Знай, что Аллах утвердил в Своём Писании, что Истина не проиграет никогда, и Он, Велик Он и Славен, утвердил, что Он никогда не даст кафирам победы над верующими. Сказал Всевышний: «Аллах не откроет неверующим пути против верующих» (Женщины, 141). Невежда, думает, что этот аят в некоторые времена нарушается, когда он видит, как иногда куфр побеждает ислам, но такая мысль – опасное незнание религии Аллаха Всевышнего.
Сказал имам Аш-Шатыби в книге «Аль-мувафакат», говоря о словах Всевышнего Аллаха «Аллах не откроет неверующим пути против верующих»: Если предположить, что смысл этого аята повествовательный [то есть с точки зрения грамматики несёт либо правдивую, либо ложную информацию], то заключённая в нём информация не является всегда верной, потому что кафиры часто получают власть над мусульманами, захватывая их в плен и унижая, однако смысл аята не может противоречить реальной действительности и опровергаться её. Следовательно, смысл аята – это установление шариатского хукма, и так его и следует понимать» (т. 1, стр. 100-101).
Это важное замечание, сделанное выдающимся учёным, на которое следовало обратить внимание уже давно, потому что ситуация, в которой мы живём сегодня, показывает, как далеко мы отдалились от правильного понимания Корана и Сунны из-за тех привнесённых извне идей, которые исказили смысл великого ислама.
Разъясняя слова Аш-Шатыби, я хотел бы сказать: В этом аяте заключается приказ Всевышнего Аллаха верующим не соглашаться ни с чем, недостойным их религии, и прилагать все свои силы для того, чтобы не оказаться униженными, и если кафиры возьмут верх над мусульманами, то это будет означать, что мусульмане сделали упущение в выполнении этого приказа Аллаха.
В этом аяте содержится божественный приказ и божественное обещание.
Приказ Аллаха – это быть верующими, и иман здесь означает сопротивление, сражение, стремление к победе и величию, такое понимание проистекает из того, как ахлю-с-сунна понимают иман [т.е. как веру в сердце, слова и поступки]… И верно то, что слова Всевышнего «верующие» в этом аяте означает исполнение ими того, что является обязательным для имана, а это обязанность отражения агрессии и сопротивления кафирам, и с этой точки зрения данному аяту подобны слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда вы увлечётесь торговлей в кредит, ухватитесь за хвосты коров и оставите джихад на пути Аллаха, Аллах даст над вами власть унижению, которое не удалит с вас, пока вы не вернётесь к своей религии», хороший хадис, и «религия» здесь означает то же, что и вера в рассматриваемом аяте, и это джихад. Потому что унижение удаляется не молитвой, закатом, хаджем и зикром, всё это относится к религии и помогает удалить унижение, однако унижение удаляется через удаление причины, приведшей к унижению, а эта причина – оставление джихада на пути Аллаха. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если какой-то народ оставит джихад, он обязательно будет унижен». Обрати внимание, о, брат-мусульманин, что посланник Аллаха сказал «какой-то народ», потому что когда любой народ оставляет джихад, это приводит к его унижению. Этому подобны слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если какой-то народ подвергнется нашествию на свою землю, он будет унижен». Исходя из этого, данный аят требует от верующих быть верующими, то есть муджахидами, как в словах Всевышнего: «О, те, кто уверовал, уверуйте…» и «О, те, кто уверовал, соблюдайте осторожность и выступайте на войну отрядами» и «О, те, кто уверовал, будьте стойкими, превосходите врагов в терпении и сражайтесь» и других многочисленных аятах. И пусть никто ни в коем случае не думает, что слова Всевышнего «Соблюдайте осторожность» и «Будьте стойкими» — это некое необязательное дополнение к иману, поистине, это ошибка нововведенцев, приведшая к большому вреду, потому что они утверждают, что иман – это лишь слова сердца, а некоторые из них добавляют к «словам сердца» слова языка. И после того, как среди людей распространилась эта губительная ересь: мнение о том, что иман – лишь в сердце, они придумали этим аятам различные тафсиры, и все они ложные. Так, слова Всевышнего «Аллах не даст кафирам власти над мусульманами» они сочли лишь обещанием, и сказали: «Если будет вера в сердце, то Аллах защитит мусульман Своей мощью без их участия (потому что действия мусульман не упомянуты в этом аяте), тем самым приписав Аллаху, что он способен нарушить Своё обещание, потому что реальная действительность опровергает это их мнение.
Что касается того, содержится ли в аяте обещание, то да, однако в том смысле, который упомянут выше: то есть если рабы Аллаха исполнят свою обязанность отражения врага и борьбы с ним, если они начнут джихад, выполняя всего его требования, то, безусловно, божественное обещание свершится, потому что причина и следствие в жизни верующего неразрывно связаны, и обещание Аллаха обязательно осуществится, в отличие от угрозы наказания Аллаха, которую Он может и не исполнить, по Своей милости простив Своих рабов.
В результате можно сказать, что если обещание человеку Аллаха не свершилось, это указывает на проблему в самом человеке.
Луч истины
Создателем нам посланная Речь,
Сколько веков стоит как щит и меч
На страже истины в сердцах достойных?!
Им позволяя веру уберечь!
Подобного ни в один день, ни в ночь
Не сможет сотворить никто точь в точь!
Даже главу со смыслом, также стройно,
Кого бы ты не звал себе помочь.
В невежественном мраке черных туч
Прозрение дарует Знаний луч.
Поразному влияет он на сонмы:
Кому-то — счастье, для кого-то жгуч!
Одних кидает в бездну, словно мяч,
Другого, — в покаянии, на плачь.
Кем лучше быть: разумным или сонным,
Ты в своем сердце сам и обозначь.