http://alisnad.com

Comments: (2)

Комментарий к работе шейха Абу Катады Аль-Филястыни «Это наша ‘акида». Часть 2

Category : Основы религии

abu-qatadaТермин «Ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а» и особенно его вариант «сунниты» часто ошибочно воспринимается как противоположность термину «шииты». На самом деле в «Ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а»   не входят, на ряду с шиитами, ни хариджиты, ни му’тазилиты, ни мурджииты.

С возникновением сект аш’аритов и матуридитов, которые также претендуют на принадлежность к «Ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а» возникла необходимость как-то назвать последователей пути салафов, так возник термин «салафиты». Сегодня мы столкнулись с тем, что некоторые люди, претендующие на принадлежность к «салафиййе», перенимают идеи как мурджиитов (в отношении правителей), так и хариджитов (в отношении своих оппонентов), и поэтому сам термин «салафиты» стал несколько неясным.

Также последователи пути Пророка, ﷺ, и салафов называют «спасшейся группой» на основании упомянутых ранее хадисов о разделении Уммы на семьдесят с лишним групп. Просим Аллаха Всевышнего сделать нас членами этой спасшейся группы.

Говорит шейх Абу Катада, да помилует его Аллах:

Мы придерживаемся мнения ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а в понятии имана, посередине между мурджиитами и хариджитами.

Иман – это религиозная вера в её шариатском понимании. Определение  имана стало первым расколом в акиде.

Виновники этого раскола – секта хариджитов. По их представлению, иман нечто единое, не может увеличиваться и уменьшатся, и утративший что-то из имана, утрачивает весь иман, и на этом подходе строится  их концепции о такфире мусульманина, совершившего большой грех.

Мурджииты также относятся к иману как к чему-то единому и единичному, не увеличивающемуся и не уменьшающемуся, но они вывели действия из определения имана, и поэтому никакой поступок неверия не считают выводящим из ислама, пока человек не совершит куфр в сердце.

Поэтому шейх и говорит, что ахлю-с-сунна находятся между хариджитами, которые обвиняют мусульман в неверии за грехи, и мурджиитами, которые не выносят такфир за действия куфра.

Шейх также упоминает важную концепцию «срединного положения», умеренности,  которая характеризует  ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а во многих вопросах, в которых различные секты заняли крайние позиции (как харижиты и мурджииты в вопросе имана).

Важно заметить, что сегодня мы видим, как эту характеристику пытаются приписать себе различного рода пораженцы, сторонники «умеренного ислама», призывающие мусульман отказаться от конфронтации с кафирским миром. На самом же деле это попытки занять серединное положение между исламом и куфром, да упасёт нас Аллах от подобных заблуждений.

Говорит шейх, да помилует его Аллах:

То есть, мы считаем, что иман это слова и дела, намерение и сунна.

Шейх даёт определение суннитское определение имана.

Это определение нуждается в небольшом разъяснении из-за его важности и некоторой сложности перевода с арабского.

Пишет шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа:

…религия и иман – это слова и дела, слова сердца и языка, дела сердца, языка и членов тела («Акида васитыййа»).

То есть иман разделён между сердцем, языком и остальными членами тела.

Что такое «слова сердца»?

Слова сердца – это знание, вера и убежденность. Причём важно знать, что сердце – это место, где находится разум человека, как на это указывают слова Всевышнего:

أَفَلَمْ يَسِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَتَكُونَ لَهُمْ قُلُوبٌ يَعْقِلُونَ بِهَا أَوْ آذَانٌ يَسْمَعُونَ بِهَا فَإِنَّهَا لَا تَعْمَى الْأَبْصَارُ وَلَكِنْ تَعْمَى الْقُلُوبُ الَّتِي فِي الصُّدُورِ

Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди (Аль-Хаджж, 22:46).

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ أَمْ عَلَى قُلُوبٍ أَقْفَالُهَا

Неужели они не размышляют над Кораном, или же на их сердцах замки? (Мухаммад, 47:24).

«Дела сердца» — это искренность, любовь, страх, надежда, намерение и т.д.

«Слова и дела языка» – это в принципе одно и то же. Они заключены в произношении двух свидетельств и подтверждении того, что обязательно следует из двух свидетельств.

«Дела членов тела»

Важно в определении имана у ахлю-с-сунна понимание того, что слова без дел не являются  иманом. Тот, кто имеет знание и убежденность в сердце, но которым не сопутствуют дела, также является кафиром, как  и тот, кто не имеет этих знаний и убежденности. Примером служит  Иблис, который знал и признавал Аллаха своим господом, был убеждён в наступлении Судного Дня – то есть имел веру в сердце и на языке, — но отказался выполнить повеление Аллаха, — то  есть не совершил действие — и превознёсся, из-за чего стал кафиром.

Также пишет имам Ибн Каййим Аль-Джаузиййа, да помилует его Аллах:

Человек, который размыслит над достоверными сообщениями о том, что многие обладатели писания и мушрики свидетельствовали, что Мухаммад, , является посланником, и что он правдив, и размыслит над тем, что это свидетельство не ввело их в ислам, тот поймёт, что ислам это нечто иное, нежели просто знание, или знание и признание, но это знание, признание и подчинение, соблюдение  его повелений и требований его  религии, как внешне, так и внутренне. (Зад аль-маад, 3/558).

С другой стороны,  дела языка и членов тела не сделали верующими мунафиков, которые не имели веры и убеждённости в сердцах.

В любом случае основой является сердце, как сказал посланник Аллаха, ﷺ, «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце» (Аль-Бухари и Муслим)»

Далее шейх, да помилует его Аллах, говорит:

И также куфр слова и дела.

Здесь шейх указывает на заблуждение джахмитов, мурджиитов и их последователей в разделе определения имана и куфра.

Самые крайние из них утверждают, что если человек знает о существовании Аллаха, то их иману не навредят никакие слова и дела.

Более умеренные придерживаются мнения, что знания в сердце и подтверждения словами достаточно, для того чтобы человек оставался мусульманином.

Позиция ахлю-с-сунна в том, что куфр, как и иман, может быть в убеждениях, словах и делах.

Примером куфра в словах является поношение Аллаха и Его посланника, ﷺ.

Примером куфра в делах – унижение мусхафа, например, бросание его в грязное место, совершение ибадата не Аллаху, например, дуа к мёртвым, или ритуальный обход – таваф – вокруг могил.

Надо заметить, что мурджиитская акида, поддержанная аш’аритами,  стала господствующей в мусульманском мире. Этому есть разные причины. Но результатом стало распространение среди мусульман различных видов куфра и ширка, и только Аллах может защитить от этого!

Наверное, многим приходилось встречать людей, которые, когда им говорят совершать молитву или прекратить употреблять алкогольные напитки, отвечают «зато у меня сердце чистое!».

Куфр, таким образом, делится на 2 основные группы: куфр незнания и куфр неподчинения.

Куфр незнания характерен для джахилийских обществ, в которых люди не знают об Аллахе,  Пророке, исламе того необходимого минимума, который нужен для того, чтобы быть мусульманином. Примером такого общества была Мекка до начала миссии посланника Аллаха. Также почти до такого состояния довела мусульманские  народы СССР советская власть.

Куфр неподчинения, отвергания, отвращения – это куфр Иблиса и куфр мединских иудеев, которые зная и признавая между собой Мухаммада обещанным пророком, отказывались последовать за ним.

Говорит шейх, да ускорит Аллах его освобождение:

И мы считаем, что иман имеет степени и ответвления, которые включают различные степени.

Важный момент в опровержении хариджитов и мурджиитов, воспринимающих иман как нечто имеющее одну только степень, за которой идёт куфр.

На самом деле ясные шариатские тексты указывают на степени, ответвления имана, на его увеличение и уменьшение.

Сказал Аллах Всевышний:

وَالَّذِينَ اهْتَدَوْا زَادَهُمْ هُدًى وَآتَاهُمْ تَقْوَاهُمْ

Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность (Мухаммад, 47:17).

Сказал посланник Аллаха, ﷺ:

الْإِيمَانُ بِضْعٌ وَسَبْعُونَ — أَوْ بِضْعٌ وَسِتُّونَ — شُعْبَةً، فَأَفْضَلُهَا قَوْلُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الْأَذَى عَنِ الطَّرِيقِ، وَالْحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الْإِيمَانِ

Вера включает в себя более семидесяти – или более шестидесяти – ответвлений,  лучшее из них слова «нет никакого истинного божества кроме Аллаха», а самое маленькое удаление препятствия с дороги, и  стыдливость — одно из ответвлений веры (Аль-Бухари, Муслим).

Иман увеличивается от совершения благих дел и уменьшается от грехов.

Продолжение следует, إن شاء الله.

Муслим Галанчожский

alisnad.com

 

Comments 2 комментария

ас саляму алейкум брат админ. Я бы хотел попросить, если есть такая возмиожность, подготовить перевод какой-нибудь работы в которой разъясняется мнение имама Ахмада и Ибн Мубарака о том, что в ааяте «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!» что в нем говорится о муджахидах, а то сейчас распространяют мнение что он не о муджахидх, просто хотелось сравнить два мнения, какое более сильное

Ва алейкум ас-салям, брат. Постараемся, ин-шаа-ллах.

Ассаляму аляйкум ва рахматуЛлах.
«Позиция ахлю-с-сунна в том, что куфр, КАК И ИМАН, может быть в убеждениях, словах и делах.» — или я неправильно понял, или здесь ошибка в определении/формулировке, так как иман не может быть по отдельности в убеждении, слове или деле, т.е. иман является неполным без наличия всех трех составляющих: убеждения, слова, дела. А куфр может быть в слове или деле или в убеждении по отдельности.

Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух.

Да, надо как-то переформулировать. Имеется в виду, конечно, что как существуют убеждения, слова и дела, которые необходимы для имана, так же существуют убеждения, слова и дела, которые выводят человека из имана.

Post a comment