Сказал Всевышний Аллах: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный» (Железо, 25). Аллах, Велик Он и Славен, упомянул Писание, то есть знание, и Весы, то есть правильность, чтобы люди придерживались справедливости, до упоминания железа, то есть силы. Вопрос: Является ли основой в исправлении людей знание и справедливость, а сила лишь дополнение к ним, или же наоборот? И если основой является знание, то почему всегда после ниспослания посланников и Писаний результатом было либо общее наказание не уверовавших народов, либо победа верующих?
Ответ:
С точки зрения арабского красноречия сперва упоминается то, что имеет более важное значение, или большее влияние, или предшествует по времени последующему.
Так Писание и Весы в аяте упоминаются прежде железа, потому что железо само по себе не может реализовать требования Истины, для этого необходимы Писание и Весы. И железо не имеет никакого достоинства, если оно не следует за Писанием и Весами. Поэтому и упоминается после них из-за того, что следует за ними в достижении блага и целей пророческой миссии. Людей исправляют Писание и Весы, и это то, с чем были ниспосланы все посланники, а с железом были ниспосланы лишь некоторые из них. Первым, кто использовал железо – то есть силу – для джихада и установления Законов Аллаха, был Муса, мир ему, как сказал Аллах: «Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе Писание в качестве наглядного наставления для людей» (Рассказ, 43).
До полного совершенства смысл этого аята доведен ниспосланием посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم с самыми совершенными законами и с самой полной силой, которая дала возможность победить Истине.
Так что железо упоминается в аяте, следуя за Писанием и Весами, потому что оно приносит пользу не само по себе, цель ниспослания посланников как до Мусы, так и после него, в том числе и Мухаммада صلى الله عليه وسلم — это самостоятельное исправление людей, которые добровольно выбирают Истину и следуют за посланниками, что является основой, а железо служит для исправления упрямцев, после того, как Писание и Весы исправили тех, кто последовал за Истиной добровольно.
Благо – это следование Истине добровольно, а меч приносит пользу только если он находится в руках именно таких людей, а не кого попало.
Что же касается упомянутого аята, то железо в нем восхваляется не потому, что ценно само по себе, такая хвала касается лишь Писания и Весов, ведь про них сказал Всевышний Аллах: «чтобы люди придерживались справедливости». Железо же восхвалено по причине пользы, которая может быть в нем заключена: «в котором заключается могучая сила и польза для людей». Затем Аллах разъяснил, какая польза является похвальной: «чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам». Так что обладающие могучей силы могут быть как любимы Аллахом, так и порицаемы Им, как это разъясняет хадис «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо».
Исправление людей может быть достигнуто как по их сознательному добровольному выбору, а может и силой, устрашением и наказаниями. Некоторые люди исправляются по причине призыва, наставлений и красивых слов, а других исправляет палка и меч, каждому требуется свой подход. Основой в исправлении является слово, и затем такому человеку Аллах дает силу, посредством которой он исправляет того, кто отказывается прислушаться к призыву. Так что основа в исправлении это Писание и Весы.
Что же касается великих наказаний, упомянутых в вопросе, то они являются наказаниями для кафиров и грешников, а также уроками для размышляющих, и поэтому посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم испытывал страх и обращался за помощью к молитве, когда видел такие знамения Аллаха, как солнечное затмение, потому что для верующего человека служат уроком и назиданием наказания, постигшие народы Ад, Самуд, народ Лута, Нуха, обитателей аль-Айки и народ Тубба. Это были наказания, приведшие к полному уничтожению кафирских народов до прихода посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم , а после его прихода подобные наказания могут быть частичными, но не полными.
Наказания предшествующих народов служили не для того, чтобы удержать их от неверия и грехов, а чтобы уничтожить их, а наказания для народов после Пророка – наказания для предостережения, и они могут как извлечь из них урок, так и не извлечь, и мы не можем сказать: Благодаря этим наказаниям народы исправятся, потому что закон таков, что грешнику знамения увеличивают лишь наказание, пока к нему не придет смерть.
А когда Аллах наказывал предыдущие народы, полностью уничтожая их, это было обычаем Аллах, который тем самым давал Свою победу пророкам и их последователям, как сказал Он об этом: «Потом Мы выполнили данное им обещание, спасли их и тех, кого пожелали, и погубили преступающих границы дозволенного» (Пророки, 9). Это становилось поучением для верующих и полным доказательством правдивости пророков, а не исправлением грехов кафиров, так как не приносило им пользы, как сказал Аллах: «Ни одно из селений, которые Мы погубили до них, не уверовало» (Пророки, 6).
А Аллах податель успеха.
Ассалам алейкум, брат у меня к тебе вопрос: есть в определенном месте джаамат, у них есть байтул мал, и приврдят мне далиль что закят надо давать в байтул мал и нельзя тебе самостоятельно выплачивать закат определенным лицам, может я хочу выплатить закат муджахидам, бедным, инвалидам ну не имеет значение кому, вот такой вопрос: можно ли мне самостоятельно выплачивать закат или мне нужно платить в байтул мал?
Ва алейкум ас-салам ва рахматуллах.
Закат – один из арканов ислама, и получить его имеют право лишь 8 категорий людей, упомянутых в 60-ом аяте суры «Покаяние» (к примеру, инвалиды туда не входят).
Что касается запрета выплачивать закат самостоятельно и обязательности отдавать его в «байту-ль-маль», то я не нашел на это никаких далилов.