Шейх Сулейман ибн Сахман: Сунна и бид’а

2

RisalahРелигия совершенна

Поистине, Аллах, Свят Он и Велик, усовершенствовал для нас нашу религию, а Его посланник, ﷺ, довёл её (до нас) в полном объёме, и никому из людей не позволено вносить в религию Аллаха то, чего в ней нет. Никому не позволено добавлять к ней что­-либо после того, как её усовершенствовал Аллах. Всевышний сказал: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию и завершил для вас Мою милость; и одобрил для вас в качестве религии ислам» («Трапеза», 3).

Пророк, ﷺ, сказал: «Я оставил вас на ясном пути (букв. «на большой освещённой дороге»), ночь на котором подобна дню, собьётся с него после меня лишь тот, кто устремился к погибели».

Он, ﷺ, также сказал: «Держитесь за мою Сунну и сунну праведных халифов после меня, которые будут на верном пути. Следуйте ей и держитесь за неё коренными зубами, и остерегайтесь нововведений (в религии), ибо всякое нововведение – ересь, а всякая ересь – заблуждение».

Посланник Аллаха также сказал: «Я не оставил без разъяснения ничего из того, что приблизит вас к раю и отдалит от адского огня».

Он, ﷺ, также сказал: «Если кто привнесёт в это наше дело (то есть в эту нашу религию) то, что к нему не относится, это будет отвергнуто» (Аль­Бухари и Муслим). В другой версии этого хадиса говорится: «Если кто­-либо совершит какое­-либо дело, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто».

Сподвижник Пророка, ﷺ, по имени Абу Зарр Аль­-Гъифари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха покинул этот мир, не оставив для нас без разъяснения даже полёт птицы и знание о двух её крыльях».

В Сахихе Муслима приводится хадис, в котором рассказывается о том, что некоторые многобожники сказали Салману Аль-­Фариси (да будет доволен им Аллах): «Неужели ваш пророк научил вас всему и даже тому, как следует справлять нужду?» Он ответил: «Да».

После того, как ты усвоил и уяснил изложенные выше доводы, ты должен понять, что каждый мусульманин обязан следовать пути, указанному Пророком, ﷺ, а не изобретать от себя что-­либо и вводить новшества в религию Аллаха. Как сказал один верующий, «лучшее дело – это следование по пути праведных предшественников, а наихудшее – изобретение и введение новшеств в религию». Пророк, ﷺ, предостерегал своих сподвижников от ереси и всякого рода нововведений. Он повелевал им следовать за ним, ибо в этом заключается спасение ото всех бед и несчастий. Он также запрещал им проявлять чрезмерность в религии и следовать иным путём, отличным от пути правоверных. Пророк, ﷺ, сказал: «Избегайте чрезмерности в религии, ибо тех, кто был до вас, погубила чрезмерность в религии». Имеются также и другие хадисы с подобного рода содержанием.

Держитесь Сунны

Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане – на 72 группы, а эта умма разделится на 73 группы, – все они окажутся в Огне, кроме одной». Его спросили: «А что это за группа, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это те, кто будет придерживаться того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники».

И тому, кто желает для себя блага и ищет спасения для своей души, необходимо придерживаться Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, твёрдо следовать тому, чему следовали сподвижники Посланника Аллаха, ﷺ, потому что они являются образцом для подражания и с них нужно брать пример. Нет добра и блага, в котором они не опередили бы нас.  

Абдуллах ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если кто-­либо из вас хочет брать с кого-­то пример, то пусть берёт его с тех, кто уже умер (имеются в виду сподвижники Пророка, ﷺ), ибо живой подвержен искушению, а те – сподвижники пророка Мухаммада, ,– были самыми благочестивыми в этой Умме, их сердца были самыми чистыми, знания – самыми глубокими, а поведение было самым естественным. Они были поколением, которое Аллах избрал в качестве сподвижников для Своего Пророка, ,  а также для распространения Своей религии. Поэтому берите с них пример и проявляйте к ним почтение, поистине они были на прямом пути».

Один хадис

Имам Мухаммад ибн Вадах в книге «Нововведения и их запрещение» приводит следующий хадис: «Нам рассказал Аль­-Хакам ибн Аль­-Мубарак со слов Умара ибн Яхъи, который сказал: «Мой отец слышал, как его отец рассказывал: «Однажды, перед утренним намазом, мы сидели возле двери Абдуллы ибн Мас`уда и ждали его, чтобы вместе с ним отправиться в мечеть. К нам подошёл Абу Муса Аль-Аша`ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абду­-р­-Рахман (то есть Абдулла ибн Мас`уд)?» Мы ответили: «Нет». Тогда он уселся вместе с нами, пока тот не вышел из дома. Когда же он появился, мы все поднялись ему навстречу и Абу Муса Аль-Аша`ари сказал: «О Абу Абдур­р­Рахман, только что в мечети я видел то, что не понравилось мне, но – хвала Аллаху! – я видел там только благое». Ибн Мас`уд спросил: «Что же это?» Абу Муса ответил: «Поживёшь – увидишь. Я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании намаза, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке сидел человек, который говорил: «Произнесите 100 раз слова «Аллаху Акбар» (Аллах Велик)» – и они произносят их по 100 раз. Затем он говорит: «Произнесите 100 раз слова «Ля иляха илля­-Ллах» (нет божества, кроме Аллаха)» – и они по 100 раз повторяют эти слова. После чего он говорит: «Произнесите 100 раз слова «Субхана­-Ллах» (Свят Аллах!)» – и они по 100 раз произносят и это». Тогда ибн Мас`уд спросил: «И что же ты сказал им?» Абу Муса ответил: «Ничего. Я решил дождаться твоего мнения и решения». Ибн Мас`уд спросил: «Почему же ты не велел им считать свои дурные дела и не поручился за то, что ни одно из их благодеяний не пропадёт и без этого?» Затем он направился в мечеть, а вместе с ним направились и мы. Придя туда, он подошёл к одному из таких кружков, встал над ним и спросил находившихся в нём людей: «Что вы делаете?» Они ответили: «О Абу Абду­-р­Рахман, с помощью камешков мы считаем (сколько раз произнесли) слова «Аллаху Акбар», «Ля иляха илля-­Ллах», «Субхана­-Ллах» и «Аль-хамду ли­-Ллях». На что он сказал: «Считайте свои дурные дела, а я ручаюсь, что ни одно из ваших благодеяний не пропадёт. Горе вам, о умма Мухаммада! как скоро вы устремились к погибели! Его многочисленные сподвижники ещё живы, его одежда ещё не обветшала и его посуда ещё не разбилась. Вы же – клянусь Тем, в Чьей длани душа моя! – либо исповедуете религию более верную, чем религия Мухаммада, , либо открыли врата к заблуждению». В ответ эти люди сказали: “Клянёмся Аллахом, о Абу Абду­-р­-Рахман, мы желали только благого». Он сказал: «Сколько же желающих блага не достигают его! Поистине Посланник Аллаха, , предупреждал нас, что «появятся люди, которые (красиво) будут читать Коран, но он не поднимется выше их ключиц». Клянусь Аллахом, я не знаю, быть может, большинство вас из их числа?“» Затем он отвернулся от них и ушёл. Амр ибн Салама сказал: «Мы видели, как большинство из них в день битвы при Нахраване сражались (против сподвижников) на стороне хариджитов».

Обратите внимание, каким оказалось их положение. И это было положение тех, кто возвеличивал, восхвалял и восславлял Аллаха, и вместе с тем они открыли дверь, ведущую к заблуждению, потому что делали то, чего не делал Посланник Аллаха, ﷺ, и его сподвижники. Это привело их к чрезмерности в религии, переходу за границы (дозволенного) и отступлению от ислама, и большинство из них сражались против сподвижников Пророка, ﷺ, вместе с хариджитами в день битвы при Нахраване.

Заключение

После того как ты уяснил то, о чём говорится выше, тебе следует знать, что в последнее время появились люди, проявляющие чрезмерность в некоторых религиозных вопросах и шариатских указаниях, переходящие границы дозволенного. Каждый мусульманин обязан пресекать подобные явления, разъяснять их ошибочность и недопустимость нововведений (бид`а) в религии, ибо они совершают это без какого-­либо доказательства, довода и разъяснения, вытекающих из Корана и Сунны. Об этом не говорил (и этого не совершал) ни один из четырёх имамов, а ведь они являются (для нас) указателями верного пути и светильниками во тьме. Они – образец для подражания, и с них необходимо брать пример в разъяснении основ религии и в вынесении (правовых) решений.

И в заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!  

Перевод: Абу Мухаммад Аль-Хварши

«Черновик»,  №6 от 19.02.2010 г.

 

2
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Мухаммад Марван
Гость

Ва иййака. Там был другой материал под этим названием. Сейчас я нашёл нужный.

Ahmad
Гость
Ahmad

ассаляму алайкум админ. помоги с хадисом не могу найти. в нем говорится что пророк(салля ллаху алайхи ва салям) не любил похвалу и готов был набить рот землей хвалившему- я так помню хадис

Ва ‘алейкум ас-салям ва рахматуллахи ва баракатух.

«Сады праведных» имама Ан-Навави:

Глава: О том, что нежелательно восхвалять (человека) в лицо, если есть основания опасаться, что подобное (может ему повредить, приведя к) самолюбованию и тому подобным вещам, то нежелательно восхвалять человека в лицо и дозволенности этого в отношении того, кому это не угрожает
1788. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, слушавший, как один человек восхваляет другого и превозносит его, сказал: «Вы погубили этого человека (или: …сломали этому человеку хребет)1 (Аль-Бухари; Муслим)

1789. Сообщается, что Абу Бакр Нуфай’ бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Как-то раз) в присутствии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули об одном человеке, после чего другой начал хвалить его, а Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: «Горе тебе, ты перерезал горло своему брату!», — (повторив эти слова) много раз, после чего он сказал: Пусть тот из вас, кому обязательно будет нужно похвалить своего брата, скажет: «Я считаю (такого-то) таким-то и таким-то», — если он (и в самом деле) считает его таким, а отчёта за это2 с него потребует Аллах, и никого не следует обелять пред Аллахом»». (Аль-Бухари; Муслим)

1790. Передают со слов Хаммама бин аль-Хариса, что (как-то раз один) человек принялся восхвалять Усмана, да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Микдада, да будет доволен им Аллах, и тогда аль-Микдад опустился на колени и стал бросать в лицо (восхвалявшеему) мелкие камешки. Усман спросил: «Что ты делаешь?», — на что он ответил: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если увидите восхваляющих, забросайте их лица землёй!»» (Муслим)
В этих хадисах говорится о запрете (восхваления людей), но есть много достоверных хадисов, в которых указывается и на дозволенность (ибаха) этого.
Улемы говорят:
«Объединить между собой эти хадисы можно, сказав следующее:
если тот, кого восхваляют, обладает совершенной верой и твёрдой убеждённостью, если душа его (должным образом) подготовлена и познание его является столь полным, что это не позволит ему впасть в соблазн и самообольщение, а его душе сыграть с ним злую шутку, то (восхваление) не является ни запретным, ни порицаемым, но если есть основания опасаться, что с человеком может случиться что-либо из вышеупомянутого, тогда восхвалять его в лицо крайне нежелательно, чем и объясняется то, что хадисы об этом отличаются друг от друга.3
Что же касается свидетельств о дозволенности восхваления, то к ним относятся слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я надеюсь, что ты окажешься одним из них», — то есть, из тех, кого станут призывать войти в Рай изо всех его ворот, сказанные им Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. В другом же хадисе (сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «Ты не относишься к ним», — а именно — к опускающим свои изары слишком низко из кичливости. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Умару, да будет доволен им Аллах: «Когда бы ни увидел шайтан, что ты следуешь каким-либо путём, он обязательно переходит на другой путь». Таким образом, хадисов, в которых говорится о дозволенности восхваления, существует множество, и часть из них была приведена мною в книге «Аль-Азкяр».