http://alisnad.com

Comments: (3)

«Жизнь Мухаммада». Часть 36: Некоторые события после Битвы у рва

Category : Пресса

painted_desert_1-300x224Когда армии разошлись после Битвы у рва, Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Теперь мы будем атаковать их, а они не будут нас атаковать».

События у рва отметили определяющую точку в истории молодого исламского государства.

В течение последних пяти лет мусульмане вели оборонительную борьбу против курайшитов, оборонительную борьбу для выживания. А теперь ситуация изменилась. Теперь курайшиты будут бороться за выживание, теперь они будут оборонятся. При Бадре, при Ухуде, при Аль-Хадаке это были курайшиты, кто атаковал. И Аль-Хандак, Битва у рва была их последней попыткой. Это произошло не из-за того, что у них изменились сердца, или же из-за того, что у кого-то из них появилась симпатия к мусульманам. Это произошло просто напросто из-за того, что они были обессилены. Они не смогли продолжать вести эту войну дальше. Мусульмане превзошли их в терпении и стойкости, курайшиты не могли больше противостоять им. И посланник Аллаха, ﷺ, через год после Битвы у рва, во время Худайбиййских событий, как мы это увидим, скажет: «О, горе курайшитам, война полностью исчерпала их силы!».

Аллах Всевышний говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اصْبِرُوا وَصَابِرُوا وَرَابِطُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

О вы, которые уверовали, терпите и будьте более терпеливы [чем ваш враг], будьте стойки и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете счастливы! (Семейство Имрана, 200).

«اصْبِرُوا» значит «будьте терпеливыми», что же означает слово «صَابِرُواْ»? Оба эти слова умеют один корень, «сабр». В морфологии арабского языка, корни типа صَابِرُواْ указывают на совместность действия, описываемого этим глаголом, на то, что в нём задействованы две стороны. То есть Аллах, Свят Он и Велик, говорит нам, что мы должны быть терпеливыми и стойкими. Но что, если твой враг более терпелив, чем ты? Ты должен превзойти его в терпении. Поэтому Аллах говорит «وَصَابِرُواْ «. То есть в этом аяте два приказа Аллаха. Первый: быть терпеливыми и стойкими, а второй: превосходить врага в терпении и стойкости.

И этот приказ мусульмане выполнили, и это окупилось. Теперь, после битв при Бадре, Ухуде и Аль-Хандаке, курайшиты будут вынуждены не нападать, а защищаться, потому что мусульмане измотали их. И теперь Посланник Аллаха, ﷺ говорит: «Теперь мы атакуем их, а они не будут нас атаковать».

После Битвы у рва Абу Суфъян больше никогда не смог собрать армию, чтобы напасть на Медину. Это был максимум того что он мог сделать со своими людьми – собрать у Хандака десятитысячную армию из разных племён. Это был провал из-за сверхъестественных событий, которые произошли, в которых сильный ветер явился одним из воинов Аллаха.

Аллах говорит в Коране: «Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него» (Завернувшийся, 31). Что угодно может быть воином Аллаха. Иногда благо, которое является причиной для жизни, может стать воином Аллаха, как, например, вода которая убила Фараона. Также воином Аллаха стал комар, который убил Нимврода или же земля, которая поглотила Каруна. Ветер был воином Аллаха и уничтожил непокорные ему народы, ураганы, молнии… Всё, что угодно в этом мире может быть воином Аллаха. И мы не знаем воинов Аллаха, которые находятся вокруг нас.

В результате Битвы у рва мусульмане покончили с очень трудным периодом, с защитой своего собственного существования. Мусульмане, несмотря на то, что мы говорим, что создание первого исламского государства произошлос хиджрой Посланника Аллаха, ﷺ, переживали очень тяжёлыйпериод. В течении первого времени в Медине было очень небезопасно. Мусульмане жили в страхе. Мы не должны думать, что это было мощное исламское государство, у мусульман было очень тяжёлое положение. Курайшиты с одной стороны, иудеи с другой, бедуины с третьей. Это было очень трудное время для мусульман. Сподвижники говорили:«Нам приходилось спать, держа наше оружие рядом, мы не чувствовали себя в безопасности». Так что первые пять лет после хиджры были очень трудными. Но мусульмане были стойки и проявляли терпения ради Аллаха.

Но теперь мусульмане выдвигаются на завоевание новых позиций. Следующие пять летбудут годами расширения влияния ислама. Мусульмане переходят от оборонительного джихада к наступательному.

В течении этих пяти лет мы сможем наблюдать за показательным ростомислама и несколькими важными ключевыми событиями, о которых мы, ин шаа-ллах, будем говорить, и мы просим Аллаха что бы Он дал нам полезные знания и избавил нас от знаний, которые не принесут пользы.

Эти ключевые моменты в последние пять лет сиры это:

Худайбиййский договор в 6-ому году хиджры, взятие Хайбара в 7-ом году, битва при М’ута, взятие Мекки, битва при Хунайне и взятие Таифа в 8-ом году хиджры, затем поход на Табук и прощальный хаддж в 9-ом году, и, наконец, великое событие, великое бедствие, которое обрушилось на мусульман, смерть посланника Аллаха, ﷺ.

А также мы пройдемся по некоторым менее значимым событиям, которые произошли между этими ключевыми событиями.

Мы разберем некоторые события, произошедши между битвой при Хандаке и Аль-Худайбийей в 5-ом году хиджры.

В прошлых лекциях мы говорили об убийстве Ка’ба ибн Аль-Ашрафа. И мы сказали, что Ка’б был иудейским лидером, очень богатым человеком, который занимал важное место среди людей в Хиджазе. И он был очень красноречивым поэтом. Он использовал поэзию, а мы уже говорили, что поэзия в те времена играла большую роль. Во времена джахилии это было средство массовой информации. И Ка’б ибн Аль-Ашраф использовал свою поэзию чтобы порочить мусульман и посланника Аллаха, ﷺ.

И если кто-нибудь почитает историю времен джахилии, то он заметит, что одна стихотворная сточка могла разрушить целое племя, разрушить его репутацию. Это подобно тому, что публикация документов или какой-то статьи в крупной газете делает сегодня. И скорее всего влияние поэзии было даже выше. И среди того, что делал Ка’б ибн Аль-Ашраф были стихи, в которых он говорил о мусульманках. И мусульмане, как мы знаем, и как должно это происходить всегда, должны встать за права мусульманок и защитить их. И мы знаем множество моментов в нашей истории, как, например, изгнание из Медины иудейского племени Бану Кайнука, произошло из-за того, что один из иудеев оскорбил мусульманку, задрав подол её платья. И также мы знаем историю с аббасидским халифом Аль-Му’тасимом, который, когда услышал, что женщина, на которую напали римляне, закричала «О, Му’тасим!», мобилизовал целую армию, чтобы защитить ее.

Итак, Ка’б ибн Аль-Ашраф наговаривал на мусульманок, рассказываю, что он говорил о Умм Аль-Фадль, жене Аббаса ибн Абд-Аль-Муталлиб, дяди посланника Аллаха, ﷺ. И посланник Аллаха, ﷺ, спросил:«Кто избавит нас от Ка’ба ибн Аль-Ашрафа, так как он нанёс обиду Аллаху и его посланнику?». Мухаммад ибн Масляма, да будет доволен им Аллах, вызвался добровольно на это задание с некоторыми людьми из его племени. Это было племя Аль-Аус. То есть именно мусульмане из племени Аль-Аус убили Ка’ба ибн Аль-Ашрафа.

В одной из версий, приведённых у Ибн Касира говорится, что один из потомков ансаров рассказывал, что племена Аус и Хазарадж соревновались перед посланником Аллаха, ﷺ. Когда одно племя делало что-нибудь полезное посланнику Аллаха, ﷺ, то другое племя старалось совершить что-нибудьравноценное, чтобы не отстать от них в благих делах.

То есть мы видим, что они конкурировали между собой. Но они не конкурировали в дунья. Их целью не было превзойти друг друга в дунья, заработать больше денег или занять более высокую по сравнению с другими должность.

Как мы видим, конкуренция сегодня только в материальном мире. И она является целью жизни, которую Запад рекламирует и пытается навязать всем остальными. И конкуренция, которую Запад представляет всему миру сегодня, ограничена лишь материальной сферой, у которой нет никаких ценностей с исламской точки зрения, так как успех на Западе основан только на материальных вещах. Тогда как успехом в исламе является то, насколько ты близок к Аллаху. Человек может быть абсолютно неизвестен в дунья, он может быть очень беден, но в то же время быть очень успешным. Потому что он близок к Аллаху, Свят Он и Велик. И идеальный пример этому Увайсу Аль-Карани (أويس القرني). Люди не знали его. И когда Умар ибн Аль-Хаттаб спросил делегацию племени Аль-Каран из племени Мурад из Йемена, есть ли среди них Увайс, то люди удивились, что повелитель правоверных спрашивает о таком простом человеке. Никто не знал его, кроме некоторых его близких, и тех, кто жил с ним. Он был обычным человеком. Он не был амиром, не был ученым, он был обычным человеком. Но было кое-что в его сердце, что делало его особенным. Настолько особенным, что посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Когда придет подкрепление из йеменского племени Каран из Мурада, с ними будет человек, которого будут звать Увайс ибн Амир. Если вы увидите его, то попросите его попросить у Аллаха прощения за ваши грехи». [Хадис приводит Муслим]. Он был настолько особенным, что асхабам следовало попросить его сделать за них дуа. Он был один из праведников, один из друзей Аллаха, Свят Он и Велик. И посланник Аллаха, ﷺ говорил это сподвижникам, лучшим людям, кто когда-либо жил на Земле. А Увайс Аль-Карани не был сподвижником. Он был табиином, так как никогда не видел посланника Аллаха, ﷺ.Увайс хотел сделать хиджру, но из-за того, что его мать была одна и болела, ему пришлось остаться с ней. А дальше наступила смерть посланника Аллаха, ﷺ, и Увайс не смог с ним встретится. Но посланник Аллаха, да благословит его Алла и приветствует, знал его, и говорил о нем. И когда Умар ибн Аль-Хаттаб встретился с Увайсом, то он попросил его: «Попроси у Аллаха прощения для меня».

Вернемся к соперничеству между племенами. И так Аль-Аус и Аль-Хазараж соперничали между собой, и их соперничество было не в дунья, а в Ахира. В том, кто лучше подчиняется посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И в этом случае, потому что Аль-Аус имело честь убить Ка’ба ибн Аль-Ашрафа который порочил посланника Аллаха, ﷺ, Аль-Хазрадж не хотели оставаться в стороне. Они хотели сделать что-то подобное, и собрались между собой. И они решили, что некий Абу Рафи’ (أبو رافع) будет отличным кандидатом. Они рассказали об этом посланнику Аллаха, ﷺ, и он одобрил их идею.

Руководил этой операцией Абдуллах ибн Атик (عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عَتِيكٍ). Мусульмане решили проникнуть глубоко на территорию Хайбара. Это было до битвы при Хайбаре, и Хайбар был хорошо укреплённым и мощным селением иудеев. Тем не менее, решительность сподвижников привела их глубоко в земли Хайбара. Дом Абу Рафи’ был не обычным. Он жил в маленькой крепости. И сподвижники выдвинулись в путь и достигли ворот крепости Абу Рафи’. И как же они проникли туда?

Абдуллах ибн Атик обхитрил иудеев. И существует два рассказа об этом у Аль-Бухари. И в одной из версий, приведённых Аль-Бухари, говорится, что эти иудеи потеряли осла. И один из иудеев открыл ворота и вышел, чтобы отыскать его. И Абдуллах ибн Атик сел рядом с стеной, накрыл себя плащом и сделал вид, будто исправляет нужду. Иудеи подумали, что он вышел из крепости, чтобы исправить свою нужду, так как в те времена у них не было туалетов в домах. И когда они возвращались, то сказали: «О, раб Аллаха, если ты хочешь войти – то сейчас самое время». И он зашёл вместе с ними, его затея сработала. Он вошёл внутрь, тогда как все его соплеменники находились наружи. И он спрятался в загоне для ослов, и наблюдал за охраной, чтобы понять, где они прячут ключи от ворот. В одной версии говорится, что они висели на деревянном колышке, а в другой — что их клали в нишу в стене. Абдуллах ибн Атик рассказывал, что человек вышел, чтобы поужинать с Абу Рафи’, и он продолжал прятаться, пока все люди не разошлись, и не погас свет.

Это была очень темная ночь. И Абдуллах ибн Атик вышел из своего укрытия и отыскал ключи. И хвала Аллаху, ключи от всех дверей были в одном месте. И теперь, когда у него были ключи, он открывал двери и тут же закрывал их изнутри, на случай если кто-нибудь придет и заметит, что ключи пропали. Ситуация была непростая. С одной стороны, из-за того, что двери заперты, никто бы не мог прийти ему на помощь, а с другой стороны Абу Рафи’ не сможет никуда от него уйти. И он продолжал это делать до тех пор, пока не дошёл до спальни Абу Рафи’. Находясь в одной комнате с Абу Рафи’, Абдуллах ибн Атик не мог его увидеть из-за полной темноты. И ему пришлось крикнуть: «Абу Рафи’!». В такой ситуации очень страшно звать человека по имени, но также страшно и услышать свое имя в своей комнате ночью в полной темноте. И когда Абдуллах ибн Атик позвал Абу Рафи’, тот встал и сказал: «Кто ты?». Абдуллах ибн Атик рассказывал: «И я ударил мечем туда, откуда услышал звук». Он заставил его говорить,чтобы понять в какой части комнаты он находится. Абдуллах ибн Атик сказал, что его удар был не смертельным, он был недостаточно точным, чтобы убить его. И Абу Рафи’ начал звать на помощь. Абдуллах ибн Атик не растерялся, выбежал, затем вернулся, и изменив свой голос, спросил: «Что случилось, о, Абу Рафи’?». Абу Рафи’ сказал: «Горе твоей матери, здесь находится человек, который ударил меня мечем». Тогда Абдуллах ибн Атик снова ударил его. Снова ориентируясь по голосу. Абу Рафи’ опять позвал на помощь. И Абдуллах ибн Атик опять убежал, вернулся, и, изменив голос, спросил: «Что происходит?». И Абу Рафи’ сказал: «Горе твоей матери, здесь находится человек, который пытается убить меня!». Абдуллах ибн Атик сказал, что в этот раз он уже лежал на спине. Он уже получил два удара мечом. И Абдуллах ибн Атик вонзил меч ему в живот и давил на него, пока не услышал звук ломающихся костей. Речь идет о позвоночнике. И после того как он услышал треск, он понял, что Абу Рафи’ мертв, и он начал уходить.

Спальня Абу Рафи’ находилась на верхнем этаже, и Абдуллах ибн Атик рассказывал, что когда он спускался с лестницы, то не рассчитал, подумав, что осталась одна ступень, в то время как их оставалось две. Абдуллах ибн Атик упал и сломал себе ногу. Абдуллах ибн Атик сказал, что донес эту информацию до своих товарищей, и сказал, что он убил Абу Рафи’. Но Абдуллах ибн Атик не захотел возвращаться с ними, он хотел быть уверен на сто процентов, что Абу Рафи’ мертв. И он попросил своих товарищей отправится к посланнику Аллаха, ﷺ, в то время как сам он останется, чтобы услышать, как объявят о смерти Абу Рафи’. И в версии, переданной Ибн Исхаком, сообщается, что он сказал: «Я услышал, как жена Абу Рафи’ подошла к нему и сказала:»Он мертв, во имя господа иудеев»». Тогда Абдуллах ибн Атик сказал: «Клянусь Аллахом, что никогда я не слышал слов приятнее для моих ушей, чем эти слова». И мы еще вернемся к этому заявлению.

Так почему же они убили именно Абу Рафи’? Ибн Хаджар Аль-Аскаляни говорит: «Абу Рафи’ вредил сам и помогал тем, кто вредил посланнику Аллаха». Ибн Аиф говорит: «Он был один из тех, кто финансово поддерживал Гатафан и другие арабские племена в борьбе против посланника Аллаха, ﷺ». То есть он вел финансовую поддержку, а также словесно оскорблял посланника Аллаха, ﷺ.

Другое событие, которое произошло в этот период, это убийство Халида ибн Суфъяна ибн Набиха Аль-Хузали (خالد بن سفيان الهذلي). Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «До меня дошли вести о том, что Халид готовит людей что бы напасть на меня. Он находится в Урана. Придите к нему, и убейте его».

Халид ибн Суфъян был превосходным лидером своего народа. Он был один из тех харизматичных людей, которые могут собрать людей, и из ничего сделать что-то. Он был превосходным лидером. Он был с племени Хузайль, а Хузайль были бедуинами из Хиджаза. И они были известны тем, что являлись лучшими поэтами среди арабов. Жили они недалеко от Мекки. Итак Халид ибн Суфъян собирал людей для битвы против посланника Аллаха, ﷺ. Ситуация была такова, что люди нуждались в лидере, и лидером был Халид ибн Суфъян. Посланник Аллаха, ﷺ, не видел никакой пользы в том, чтобы воевать со всей армией, которую Халид сумеет собрать. И он решил атаковать Халида ибн Суфъяна до того, как тот соберёт большое войско и окрепнет, так как считал, что если он избавится от Халида, то сбережет мусульманскую армию от кровопролития, потому что знал, что, в отличие от курайшитов, без Халида ибн Суфъяна племя Хузайль не будет воевать с мусульманами. Армия курайшитов не зависела от своих лидеров. С ними или без, они бы все ровно вышли бы против посланника Аллаха, ﷺ. Когда Абу Джахль был убит, курайшиты продолжили биться еще яростнее, чем тогда, когда он был жив. Но с Хузайль была другая ситуация.

Мы видим, что посланник Аллаха, ﷺ, никогда не нацеливался на лидеров курайшитов, но он делал это с некоторыми лидерами иудеев и с Халидом ибн Суфъяном. Потому что видел, что его убийство предотвратит гибель других людей. Предотвратит более масштабную битву. И посланник Аллаха, ﷺ сказал: «Идите и избавьтесь от Халида ибн Суфъяна».

Абдуллах ибн Унайс никогда не видел Халида ибн Суфъяна, и спросил посланника Аллаха, ﷺ: «Как я узнаю его?». Посланник Аллаха, ﷺ, ответил: «Когда ты увидишь его, то тебя охватит дрожь». Мы не знаем, было ли это из-за того, что Халид ибн Суфъян производил такое сильное впечатление, или же это был особый знак для Абдуллаха ибн Унайса, чтобы узнать Халида, Аллах знает об этом лучше. В общем, можно сказать, что Халид ибн Суфъян был особенным человеком.

Абдуллах ибн Унайс выступил в путь один, войско из одного человека. Вот какой храбростью обладали сподвижники! И он зашёл глубоко на территорию врага в Урана, рядом с Меккой. Добравшись туда, он нашёл базу, на которой Халид ибн Суфъян собирал людей. Он увидел Халида, и его охватила дрожь, знак, о котором посланник Аллаха, ﷺ, упомянул. Абдуллах ибн Унайс рассказывал: «Я никогда не дрожал ни перед кем. Это было впервые в жизни». Наступило время послеполуденной молитвы, асра. Абдуллах ибн Унайс сказал: «Я испугался, что между нами начнется конфликт, который помешает мне совершить молитву». И он совершил молитву на ходу, направляясь к своей цели. И совершал суджуд и руку, обозначая их движениями головы. Он подошел к Халиду и поприветствовал его. Халид ибн Суфъян спросил: «Кто этот человек?». И он ответил: «Я человек из арабов, и я услышал о тебе и об армии, которую ты готовишь против этого человека». Он ответил: «Да, это я, и это то, что я делаю». И Абдуллах ибн Унайс сказал: «Я здесь, чтобы последовать за тобой». И дальше он продолжал вести с ним разговор, чтобы заслужить доверие. И когда Халид ибн Суфъян расслабился, настал подходящий момент, Абдуллах ибн Унайс ударил Халида ибн Суфъяна мечём, и убил его. Затем он ушел оттуда. И Абдуллах ибн Унайс сказал: «Я оставил его в то время, как его жена склонилась над ним».

И посланник Аллаха, ﷺ, поприветствовал Абдуллаха ибн Унайса сказав: «Да преуспеет твоё лицо». И посланник Аллаха, ﷺ, пригласил его себе в дом и дал ему посох. Абдуллах ибн Унайс, да будет доволен им Аллах, вышел ничего не спросив. Абдуллах ибн Унайс не осмелился спросить для чего нужен этот посох, зачем посланник Аллаха, ﷺ, дал ему его и что ему с ним делать. Он был очень стеснительным имея дело с посланником Аллаха, ﷺ, поэтому он просто ушел ни сказав ни слова. Это был подарок посланника Аллаха, ﷺ.

И люди начали спрашивать: «Что это за посох? Почему посланник Аллаха дал его тебе?». Абдуллах ибн Унайс ответил, что не знает. Тогда они сказали, чтобы он вернулся и спросил Посланника Аллаха, ﷺ. И он вернулся и спросил. Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «В Судный День он послужит знаком между нами. В этот день мало кто сможет опереться на что-либо». Посланник Аллаха, ﷺ, подарил ему посох, чтобы в Судный День он послужил знаком между ним и посланником Аллаха, ﷺ. Абдуллах ибн Унайс соединил этот посох с мечём, и держал его с ним. И он попросил, чтобы этот посох был положен в могилу вместе с ним. Когда его хоронили, люди положили этот посох в завернули в его саван. Что бы в Судный День он мог подобрать этот посох и пойти на поиски посланника Аллаха, ﷺ, и чтобы он послужил знаком между ними в этот трудный день, в котором лишь некоторые смогут опереться на что-либо. Этот рассказ привёл имам Ахмад в «Муснаде».

Самый важный урок из этой истории, дорогие братья и сестра, это важность молитвы. То, что беспокоило Абдуллаха ибн Унайса, когда он направлялся к Халиду ибн Суфъяну, это послеобеденная молитва, саляту-ль-аср. Единственное что обеспокоило сахабов, когда посланник Аллаха, ﷺ, рассказывал о признаках конца света, и когда он сказал, что один день во время появления Дадджаля будет казаться годом, это как им следует совершать молитву. Когда сподвижники попросили объяснит по подробнее, как это возможно, единственное что их интересовало это: достаточно ли будет совершат пять молитв в этот день. Они думали о молитве. И Абдуллах ибн Унайс, в этой своей смертельно опасной ситуации думал о молитве. Любой человек в такой ситуации должен быть поглощён своей целью. И как мы уже говорили, его тело охватила дрожь. Но молитва, молитва и еще раз молитва. Он молился, идя к Халиду ибн Суфъяну, которого ему предстояло убить.

Братья и сестры, нет никакого оправдания в оставлении молитвы. Если у вас нет денег, то вы не должны выплачивать закат. Если вы больны, то нет на вас греха, если вы не поститесь. Если у вас нет финансовой возможности совершить хадж, то вы не обязаны его совершать. Но не существует ситуации, в которой бы человек был бы освобождён от совершения молитвы. Даже на поле боя, фикхом установлены правила, согласно которым следует совершать молитву при опасности, саляту-ль-хауф.

Таким серьёзным было отношение к молитве среди сподвижников, и это можно понять из слов Умара ибн Аль-Хаттаба который говорил: «Если мусульманин оставит хоть одну молитву намеренно, то он станет неверующим».

Мы знаем, что наши ученые разошлись во мнениях по поводу куфра того, кто оставит молитву, является ли кафиром тот, кто оставил молитву или нет. Имам Ахмад говорит, что тот, кто оставил молитву даже от лени, является кафиром, тогда как другие говорят, что он человек должен считать совершение молитвы необязательным, чтобы вынести решение о его куфре. Не будем углубляться в этот вопрос. В любом случае молитва является очень важным видом поклонения. Так что мы ни в коем случае не должны оставлять нашу молитву. И тем мусульманам, которые по какой-либо причине оставляют коллективную молитву, или не совершают некоторые молитвы, мы говорим: «ПобойтесьАллаха!. Абдуллах ибн Унайс в ситуации, которая намного важнее, чем ваша занятость, и на много важнее чем ваша ситуация, не оставил молитву». Так что мы никогда не должны ее оставлять!

Следующее событие, которое имело место в этот период, это то что произошло с Зайнаб бинт Джахш (زينب بنت جحش). Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, была курайшиткой, она была сестрой Абдуллах ибн Джахша, и мы уже говорили о его истории в предыдущих лекциях. Ее мать была Умайма бинт Абду-ль-Муталлиб, сестра Хамзы. Ее мать является тетей посланника Аллаха, ﷺ, что делает Зайнаб двоюродной сестрой посланника Аллаха, ﷺ. И посланник Аллаха, ﷺ, пришел к Зайнаб бинт Джахш и предложил ей выйти замуж за его приемного сына Зайда ибн Хариса (زيد بن حارثة). Зайд ибн Харис раньше был рабом. И посланник Аллаха, ﷺ просит Зайнаб бинт Джахш, которая была из благородных курайшитов, выйти замуж за бывшего раба. Посланник Аллаха, ﷺ хотел избавиться от преград дискриминации и национализма, которые существовали в те времена. И он хотел начать это со своей собственной семьи и попросил, чтобы Зайд ибн Хариса женился на его (посланника Аллаха, ﷺ) собственной двоюродной сестре, Зайнаб бинт Джахш. Она сказала: «Нет». Он сказал: «Да, ты выйдешь за него». Она сказала: «О посланник Аллаха, дай мне подумать об этом». И пока они говорили, был ниспослан аят:

Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение (Сонмы, 36).

Если наши желания противоречат тому, что посланник Аллаха, ﷺ, хочет чтобы мы совершили, то мы все равно должны совершить то, что он хочет чтобы мы делали. Неважно следовать нашей воле и желаниям, а важно следовать сунне посланника Аллаха, ﷺ. Какое оправдание мы имеем, чтобы не следовать сунне посланникаАллаха, ﷺ? Какое оправдание мы имеем, чтобы не следовать законам Аллаха, Свят Он и Велик? Просто то, что нам это не нравится? Просто потому, что это не соответствует нашим страстям? Мы рабы Аллаха, свят Он и велик, и мы последователи посланника Аллаха, ﷺ. И все, что нам сказано делать, мы должны делать. Это не зависит от нас. И когда этот аят был ниспослан, Зайнаб бинт Джахш сказала: «Я согласна выйти за него замуж. Я не ослушаюсь посланника Аллаха, ﷺ, и я выйду за него добровольно».

Но, субханаллах, совместная жизнь у них не сложилась, и спустя год они развелись. Зайд ибн Хариса приходил и жаловался на свою жену. Он говорил, что не счастлив с ней, и что она не счастлива с ним. Но посланник Аллаха, ﷺ, говорил: «Побойся Аллаха, и сохрани свою жену». Но между ними ничего не получалось, они не смогли избежать развода и развелись спустя год. И тогда посланник Аллаха, ﷺ, женился на ней, что спровоцировало бурю разговоров. В Аравии было недопустимо, чтобы человек женился на жене своего приемного сына, потому что он рассматривался как родной ребёнок человека. В те времена усыновления принимали очень серьезно. Это было до того, как усыновление в такой форме стало запретным, харамом в Исламе.

Ещё до начала пророчества Посланник Аллаха освободил и усыновил Зайда, и его называли Зайд ибн Мухаммад. Он рассматривался обществом как имеющий те же юридические права, что и родной сын. И одним из законов, который существовал в те времена среди арабов, было то что человек не может женится на жене своего приемного сына. Аллах захотел разрушить эту противоречащую шариату традицию среди арабов. И кто мог продемонстрировать это лучше, чем сам посланник Аллаха, ﷺ? Будет намного весомей, если посланник Аллаха, ﷺ, сделает это сам, чем просто скажет об этом. И теперь посланник Аллаха, ﷺ женился на Зайнаб бинт Джахш. В этой истории два вывода. Первое, это то, что усыновление в той форме, что усыновленный приписывался к роду приёмного отца и рассматривался юридически как родной, больше не было действительным. Второе, то что человек может женится на жене своего «формально» приемного сына. Аллах, Свят Он и Велик говорит:

Не устроил Аллах для человека двух сердец внутри, и не сделал ваших жен, которых вы называете хребтом матери, вашими матерями, и не сделал ваших приемышей вашими сыновьями. Это — только ваши слова в ваших устах, а Аллах говорит истину, и Он ведет по пути. (Сонмы, 4).

Возводите их к их отцам, это — более справедливее у Аллаха, а если не знаете их отцов, то это — ваши братья в вере и ваши близкие. Нет на вас греха, в чем вы ошиблись, а только в том, что замышляли ваши сердца. Аллах — прощающий, милосердный! (Сонмы, 5).

И хотелось бы уточнить, что то, что называется усыновлением в аяте не является усыновлением, к которому мы привыкли сегодня. То, что подразумевается в аяте, является очень хорошим действием, действием которое очень хорошо награждается. Посланник Аллаха, ﷺ говорит: «Я буду в Раю соседом человека, который опекает сироту». Усыновление, которое не разрешено в исламе, является таким, в котором усыновленный ребенок носит фамилию (имя) того, кто его усыновил. Мусульмане должны носить имена своих предков, а не тех, кто усыновил их. Это пояснение было сделано потому, что в английском [и в русском] языке, усыновление имеет иное значение.

Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, была очень праведной женщиной и даже среди жен посланника Аллаха, ﷺ, имела высокий статус для посланника Аллаха, ﷺ. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Никто из жен посланника Аллаха, ﷺ, не конкурировал со мной и с моим статусом по отношению к посланнику Аллаха, ﷺ, кроме Зайнаб». И посланник Аллаха, ﷺ сказал о ней: «Быстрее из вас умрет после моей смерти та, у которой длиннее рука». И Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мы, жены посланника Аллаха, начали измерять наши руки, чтобы увидеть у кого они длиннее». Но они не поняли, что посланник Аллаха, ﷺ, имел ввиду. Сказав «у кого будет длиннее рука», имел ввиду та, кто больше будет давать садака. И это была Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах. И она была первой, кто умер из жен посланника Аллаха, ﷺ, после его кончины. Аиша говорила о ней: «Я никогда не видела женщину лучше, чем она (в религии), и более богобоязненной чем она, и более правдивой в разговоре, и более внимательной в семейных отношениях, чем она, и я никогда не видела женщину которая бы давала больше садака чем она. Она полностью отдавалась тому что делала. Единственное, она была вспыльчивой, но быстро возвращалась в нормальное состояние, да будет доволен ею Аллах».

Брак посланника Аллаха, ﷺ, с Зайнаб бинт Джахш был вопросом разногласия с кафирами. Они пытались использовать это событие для нападок на посланника Аллаха, ﷺ. Интересно отметить, что существует два брака посланника Аллаха, ﷺ, о которых кафиры говорят больше всего. И это брак с Аишой из-за ее малого возраста, и брак с Зайнаб из-за того, что они придумали о нем много историй и мифов/легенд. И интересно заметить, что эти два брака были приказаны Аллахом, свят Он и велик. Зайнаб бинт Джахш говорила другим женам посланника Аллаха, ﷺ: «Вы были выданы замуж родителями, а я — Аллахом, который вынес это решение над семью небесами». Потому что Аллах говорит в Коране «Мы поженили ее на тебе». И посланник Аллаха, ﷺ, когда женился на Аише, он не заключал обычный брачный договор. Он просто зашёл к ней в комнату, потому что этот брак был заключен Аллахом, Свят Он и Велик. И это произошло с Аишой, потому что он увидел ее во сне. И мы знаем, что сны пророков – это божественное откровение.

Это что касается брака посланника Аллаха, ﷺ, с Зайнаб.

Также, в этот период, посланник Аллаха, ﷺ, женился на Хабибе бинт Аби Суфъян, дочери Абу Суфъяна. Она находилась в Эфиопии, она была одной из мухаджиров Абиссинии. И ее муж, Убайдуллах ибн Джахш был один из мухаджиров. Но его сердце изменилось, он был обманут шайтаном, он стал муртаддом и принял христианство. И он насмехался над мусульманами, говоря: «Вы видите с на половину открытыми глазами, тогда как я, поистине, увидел свет», имея в виду христианство. И он умер муртаддом. После его смерти, посланник Аллаха, ﷺ, отправил Амра ибн Умаййа Ад-Думари к Ан-Наджаши, что бы он женил его (посланника Аллаха, ﷺ) на Хабибе бинт Аби Суфъян. И вали Хабибы был ее двоюродный брат Халид ибн Саид ибн ‘Ас. И представитель посланника Аллаха, ﷺ, в заключении контракта был Ан-Наджаши. И таким образом Умм Хабиба стала умму-ль-муъминин, матерью верующих, а Муавия стал дядей мусульман, потому что он был ее братом, да будет Аллах доволен им и её и всем асхабами.

ИА «ХУНАФА»

Comments 3 комментария

Ассаляму аляйкум ва рахматуллахи ва баракатуху. Братья, правда, что Халид Шишани шахидом стал?

Поучительно

Голливуд Багдади.свидетельство муджахида
https://youtu.be/FacWIL02VwI

Post a comment