ответил ему: «Мы захватили тебя из-за преступления твоих союзников — племени Сакиф». Племя Сакиф (ثقيف) находилось в состоянии войны с посланником Аллаха, ﷺ. До того момента не было боестолкновений между мусульманами и Сакиф, но Сакиф были союзниками курайшитов, помогали им в из усилиях против ислама и сами были в общем против ислама. Мы знаем историю о том, как посланник Аллаха, ﷺ, приходил в Ат-Таиф. Жители Ат-Таифа принадлежали к племени Сакиф, и мы знаем, что случилось с посланником Аллаха в этом путешествии. Так что посланник Аллаха сказал ему: «Мы захватили тебя из-за действий твоих союзников – племени Сакиф».

В тот момент Сакиф захватили в плен двух мусульман. И посланник Аллаха, ﷺ, захватил этого человека в отместку, потому что, хотя он сам не был из племени Сакиф, он был изо Бану Укайль, и его племя было союзником Сакифа.

Что же отвечает этот человек? Он говорит: «Я мусульманин».

Что же сказал на это посланник Аллаха? Он сказал: «Если бы ты сказал это, когда ты был в своей власти, ты бы преуспел наилучшим образом».

Это значило «если бы ты сказал это, будучи на свободе, а теперь ты находишься в плену, и заявляешь о том, что ты мусульманин. Эти слова бы помогли тебе раньше».

Этот человек сказал: «О, Мухаммад, я голоден, накорми же меня, я жажду, напои же меня». Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Это твоя нужда», то есть «на это ты имеешь право, возьми, что тебе нужно». Речь здесь о правах пленных, мусульмане должны кормить их и предоставлять другое необходимое.

Как мы помним, после битвы при Бадре посланник Аллаха, ﷺ, сказал ансарам обходиться с пленным хорошо, и ансары давали пленным, которые были мушриками из Курайша, пришедшими воевать с посланником Аллаха, ансары давали им пшеничный хлеб, который считался лучшей едой, а сами ели финики.

Таким образом посланник Аллаха, ﷺ, сказал этому человеку, бери что тебе нужно, мы не будем лишать тебя еды и питья.

Далее этот человек был использован для обмена на двух захваченных мусульман. Но в любом случае он не получил обратно своего верблюда. Посланник Аллаха, ﷺ, взял этого хорошего очень быстрого верблюда себе.

Однажды мушрики захватили мусульманку из Бану Гифар и верблюдов посланника Аллаха, ﷺ, среди которых также была Аль-Адба. Они связали женщину, и когда они остановились на ночёвку и уснули, эта женщина сумела освободиться от пут и стала подходить к верблюдам с намерением бежать на одном из них, но верблюды отказывались ей повиноваться, издавая особый звук, означающий, что верблюд не примет седока. Так продолжалось, пока эта женщина не подошла к Аль-Адба, которая не зашумела. Аль-Адба была хорошо прирученной и легкой в управлении верблюдицей, и женщина отправилась на ней в Медину. Женщина дала Аллаху обет, если Аллах спасёт её посредством этой верблюдицы, она принесёт её в жертву Аллаху. Посмотрите, что за обет она дала – если этот верблюд спасёт её и довезёт до Медины, она зарежет его ради Аллаха.

Эта женщина добралась до Медины, и люди, увидев её, узнали верблюдицу посланника Аллаха, ﷺ, а женщина сказала, что дала обет Аллаху зарезать её. Посланник Аллаха, ﷺ, сказал ей: «Плохо же ты ей отплатила!». Эта верблюдица доставила тебя в добром здравии в Медину, и теперь ты хочешь зарезать её. И затем посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Не следует исполнять обет, в котором есть ослушание Аллаха, и тот, который находится не во власти человека». [Муслим, 1641]. Очевидно, что так как этот верблюд не принадлежал этой женщине, он принадлежал посланнику Аллаха, посланник Аллаха, ﷺ, сказал ей не приносить его в жертву.

Некоторые уроки из историй, которые мы упомянули:

Первое: В истории похода на Зу Карад мы видим выносливость и натренированность Саляма ибн Аль-Аква’, да будет доволен им Аллах, и мы видим некоторые спортивные занятия, которые практиковали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, в частности, бег. Саляма и сподвижник из числа ансаров устроили соревнования в беге, и это было одобрено посланником Аллаха, ﷺ. Таким образом, асхабы посланника Аллаха, да будет доволен ими Аллах, были в хорошей физической форме, были сильны, и это является частью поклонения, которую мусульманам приказано выполнять, мусульманам сказано готовить себя ради Аллаха, для усилий на пути Аллаха.

Мы видели, что Саляма преследовал кафиров целый день без устали, наоборот, они устали и их животные устали. Как мы упомянули в конце хадиса, они бросили двух лошадей – почему они бросили двух лошадей? Задумывались ли вы об этом? Лошади были очень ценным имуществом в то время, очень дорогими, почему же они бросили лошадей, если только не были вынуждены сделать это? Потому что лошади устали, они были совершенно измождены, и поэтому они вынуждены были бросить этих двух лошадей.

Таким образом мы видим, что Саляма был очень физически развитым асхабом, да будет доволен им Аллах.

Второе: Из истории женщины, которую захватили в плен, имам Ан-Навави приводит уроки, связанные с ситуацией, когда женщина путешествует в одиночку.

Ан-Навави говорит: В этом хадисе содержится разрешение на путешествие женщины одной, без мужа, махрама или кого-то другого, если в этом есть необходимость, как, например, при хиджре из дару-ль-харб в дару-ль-ислам, или бегство от того, кто хочет совершить грех с ней и т.п. Запрет же на путешествие женщины в одиночку относится к ситуации, когда в этом нет необходимости.

Это высказывание имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, разъясняет некоторые вопросы. Иногда у мусульманки может быть большая потребность, необходимость в том, чтобы отправиться в дорогу в одиночку, и он приводит как пример хиджру.

Возможно, здесь стоит также поговорить о правилах, связанных с военнопленными. Мы уже упоминали о них ранее, о том, как мусульмане вели себя с пленными, мы уже говорили о тех, кто был взят в плен при Бадре, а здесь упоминали человека из Бану Укайль.

Каковы же законоположения в отношении военнопленных? Можно ли их казнить, можно ли их обменять за деньги, должно ли просто отпустить? Что именно правильно, потому что мы видели, что с ними поступали по-разному в разных ситуациях?

Разъясняя этот вопрос Аш-Шаукани говорит: «Мнение большинства учёных, что вопрос как поступить с пленными мужчинами-кафирами находится в ведении имама (правителя), который поступает с ними так, как наиболее полезно мусульманам».

Что это значит? Это значит, что:

Во-первых, они могут быть отпущены без какого-либо обмена. Примером это служит поступок посланника Аллаха, ﷺ, в отношении Абу Азза после битвы при Бадре. Абу Азза был одним из 70 пленников Бадра. Абу Азза умолил посланника Аллаха, ﷺ, отпустить его, говоря, что у него остались дочери, что у него нет никакого имущества, чтобы выкупить себя, и ради его дочерей он просил освободить его. И посланник Аллаха, ﷺ, отпустил его, не потребовав у него ничего взамен, поставив лишь условием, чтобы Абу Азза не воевал больше с мусульманами, и Абу Азза согласился с этим.

Вторая возможность – это отпустить их за выкуп, и это то, что произошло с остальными пленными, взятыми в битве при Бадре, в частности, с Аббасом. Они были вынуждены заплатить за себя выкуп, и затем были освобождены.

Третья возможность – они могут быть обменяны на пленных мусульман, и примером этого служит случай, о котором мы только что говорили, с этим человеком из Бану Укайль. Он был обменян на двух пленных мусульман.

Следующая возможность – они могут быть казнены, и это то, что сделал посланник Аллаха, ﷺ, с Ан-Надр ибн Харис и Укба ибн Аби Муаййит после битвы при Бадре, и с Абу Азза, когда он был захвачен второй раз в битве при Ухуде. После битвы при Бадре он обещал посланнику Аллаха, ﷺ, не сражаться больше против мусульман, и теперь он второй раз воевал с мусульманами и опять попал в плен. И таким образом на этот раз он был казнён. А также всех способных воевать из иудейского племени Бану Курайза посланник Аллаха, ﷺ, приказал казнить.

И это различные возможности, из которых правитель мусульман может выбирать, как поступить с военнопленными.

Следующей темой, если пожелает Аллах, будет разговор о важном событии Аль-Худайбиййе, и мы отложим его на нашу следующую встречу, с соизволения Аллаха, Велик Он и Славен.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников и да приветствует.

ИА “ХУНАФА”

Post a comment