http://alisnad.com

Comments: (3)

Имам Анвар Аль-Авляки: «Жизнь Мухаммада». Часть 38: Худайбийский мирный договор-2

Category : Пресса

painted_desert_1Миссия Усмана состояла из двух пунктов: во-первых, он должен был сообщить курайшитам, что мусульмане пришли не для войны, а во-вторых, по приказу посланника Аллаха он должен был навестить верующих мужчин и женщин, которые оставались в Мекке и сообщить им радостную весть о том, что ислам восторжествует, что мусульмане победят.

Усман, да будет доволен им Аллах, пришёл к курайшитам и сказал им: «Меня отправил посланник Аллаха,   صلى الله عليه وسلم, чтобы призвать вас к исламу и к Аллаху, да возвеличится Его хвала, и чтобы вы вошли в религию Аллаха полностью, ведь, поистине, Аллах даст победу Своей религии и даст могущество Своему пророку. И дайте другим заняться этим делом, и если они нанесут поражение посланнику Аллаха, то это то, чего вы желаете, если же победит он, то у вас будет возможность выбора: последовать за тем, за чем последовали остальные люди, либо продолжить войну после того, как вы отдохнёте, потому что, поистине, эта война изнурила вас и лучшие из вас уже убиты».

Очень ясное и прямое обращение, он говорит им в лицо: «Вы изнурены, вы устали, вы не сможете вечно продолжать эту войну». То есть, как мы видим, он предостерегал их.

Затем он сказал: «А также посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сообщает вам, что он не пришёл для того, чтобы сражаться с кем бы то ни было, поистине, он пришёл, чтобы совершить умру, пригнав с собой специально отмеченных жертвенных животных, он принесёт их в жертву и затем уйдёт».

Абан ибн Саид сказал Усману ибн Аффану, да будет доволен им Аллах: «Если ты хочешь совершить тауаф, то иди, никто не посмеет тебе помешать». Что же сделал Усман ибн Аффан?

Некоторые асхабы, которые оставались в Аль-Худайбиййи, говорили, что Усман задержался в Мекке, потому что совершает тауаф. Услышав это, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Я думаю, что даже если Усман останется в Мекке несколько лет, он не совершит тауаф до тех пор, пока я не совершу его». И так и повёл себя Усман ибн Аффан. Он сказал Абану ибн Саиду: «Я не совершу обход вокруг Дома Аллаха, пока посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сам не совершит тауаф». Это показывает нам, насколько Усман уважал посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Курайшиты также посылали своих представителей. Первым они отправили Будайля ибн  Варка (بُدَيْلِ بْنِ وَرْقَاءَ الْخُزَاعِيُّ). Будайль, который принадлежал к племени Хуза’а, пришёл к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, с некоторым людьми из этого племени. Как говорится в книгах, «как мусульмане, так и мушрики из этого племени были надёжными и верными советниками посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم», и как приводится в одной из версий, люди из племени Хуза’а сообщали посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, обо всём, что происходило в Мекке. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, получал информацию прямо из логова врага, и эту информацию доставляли ему как мусульмане, так и немусульмане из Хуза’а. Это был некий вид племенного альянса, Хуза’а были союзниками Бану Хашим во времена джахилиййи, и так как теперь самой заметной фигутой в Бану Хашим стал посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хузаиты продолжили свои союзнические отношения с ним, не смотря на то, что многие из них оставались мушриками, потому что продолжали считать себя близкими к Бану Хашим и близкими к мусульманам.

Это показывает нам ситуацию, существовавшую тогда, в истории очень много важных внутренних факторов в отношениях между племенами и родами, которые были в то время. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, воевал успешно, и можно видеть, что частью этого успеха была информация, которую он собирал заранее. У посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, всегда были разведчики, собиравшие для него информацию. И, как мы видим, у него были хорошо осведомлённые свои люди в Мекке, потому что хузаиты жили очень близко к Мекке, и они докладывали ему обо всём, что происходило в лагере курайшитов.

Итак, Будайль ибн Варка был первым представителем мекканцев, который встретился с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Он пришёл и сказал, что курайшиты вышли с дойным верблюдицам, что означало, что они вышли с провизией, с намерением если обстоятельства  потребуют того,  оставаться на пути мусульман долгое время. Он также сказал, что курайшиты надели на себя тигровые шкуры, и они готовы сразиться.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Мы не пришли, чтобы сражаться с кем бы то ни было». Мусульмане пришли, чтобы совершить умру. «Горе курайшитам, война истощила их! Если они хотят, я дам им передышку на время, но тогда они должны дать дорогу мусульманам к Каабе. Если я одержу победу, и они захотят, как и другие люди, принять ислам, они смогут сделать это, в другом случае они просто уцелеют. Если же они откажутся от этого, то я клянусь Тем, кто держит мою душу в Своей Длани, я буду сражаться с ними по этой моей причине, пока не погибну и не исполнится приказ Аллаха ».

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит курайшитам: У вас есть выбор либо оставить меня в покое, либо сражаться со мной. Если вы выберете сражение, то я одержу победу и восторжествует религия Аллаха, и я никогда не сдамся, даже если погибну. Таким образом он ясно заявляет им, что он никогда не сдастся и не откажется от своей миссии. И здесь посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит им, что они измучены войной, и мы упоминали раньше, что после битвы у Рва посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Теперь мы будем атаковать их, а они уже не будут атаковать нас», и это то, что случилось. Теперь курайшиты защищаются, у них нет возможности вести наступательную войну против посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Будайль ибн Варка сказал: «Я передам им это послание». Он вернулся в Мекку, а курайшиты стали говорит между собой: «Он хочет, чтобы его спросили, что произошло. Так что игнорируйте его». Будайль пришёл и теперь он ждал кого-нибудь, что спросит его, что произошло между ним и мусульманами, но никто не спрашивал. Тогда Будайль сказал: «Вы хотите знать, что произошло?» Икрима ибн Аби Джахль ответил: «Мы не хотим ничего слышать от тебя». Курайшиты знали о симпатиях Будайля к мусульманам. Затем Сафуан ибн Умаййа и некоторые другие сказали: «Ладно, расскажи нам, что там было», и он передал им слова посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Им не понравилось услышанное. И они послали другого своего представителя [, которому посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал примерно то же, что он сказал Будайлю]. Это был человек по имени Микраз ибн Хафс (مِكْرَزَ بْنَ حَفْصِ). Когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, увидел его, он сказал: «Это подлый человек». Почему посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, так отозвался о нём? Он знал характер этого человека, и через некоторое время Микраз во главе отряда из сорока или пятидесяти курайшитов  начал кружить вокруг лагеря мусульман с намерением захватить кого-нибудь, кто отдалится от основных сил мусульман,  в плен. Что же случилось? Наоборот, это мусульмане захватили их всех в плен, кроме Микраза, которому удалось убежать. Курайшиты хотели захватить пленных, но сами были захвачены в плен. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, так как он пришёл с мирными намерениями, отпустил их всех без каких либо условий.

Затем курайшиты отправили Аль-Хулейса ибн Алькама (الْحُلَيْس بْنَ عَلْقَمَةَ) , который был предводителем племён Ахабиш, союзников курайшитов, который предложил свою кандидатуру. Когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, увидел его, он сказал: «Это человек из народа, который придаёт большое значение поклонению. Поставьте у него на виду животных, предназначенных на жертвоприношение». Всё что нужно было сделать мусульманам, это продемонстрировать Аль-Хулейсу их намерение совершить умру. Увидев это, Аль-Хулейс ушёл, даже не встретившись с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, так на его повлияло то, что он увидел. Когда он вернулся к курайшитам, он восхвалил Аллаха и сказал: «Неправильно препятствовать  этим людям в их пути к Каабе!». И это мушрик, это кафир! Однако он увидел, что мешать мусульманам совершить умру в корне противоречит традициям и нормам. Он как бы сказал курайшитам: «Да кто вы такие, чтобы не давать людям приблизиться к Каабе?!». В другой ривайе сообщается, что он сказал: «Аллах не дозволит, чтобы Ляхм и Джудан, Химйар и Кинда приезжали и посещали Дом Аллаха, в то время как сын Абду-ль-Мутталибу не дают это сделать!». Здесь он упомянул два племени, Ляхм и Джудан, которые обитают на самом севере Аравийского полуострова, в Шаме, и Химйар и Кинда, живущие на самом юге Аравии, на юге Йемена. И он говорит курайшитам: Этим племенам вы дозволяете приезжать и посещать Дом Аллаха, в то время как сыну Абду-ль-Мутталиба, который относится к потомкам Аднана, к потомкам Курайша, который происходит из самой Мекки, вы препятствуете ему.

Аль-Хулейс был очень разгневан, а курайшиты сказали ему: «Сядь и молчи, ты бедуин, и ничего не знаешь!». Аль-Хулейс разозлился и сказал: «Курайшиты, не для этого мы стали вашими союзниками и заключили договор! Можно ли препятствовать кому-то, кто пришёл к Дому Аллаха чтобы возвеличить его? Клянусь Тем, кто держит душу Аль-Хулейса, либо вы позволите Мухаммаду сделать то, для чего он пришёл, либо я мобилизую против вас всех до одного членов племён Ахабиш». Он пригрозил им войной, и тогда курайшиты подошли к нему и сказали: «Оставь нас в покое, чтобы мы могли принять решение, Хулейс!». Это было старание сохранить лицо.

Все попытки провалились, затем к ним пришёл ‘Урва ибн Мас’уд, и сказал им: «О, курайшиты, разве я не сын одних из вас и не отец других?» ‘Урва ибн Мас’уд из племени Сакиф, жившего в Таифе, но его мать была курайшиткой. Он был одним из величайших людей Аравии, более того, он был одним из тех, кого мушрики хотели бы видеть пророком, как это упомянул Аллах, приводя их слова: «Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов?». Под двумя городами имелись в виду Мекка и Таиф, а под великим мужем – ‘Урва ибн Мас’уд. Мушрики говорили: Почему Аллах избрал Мухаммада, почему не Урву ибн Мас’уда? Так что это был очень важный и авторитетный человек.

Он пришёл к курайшитам и увидел, что все их действия не имели смысла. Так что он сказал им: «Я ваш сын, хотите ли вы, чтобы я пошёл и встретился с этим человеком?». Они ответили: «Да». Затем он сказал: «Я видел все унижения, которым вы подвергли людей, ходивших  на встречу с Мухаммадом». Он имел в виду, что все, кто приходил с вестью к курайшитам, будь то Будайль ибн Варка или Аль-Хулейс ибн Алькама, подвергались оскорблениям. Курайшиты посылали их а затем оскорбляли, когда те возвращались, потому что они возвращались с тем, что не было по нраву курайшитам. Так что ‘Урва ибн Мас’уд не хотел, чтобы с ним повторилось то же самое. Курайшиты сказали: «Мы верим тебе, пойди и поговори с этими людьми».

‘Урва ибн Мас’уд отправился к Мухаммаду и сказал: «О, Мухаммад, не думаешь ли ты, что уничтожаешь свой собственный народ? Слышал ли ты, чтобы кто-то из арабов уничтожал свой народ до тебя? И даже если этого не случится, я клянусь, что то я не вижу здесь достойных уважения людей, я вижу лишь сброд и отбросы, которые в любой момент разбегутся и бросят тебя».

‘Урва ибн Мас’уд приводит посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, два варианта, которые он видит. Первый вариант: «Ты победишь, уничтожив свой собственный народ. Видел ли ты кого-нибудь из арабов, кто добился победы, уничтожив свой народ?». Это племенное общество, племя – всё для человека, и ‘Урва видит, что Мухаммад, صلى الله عليه وسلم, напал на свой собственный народ, и это неприемлемо, мы никогда не слышали, чтобы кто-то делал такое раньше. То есть ‘Урва пытается сказать посланнику Аллаха, что это позор, это нечто постыдное, так что не делай этого. Второй вариант, это если Мухаммад проиграет. И ‘Урва считает это наиболее вероятным вариантом, потому что он говорит: «Я вижу вокруг тебя сброд, который в любой момент разбежится и бросит тебя», он имел в виду, что асхабы, да будет доволен ими Аллах,  были из разных племён, среди них были курайшиты, ауситы, хазраджиты, аслямиты, гифариты… И некоторые из этих племён, такие как Аслям и Гифар, в глазах людей, подобных Урве ибн Мас’уду, были людьми второго сорта. Я имею в виду, что существовали большие и влиятельные племена, такие как Сакиф и Курайш, и существовали маленькие и слабые племена, как Аслям и Гифар. И, субхана-ллах, большие племена медленнее принимали ислам, чем маленькие, из-за их высокомерия и гордости, они чувствовали, что ислам лишит их их позиций и авторитета. В любом случае в маленьких племенах было больше желания услышать истину, потому что у них не было эти препятствий.  И посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал, что эти племена лучше, чем Тамим и Гатафан, большие племена, на которые ориентируются другие люди. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал, что в Судные День маленькие племена как Джухайна, Аслям, Гифар, будут тяжелее на весах, чем Тамим, Асад и Гатафан и им подобные.

Но ‘Урва ибн Мас’уд смотрел на вещи с племенной джахилийской точки зрения, и поэтому он сказал: «То, что я вижу вокруг тебя, это сброд, отбросы…», и когда дело станет серьезным, они оставят тебя одного, они разбегутся и бросят тебя.

Когда Абу Бакр услышал это, он воспринял это как большое оскорбление, которое нельзя было оставить без внимания, так что он сказал: «Иди и соси клитор Аль-Лят! Это мы бросим его?!». Это было сильное оскорбление. Арабы использовали его, когда хотели оскорбить кого-то, они говорили «Иди и пососи клитор своей матери!», извините меня за использование этих слов, но это знание, упомянутое в книгах, и нет стыда в выяснении вопросов религии, мы лишь упоминаем то, что говорится в книгах по сире. Таким образом Абу Бакр сделал здесь изменение, он заменил «мать» на «Аль-Лят», а Аль-Лят была главной богиней племени Сакиф, так что это было большим оскорблением для Урвы ибн Мас’уда.  

‘Урва внимательно посмотрел на Абу Бакра и сказал: «Если бы не твоё благодеяние мне, я бы ответил, но я промолчу, и этим самым оплачу тебе за твоё благодеяние».

‘Урва ибн Мас’уд напоминает о случае, когда он должен был заплатить виру за убийство человека, и вира составляла сто верблюдов, и он призвал людей, своих друзей, помочь ему в выплате. И люди дали ему кто одного, кто двух, кто трёх верблюдов, а Абу Бакр – десять. Это произошло во времена джахилиййи. Абу Бакр был очень щедрым человеком. Оскорбление было настолько велико, что ‘Урва счёл, что оплатил Абу Бакру за его благодеяние, за помощь десятью верблюдами, просто не ответив на оскорбление.

Но Абу Бакр не мог удержать себя в руках после заявления Урвы ибн Мас’уда, что мусульмане разбегутся и бросят посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, одного.

Братья и сёстры, какое впечатление на кафиров произвели асхабы посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم?

Кафиры увидели их солидарность, их силу, их желание жертвовать ради посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Никто из них не проявлял никакой слабости, когда дело касалось защиты посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم: Мы будем сражаться с ним, и мы никогда не оставим его одного.

Когда ‘Урва ибн Мас’уд разговаривал с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, он протягивал свою руку чтобы взяться за бороду посланника Аллаха. Это было привычное действие в те времена, когда люди разговаривали между собой, это было допустимо обычаями. Но в данном случае ‘Урва ибн Мас’уд разговаривал с кем? Он разговаривал с самим посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Поэтому каждый раз, когда ‘Урва протягивал свою руку, Аль-Мугира ибн Шу’ба, который стоял рядом с сидящим посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, охраняя его, с мечём в руке, наносил удары по руке Урвы рукоятью своего меча, и говорил: «Не протягивай свою руку к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, иначе она не вернется к тебе, я отрублю её». Аль-Мугира был закрыт доспехами с ног до головы так, что были видны лишь его глаза, поэтому ‘Урва не мог понять, кто это. И как рассказывается в одной версии, он сказал: «Как ты груб и суров!», а в другой, что он сказал посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم: «Я не думаю, что есть более злобны человек в твоей армии! Кто он такой?!». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, улыбнулся и сказал: «Это твой племянник Аль-Мугира ибн Шу’ба». Аль-Мугира был племянником Урвы ибн Мас’уда. Как был удивлён ‘Урва ибн Мас’уд, увидев, что самым суровым с ним человеком был его племянник. Тогда ‘Урва сказал: «Ах ты, предатель, разве я всё ещё не стараюсь уладить последствия твоего вероломства?!».

Здесь ‘Урва напоминает Аль-Мугире об одном случае. Во времена джахилиййи Аль-Мугира путешествовал с тринадцатью мушриками. И он убил их всех, украл их деньги и убежал с ними в Медину, где принял ислам. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал ему: «Я принимаю твой ислам, но не принимаю эти деньги», потому что между этими путниками было взаимное доверие и Аль-Мугира совершил вероломство и украл их деньги. Поэтому посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал, что он не хочет иметь ничего общего с этими деньгами. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, не выплатил виру мушрикам, не принёс им извинения, но в то же время он отказался принять эти деньги, потому что способ, которым они были получены, был неправильным.

‘Урва ибн Мас’уд был тем человеком, кому пришлось выплачивать украденные деньги, а также виру за убитых Аль-Мугирой мушриков, так как он был родственником, братом отца Аль-Мугиры. Так что ‘Урва сказал Аль-Мугире: Я только что занимался решением последствий твоего вероломства, и так ты теперь обращаешься со мной!

Вы видите, братья и сёстры, как ислам изменил сердца этих людей, и как их любовь к посланнику Аллаха затмила перед ними всех остальных. ‘Урва оказал помощь Аль-Мугире, и как минимум он должен был чувствовать благодарность за это, но его любовь к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, была столь велика, что он обращался с Урвой так грубо, потому что считал его поведение неуважительным в отношении посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

И я считаю слова Абу Бакра и действия Аль-Мугиры удивительным примером того, как асхабы, да будет доволен ими Аллах, любили посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Иногда мы не можем оценить этого, пока не представим себя в тех обстоятельствах, в которых находились сподвижники, не можем ощутить, насколько тяжело было  вести себя подобным образом, если только у тебя не было глубокой и искренней любви к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Комментируя слова Урвы посланнику Аллаха: «Либо ты будешь воевать со своим народом, победишь и погубишь своё племя, свой род, либо ты проиграешь, и твои люди разбегутся и бросят тебя и погибнешь ты сам»,  Ибн Хаджар пишет: «‘Урва представляет оба варианта как плохие в соответствии с  обычаями: это либо погибель народа Мухаммада, если он победит, либо бегство его сподвижников, если он проиграет. Однако оба этих варианта похвальны с точки зрения шариата, как сказал об этом Всевышний: «Неужели вы ожидаете, что нам выпадет что-либо, кроме одного из двух благ? [победа или шахада на пути Аллаха]». Ислам меняет обычаи, взгляды. Ибн Хаджар говорит, что если посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, победит свой народ, то это похвально с точки зрения шариата, даже если это его родное племя, потому что это на пути Аллаха, а если посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, проиграет, то это тоже похвальное и ценное, потому что это на пути Аллаха.

Аллах говорит мусульманам, чтобы они сказали неверным: «Неужели вы ждёте, что нам выпадет что-то, кроме двух благ?», оба варианта – это благо для нас, выиграем мы или проиграем.

‘Урва ибн Мас’уд был опытным человеком, и, вернувшись к курайшитам, он сказал: «Я посещал различных царей, я был на аудиенции у цезаря [титул римского императора], хосроя [титул персидского императора] и негуса [титул эфиопского императора], и, клянусь Аллахом, я никогда не видел ни одного царя, которого его приближенные почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплевывает и капли его слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, этот человек обязательно растирает их по своему лицу и коже; когда он повелевает им что-нибудь, они спешат выполнить любое его веление. Когда он начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и они даже не смотрят на него пристально из почтения к нему! Он сделал вам предложение, так примите его!». Аз-Зухри передал, что ‘Урва сказал: «Я увидел людей, которые никогда не оставят его, какой бы ни была причина, так что примите своё решение».

Он пришёл к мусульманам со своими идеями, но его мнение поменялось, когда он увидел реальность своими собственными глазами.

Когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершал малое омовение, асхабы кидались, чтобы получить несколько капель этой воды, упавшей с тела посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и они растирали её по своей коже, чтобы получить благодать от посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Если его волос падал, они брали и прятали его, если он сплевывал, то они растирали на себе его слюну. Они считали, что всё, что касалось посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, содержало в себе благодать посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Таково было их уважение и их любовь к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

‘Урва ибн Мас’уд, который много попутешествовал и  повидал в своей жизни, который встречался с императорами Римской и Персидской империй, с абиссинским негусом и другими властителями, сказал, что он никогда не видел того, что увидел в Аль-Худайбиййе. Он был удивлен, он был  поражён. Кстати, позже он принял ислам.  Он был поражён, потрясён тем, что увидел.

Видите, братья и сёстры, это живой пример да’ва, призыва. Призыва не словам, а делами. Нам нужен призыв словами, и нам нужен призыв действиями, чтобы подтвердить его. ‘Урва слышал призыв словами, но теперь он увидел это своими собственными глазами. Он увидел воплощение исламского призыва перед своими глазами.

Он сказал курайшитам: «Мухаммад сделал вам предложение, примите его». У вас нет никакой возможности победить этих людей. Я не вижу для нас никакой надежды. Если он предлагает вам, возьмите предложенное…

Продолжение следует, إن شاء الله

ИА “ХУНАФА”

Comments 3 комментария

Прекрасная история, машааллах! Как будто я переношусь в те времена, когда читаю строки из Сира!
те бедолаги, которые заявляют что их группа это якобы «пророческий Халифат» странные, при этом отвергают Сунну Пророка да благословит его Аллах и приветствует.

Ассаляму аляйкум. Админ, сделайте пожалуйста ссылку для скачивания всех уже опубликованных частей целиком, в виде одной книги. Желательно в формате doc, так как в pdf шрифт бывает мал для чтения на смартфоне. ДжазакумуЛлаху хайран.

Ва алейкум салам.

Постораюсь сделать, и скину ее сюда Иншааллах !

Post a comment