http://alisnad.com

Comments: (0)

Имам Анвар Аль-Авляки: «Жизнь Мухаммада». Часть 39. Худайбиййский договор, продолжение-3

Category : Пресса

desert3-300x225Перейдем к суре «Аль-Фатх», «Победа». Эта сура была ниспослана при возвращении из Худайбиййи. И когда она была ниспослана, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, попросил, чтобы ему позвали Умара. Когда Умар узнал, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, зовет его, то испугался, думая, что были ниспосланы аяты, порицающие его действия.

Он был очень напуган, и посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Мне была ниспослана сегодня ночью суру, которые лучше для меня, чем все в этом мире», а затем прочитал: «Поистине, Мы дали тебе явную победу»». Эта версия приводится у Аль-Бухари от Умара.

Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спросил: «Является ли он [Худайбиййский договор] победой?», и посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Да, Во имя Того, в чьих руках моя душа, это победа».

Разъясним значение слов «фатх» (فتح), и слов «наср» (نصر). Фатх означает «открытие» и в арабском языке используется, когда что-либо было закрыто и его открывают. То есть, когда ключ вставляется в замок и открывает его, это — «фатх». Это значение было также позаимствовано для того, чтобы означать завоевание какой-либо земли. Потому что земля была закрыта для армии, а теперь она открыта. То есть мы не можем просто зайти на территорию врага, она закрыта. Она закрыта, и надо, воевать, чтобы «открыть» ее.

Итак, значение слова «фатх» используется как победа, в которую входит захват территории. В то время как значение слова «наср» это победа в сражении. Например когда мы говори о битве при Бадре, мы говорим انتصرنا في بدر, «мы победили при Бадре», потому что это было поле боя, но никакая территория не была захвачена. Но можно сказать «фатх Хайбар», взятие Хайбара», или «фатх Макка», «взятие Мекки». Потому что Мекка была оккупирована, территория была завоевана. Вот разница между «фатх» и «наср», завоеванием и победой. То есть «фатх» имеет дополнительное значение к слову «наср», это оккупация территории.

Как же Худайбиййа могла быть открытой, если не было захвачено никакой территории? Один из муфассиров говорит: «Оно было названо «фатх», потому что являлось событием, позволившим завоевать Мекку». Благодаря Худайбиййи Мекка была открыта. Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорит: «Вы считаете, завоеванием («фатхом») взятие Мекки, а мы считаем, что «фатхом» был договор в Худайбиййи».

Почему это было завоеванием? Аз-Зухри говорит: «Аль-Худайбиййа была величайшим из завоеваний, потому что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, пришел в Худайбийю с 1400 человек, а когда договор был подписан, люди смешались между собой и люди узнали, услышали об Аллахе, и тот, кто хотел стать мусульманином, смог им стать, потому что с этих пор не было угроз или боязни стать мусульманином, и через два года их стало уже десять тысяч».

Через два года мусульмане вошли в Мекку десяти тысячной армией. Посмотрите, как количество мусульман умножилось всего лишь за два года. Тринадцать лет в Мекке и затем шесть лет до Худайбиййи. За девятнадцать лет количество мусульман достигло 1400. И всего лишь за два года, количество умножилось с 1400 до 10000. Это благодать Худайбиййского договора, которая дало возможность мусульманам осуществлять да’ват. Потому что наступило время, в котором больше не было опасностей для мусульман, они могли спокойно путешествовать и да’ват распространился.

В Мекканский период, не смотря на то, что не было сражений, мусульмане преследовались. Поэтому им было нелегко заниматься призывом (да’ватом). Теперь мусульмане могли свободно обращаться к людям, а люди могли свободно слушать их.

Аллах говорит:

Воистину, Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе и провел тебя прямым путем… (Победа, 1-2).

То есть эта победа – момент, когда Аллах простил Мухаммаду, صلى الله عليه وسلم, все его грехи. Но какие грехи совершал посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم? Нам надо понять, что статус посланников очень велик и даже небольшие поступки, которые в отношении других людей не являются грехами, могут не подходить высокому статусу посланников. То есть грехами могут быть названы вещи, которые не соответствуют такому высокому статусу. Это то, что Аллах, Свят Он и Велик, простил ему. Мы не должны понимать это буквально, как грехи.

и чтобы Аллах дали тебе великую победу. (Победа, 3)

И эта великая победа — завоевание Мекки и то что было после этого. Все остальные победы, которые мусульмане одержали, были благодаря Худайбийскому мирному договору.

Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах – Знающий, Мудрый. (Победа, 4)

Мусульмане вышли из Медины с мирным намерением, с целью совершить умру, но им пришлось вернуться. Также в определённый момент ситуация стала опасно и они принесли присягу на смерть, так что они готовились воевать, но в итоге не было битвы, а потом они должны были вернутся так и не совершив умру. Произошло много перемен, которые очень сложно перенести за такой короткий период. Потому что когда мы морально готовимся к чему-то и хотим совершить это, а потом нам не дают совершить это и тогда мы пытаемся сделать что-то другое, но это нам тоже не дают, это вызывает у нас ощущение небезопасности и беспокойство. Но затем это положение, как сказал Аллах, Свят Он и Велик, сказал, что было заменено сакиной, спокойствием.

Это спокойствие заключалось в том, что мусульмане поняли, что, как сказал Аллах, они возвращались победителями, что Аллах, Свят Он и Велик, дал им великое завоевание. Аллах, Свят Он и Велик говорит: «Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах – Знающий, Мудрый». Он напоминает верующим, что Ему принадлежат армии небес и земли, и повсюду есть воины Аллаха. Ангелы являются воинами Аллаха, которые пришли на битву при Бадре, ветер является воином Аллаха, который был послан на врагов при Хандаке, дождь является воином Аллаха, который был послан мусульманам при Бадре. Мы не знаем кто или что, является воином Аллаха. Ведь Аллах, Свят Он и Велик говорит: «Только Аллах знает своих воинов».

Когда мусульмане услышали первый аят суры «Фатх», в котором Аллах даёт посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, это замечательное обещание, они сказали: «Это про тебя, а что же относительно нас?». Они были рады тому, что Аллах дал посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и теперь, они хотели знать, что Аллах пообещал для них. Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

И чтобы ввести верующих мужчин и верующих женщин в Райские сады, в которых текут реки, где они пребудут вечно, и чтобы простить им их злодеяния. Это перед Аллахом является великим преуспеянием. (Победа, 5)

В аяте уточняется «верующих мужчин и верующих женщин», хотя обычно, когда используется слово «верующие» в мужском роде, оно означает верующих обоих полов. Но здесь женщины были выделены. Потому что дела, которые были совершены в Худайбиййи, были делами мужчин. Мужчины должны были воевать, потому что война – мужское дело. Но женщины сопровождали мужчин, проявляли терпение, когда их мужья уходили, женщины занимались семьями пока их мужей нет, или, когда они отдавали свои жизни на пути Аллаха. Аллах, Свят Он и Велик, говорит, что мусульманские женщины получат высокий статус вместе с мужчинами.

Далее Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия! (Победа, 6)

Мы говорили о том, что Аллах пообещал верующим. Теперь поговорим о том, что Аллах обещает их врагам. Что Он накажет лицемеров, мужчин и женщин. И Он опять упомянул женщин, потому что они поддерживают своих мужчин. Женщины многобожников и лицемеров были упомянуты в этом аяте, потому что они те, кто хранит их секреты, поддерживают их, те, кто смотрит за их семьями, когда их нет. Так что они делят их бремя. И Аллах повторяет:

Аллаху принадлежит воинство небес и земли, и Аллах – Могущественный, Мудрый. (Победа, 7)

Эти слова были упомянуты относительно верующих, сейчас они повторяются в отношении неверующих. Аллах говорит, что Его воины воюют вместе с верующими, и против неверующих.

А потом Аллах говорит:

Воистину, Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем… (Победа, 8)

Тут мы видим три характеристики посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Первая – «ша́хид«, свидетель. Кто такой свидетель? Свидетель это тот, кто подтверждает или опровергает заявление кого-то другого. Например, если кто-то подаёт иск в суд, свидетель приходит для того, чтобы подтвердить или опровергнуть заявление истца. И таким образом роль посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, заключается в том, что он подтвердит утверждения верующих и опровергнет утверждения неверующих.

Следующая характеристика, мубашшир, добрый вестник для верующих и нази́р — вестник с угрозой для врагов Аллаха. Аллах говорит:

…чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали Его, прославляли Его утром и перед закатом (Победа, 9)

Потом Аллах, Свят Он и Велик, говорит о тех, кто дал присягу под деревом:

«Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха – над их руками»Аллах говорит верующим, что они не делали присягу посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, но делали ее Аллаху. И что рука Аллаха над их руками. «Кто нарушил присягу, тот поступил во вред себе», комментаторы Корана говорят, что никто из них не нарушил присягу. «А кто был верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, тому Он дарует великую награду». (Победа, 10) И именно поэтому те, кто дали присягу под деревом, имеют очень высокий статус среди мусульман.

Стоит заметить, что слово «присягают» используется в настоящем времени, тогда как это событие уже прошло. Это даёт нам живое представление о событии, показывает важность того, что произошло в этот момент.

Дальше Аллах говорит:

«Бедуины, не вышедшие с тобой в поход, скажут тебе…» Те, кто не пошли на Аль-Худайбийю, почему они не пошли? Потому что подумали, что курайшиты слишком сильны и что мусульмане будут убиты. Поэтому они остались позади. И Аллах говорит, что они скажут: «Наше имущество и наши семьи отвлекли нас (или помешали нам)», с таким оправданием они пришли.

Неужели 1400 мусульман, которые пошли с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, не имеют семей, или имущества? Так что это не оправдание в глазах Аллаха.

Семья, бизнес или работа не оправдывает тебя от выхода на пути Аллаха.

Потом они говорят: «Попроси же для нас прощения». Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах. Скажи: «Кто властен помочь вам чем-нибудь перед Аллахом, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?» О нет! Аллах ведает о том, что вы совершаете. (Победа, 11)

И Аллах говорит о них, о настоящей причине, по которой они остались позади:

Но вы предположили, что Посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям. Это было разукрашено в ваших сердцах, и вы сделали дурные предположения. Вы были пропащими людьми. (Победа, 12)

Если кто не уверует в Аллаха и Его Посланника, то ведь Мы приготовили неверующим Пламя (Победа, 13)

Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах – Прощающий, Милосердный. (Победа, 14)

Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы взять их, оставшиеся позади скажут: «Дайте нам последовать за вами».

Они отказались следовать за посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в Худайбийю потому что подумали, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и мусульмане будут побеждены. Они подумали, что их предположения сбудутся. Теперь Аллах пообещал мусульманам трофеи, и они захотели присоединиться. Для дунья они хотят присоединяться, а когда речь идет об Аллахе, они не хотят присоединяться. «Они хотят изменить Слово Аллаха. Скажи: «Вы не последуете за нами. Так сказал Аллах прежде» В наказание не будет дозволено выйти с мусульманами на Хайбар. Когда им запретили выходить на Хайбар, они сказали: ««Нет, вы завидуете нам». Но они мало что смыслят» (Победа, 15).

Это были люди, которые ничего не понимали, они не имели фикха, их понимание заканчивалось на дунья. Их сердца не привязаны к Аллаху и не привязаны к Ахирату. Они не думают об Ахирате, не думают о том, что не видят, не думают о будущем, о том, что произойдет с ними после смерти. Они ограничены пониманием дунья. Потом Аллах говорит им, они будут наказаны отсутствием при Хайбаре, но вдальнейшем смогут присоединиться.

Скажи бедуинам, оставшимся позади: «Вас еще призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам. Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду. Если же вы отвернетесь, как отвернулись прежде, то Аллах причинит вам мучительные страдания». (Победа, 16).

Некоторые говорят, что «люди, обладающие суровой мощью» — муртадды, которые последовали за Мусайлимой Аль-Каззабом, другие говорят что речь идет о персах и римлянах, а Аллах знает лучше.

Дальше Аллах говорит:

«Нет греха на слепом, и нет греха на хромом, и нет греха на больном». Если он не присоединится к сражению,то оправдан от Джихада на пути Аллаха. «Кто подчинится Аллаху и Его Посланнику, того Он введет в Райские сады, в которых текут реки. А кто отвернется, того Он подвергнет мучительным страданиям» (Победа, 17)

И Аллах опять говорит о тех, кто дал присягу под деревом:

Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом [в Худайбиййи]. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой (Победа, 18)

Это дерево стало очень известным из-за того, что произошло рядом с ним и того, из-за того, что оно было упомянуто в Коране. И некоторые мусульмане приходили помолиться рядом с этим деревом. Умар ибн Аль-Хаттаб приказал срубить это дерево, потому что он переживал о том, что это может привести к ширку. Что это могло быть стать «Зат аль-ануат», что значит «Обладательница подвесок», дерево, на которое мушрики подвешивали своё оружие, и которое считали священным, по обычаю, существовавшему при джахилии. Люди во времена джахилии, думали, что это дерево, Зат аль-ануат, давало им баракат. Поэтому Умар ибн Аль-Хаттаб приказал срубить это дерево, несмотря на то, что это было не простое дерево, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сидел под ним, и оно было упомянуто в Коране, но в исламе принимается во внимание сущность, а не символы.

Аллах говорит:

и многочисленными трофеями, которые они возьмут. Аллах – Могущественный, Мудрый. (Победа, 19)

Аллах пообещал верующим свои щедроты, первой из которых был Хайбар, а затем и много других, которые были приобретены мусульманами. И тут речь идет о трофеях, которые мусульмане приобретут до Судного дня.

Аллах обещал вам многочисленные трофеи, которые вы возьмете. Он ускорил для вас это и убрал от вас руки людей, чтобы это стало знамением для верующих и чтобы наставить вас на прямой путь. (Победа, 20)

Будут и другие трофеи и города, которыми вы еще не овладели. Аллах уже окружил их, ведь Аллах способен на всякую вещь (Победа, 21)

Если неверующие сразятся с вами, то они непременно обратятся вспять и затем не найдут ни покровителя, ни помощника. (Победа, 22)

Если неверующие отступят, то зачем мусульманам воевать с ними? Ведь Аллах говорит: «Если неверующие сразятся с вами, то они непременно обратятся вспять».

Таково установление Аллаха, которое уже свершалось ранее, и ты не найдешь замены установлению Аллаха. (Победа, 23)

Так что это закон Аллаха, то, что верующие победят. Они могут проиграть в битвe, но в итоге они победят. Потому что Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «Окончательный результат достанется богобоязненным», подобно закону природы или закону физики или химии. Это закон. Верующие победят. Они могут проиграть битву, но они выиграют войну.

Аллах говорит:

О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы. (Мухаммад:7)

Мусульмане проиграли битву при Ухуде, но в итоге они выиграли войну против курайшитов. Мусульмане проигрывали некоторые битвы против римлян, но в итоге они выиграли войну. Они проиграли некоторые битвы против персов, но в итоге они завоевали большую часть Персидской Империи.

Это обещание Аллаха, Свят Он и Велик, до тех пор, пока они следуют приказам Аллаха, и до тех пор, пока они верующие и до тех пор, пока они несут победу религии Аллаха, Аллах, Свят Он и Велик, пообещал им победу.

В этом случае, если враг отступит, то зачем воевать с ним? Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

Он – Тот, Кто убрал их руки от вас и ваши руки от них в долине Мекки после того, как Он позволил вам одержать над ними верх. Аллах видит то, что вы совершаете. (Победа, 24)

Мы уже говорили об этом случае, когда кафиры послали 40 человек чтобы захватить некоторых мусульман в плен, и в итоге сами оказались в плену у мусульман. И потом посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отпустил их.

И здесь Аллах говорит, что Он предотвратил войну. Предотвратил с помощью мусульман, которые нашли этих кафиров до того как они смогли захватить пленных. Потому что если бы они захватили мусульман, то началась бы война.

Дальше Аллах, Свят Он и Велик, предотвратил войну тем, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отпустил этих кафиров. Потому что если бы он не сделал этого, то это, возможно, могло бы привести к войне. Зачем все это? Почему война была предотвращена?

Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

Они – те, которые не уверовали, не впустили вас в Заповедную мечеть и задержали жертвенных животных, не позволив им достичь места заклания. И если бы в Мекке не было верующих мужчин и верующих женщин, которых вы не знали и могли затоптать по незнанию так, что они поставили бы вас в затруднительное положение (или вы бы оказались опозорены перед ними; или вы совершили бы грех перед ними), то Аллах позволил бы вам вторгнуться в Мекку, но Он не сделал этого,(Победа, 25)

Аллах предотвратил войну, потому что в Мекке находились верующие мусульмане. Чтобы сохранить этих мусульман. Потому что если бы мусульмане зашли бы в Мекку силой, то устроили бы бойню. И некоторые (невинные) мусульмане могли бы быть убиты. И именно поэтому предопределение Аллаха заключалось в предотвращении битвы между мусульманами и кафирам.

Но Аллах уготовил план для жителей Мекки. Он говорит:

но Он не сделал этого, чтобы ввести в Свою милость тех, кого пожелает. Но если бы они отделились друг от друга [верующие от неверующих], то Мы подвергли бы неверующих из них мучительным страданиям. (Победа, 25)

Именно предопределение Аллаха предотвратило войну. Это не было приказом Аллаха, не было шариатским повелением Аллаха не воевать, но было предопределением Аллаха, Аллах предопределил, что сражения не будет.

Аллах говорит:

Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха). Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах знает обо всякой вещи. (Победа, 26)

Если бы мусульмане поспешили, то произошло бы то, что Аллах упомянул, мусульмане убили бы мусульман, попав тем самым в затруднительное положение и навлекая на себя грех, но они сдержали себя, они были терпеливы, и это было благом для них в долгосрочной перспективе.

Аллах говорит:

Воистину, Аллах показал Своему Посланнику правдивый сон (или Аллах доподлинно исполнит сон, который увидел Его Посланник). Мы уже говори о сне, в котором посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершает тавваф вокруг Каабы. Аллах сказал, что это произойдет и, не смотря на то, что это не произошло сразу, это было предсказано и это произошло позже. Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности. Вы побреете головы и подстрижетесь, не испытывая страха. Когда они совершали Прощальный хадж с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, то не боялись никого. Он знал то, чего вы не знали, и предопределил перед этим близкую победу. (Победа, 27)

Теперь Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем. (Победа, 28)

Аллах, Свят Он и Велик, говорит нам, что религия, которая была ниспослана Мухаммаду, руководство, которое было отправлено Мухаммаду, صلى الله عليه وسلم, превзойдёт все религии.

И в последнем аяте, Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

Мухаммад – посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Вспомните как многобожники отказались писать «Мухаммад посланник Аллаха», они отказались свидетельствовать что он посланник Аллаха, и Аллах ниспослал в Коране, что Он отправил Мухаммада, صلى الله عليه وسلم, как посланника, и что Мухаммад — посланник Аллаха.

Также мы видим качества сподвижников, что они суровы к неверующим и милостивы между собой. К сожалению есть некоторые мусульмане, которые являются полной противоположностью того, что описал нам Аллах. Они суровы к верующим и милостивы к неверующим.

Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству.

Самое известное их качество это их молитва. Когда ты смотришь на них, то они всегда находятся в суджуде или в руку’.

Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах.

Поклонение оставляет след на лице. Речь не идет о темном пятне на лбу, которое остается от долгих суджудов. Речь идет о свете, который остается на лице благодаря суджудам.

Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.

В Инджиле верующие сравниваются с растением, которое растет и крепнет до такой степени, что его невозможно сломать. И это злит неверующих.

Это были аяты суры «Победа», которые были ниспосланы после этого замечательного завоевания, Худайбийского мирного договора.

Продолжение следует, إن شاء الله

ИА “ХУНАФА”

Post a comment