Пассаж Джамбулата Сулейманова про арабских добровольцев, участвовавших в джихаде в Ичкерии, не является чем-то новым. Даже скорее это в определенных кругах избитая тема: то, что «чеченцы дали арабам слишком много власти у себя дома».
Попробуем разобраться, насколько эти упреки объективны.
Самый знаменитый из этих арабов, Хаттаб, приехал в Чечню в самом начале первой войны. Естественно, приехал он не на пустое место, а по приглашению Хуты Ахмадова, одного из знаменитых братьев Ахмадовых, с которым они были знакомы по джихаду в Таджикистане, а до этого он еще побывал и в Афганистане, и это при том, что в 1994 году ему было немного за тридцать лет.
Хаттаб с несколькими ближайшими товарищами сражался в Исламском батальоне, которым командовал Ислам Халимов. Когда военная ситуация осложнилась, Халимов отдал приказ бойцам-нечеченцам покинуть территорию Ичкерии, так как они не могли при необходимости «растворяться» среди местного населения, как того требует партизанская тактика. Хаттаб, естественно, не мог покинуть Ичкерию, потому что ехать ему было особо некуда (тут ичкерийцы правы: «понаехавшие» арабы в большинстве своем были в розыске если не международном, то как минимум в своих странах). Он нашел «крышу» в виде не очень «исламизированного», но авторитетного полевого командира Шамиля Басаева. Под этой «крышей» Хаттаб и начал джихадскую работу, которая и прославила его: организацию «учебок» и проведение успешных крупных боевых операций. К концу первой войны – то есть через примерно полтора года — вокруг него собрался костяк не только из арабов, но и чеченцев, просто напомню имена, которые сразу пришли на память: его наибы Исмаил «Баграм», Абу Зарр «Герат», Абду-ль-Малик Межидов (впоследствии амир Шариатской гвардии), Абду-ль-Ваххаб (впоследствии амир Шелковского джамаата).
В конце войны под патронажем Хаттаба начала работу знаменитая серженьюртовская «учебка», впоследствии официально названная «Исламский институт «Кавказ»» .
Она была разделена на курсы по исламским знаниям («Талибан») и военной подготовке. Причем на военную подготовку (которая у определенной категории молодежи пользовалась бешенной популярностью) допускались лишь те, кто прошел «Талибан». Эффективность такой организации иллюстрирует такой случай. Двое молодых ребят-беженцев из Западной Ингушетии отправились в Сержень-Юрт, чтобы пройти военную «учебку» и затем использовать полученные навыки против осетин. Провожали их, как провожали раньше в советскую армию: пьянка, гармошки и т.д. Вернулись они через несколько месяцев «конченными ваххабитами».
По милости Аллаха «Талибан», не смотря на свои скромные возможности, стал удивительно мощным инструментом распространения исламских знаний на всем Кавказе.
Неформальным лидером «Талибана» был араб Абу Мус’аб (к сожалению, не знаю более детальной информации о нем). Абу Мус’аб был душой «Талибана», к нему можно было обратиться с любым вопросом в любое время. Он, наверное, был одним из лучших представителей «афганских арабов»: хороший мусульманин, добрый брат, закаленный муджахид, отличный минометчик. Даже короткое общение с Абу Мусабом оставило у многих неизгладимый след. Если не ошибаюсь, он стал шахидом в Дагестане в 1999 г.
В конце первой войны в Чечню приехал Абу Умар ас-Сайф. Из-за своего скромного характера он оставался практически незаметным, пока его не увидел там наиб Хаттаба Абу-ль-Валид аль-Гамиди, который знал его как серьезного студента по Саудии. В скором времени шейх Абу Умар возглавил подготовку шариатских судей, в которых остро нуждалась Ичкерия, сперва в Гудермесе, а после вооруженного конфликта между исламскими подразделениями и ямадаевцами, в Урус-Мартане, где он открыл исламский институт имени аш-Шафии.
Шейх Абу Умар отличался удивительным для нашего времени нравом и обладал обширными знаниями, которыми щедро делился. Он был соратником Зелимхана Яндарбиева в его шариатских реформах. Он писал книги и статьи. С началом второй войны он принимал участие в джихаде. Он приложил немало усилий для объединения чеченского сопротивления, расколотого после событий 1998 года в Гудермесе. Он возглавил шариатский комитет в созданном в 2002 г. ГКО-Высшем военном меджлисе.
Шейх погиб в бою в ноябре 2005 года.
Хаттаб провел несколько крупных операций и во вторую войну, в частности, Аргунскую операцию и успешный выход из Шатоя (напомню, что гелаевский выход из Шатоя закончился трагедией в Комсомольском). Хаттаб был отравлен российским агентом в марте 2002 года.
Сменивший его Абу-ль-Валид аль-Гамиди погиб в перестрелке в лесу в апреле 2004 года.
Его сменил Абу Хафс, которого Абду-ль-Халим Садулаев назначил заместителем военного амира ГКО-Маджлису-ш-шура. Погиб в Хасавьюрте в Дагестане в ноябре 2006 года в бою.
Другой наиб Хаттаба Кутайба перебрался в 2004 году на Западное направление, участвовал в организации и руководстве Назрановской операцией и совершил самоподрыв, чтобы не попасть в плен после длительного боя в июле 2004 года в Малгобеке, Ингушетия.
Муханнад, который руководил мухаджирами после Абу Хафса, погиб в бою под Сержень-Юртом в апреле 2011 года.
Египтянин Сайф-ислам был единственным, кого можно назвать «человеком Бен Ладена» в Чечне. После первой войны он содействовал тому, чтобы Абду-ль-Малик Межидов стал амиром шариатской гвардии, замминистра внутренних дел. Он находился рядом с Асланом Масхадовым в самые тяжелые периоды раскола, настойчиво делал ему да’ват и активно участвовал в работе по объединению сил сопротивления в 2002 г. После провозглашения Имарата Кавказ был назначен начальником Генерального штаба. Погиб в бою в феврале 2010 года в Ботлихском районе Дагестана.
В общем, все эти мухаджиры (среди них были не только арабы, но и курды, и турки, и иорданские чеченцы и люди других национальностей) были на мой взгляд представителями той идеи, которую на основании аята из суры «Железо» Ибн Таймиййа сформулировал как «Религия существует благодаря Книге, наставляющей на правильный путь, и мечу помогающему и приносящему победу». Они получили свой авторитет благодаря своему труду. И к их мнению прислушивались и Басаев, и Масхадов, и Умаров и другие чеченские лидеры именно благодаря их заслуженному авторитету. Это не значит, что они не могли ошибаться.
Но как же далеки от этих муджахидов и как нелепо выглядят сегодня люди, которые критикуют их, пытаясь представить себя «мудрыми чеченскими политиками»!
И хвала Аллаху, Господу миров.
«Но как же далеки от этих муджахидов и как нелепо выглядят сегодня люди, которые критикуют их, пытаясь представить себя «мудрыми чеченскими политиками»!»
жалкие ничтожества паразитирующие на славе воинов Аллаха
Шейх Фатхи тоже был иорданским чеченцем. Не лишним было бы и его упомянуть в этой короткой заметке про мухаджиров. Что касается ненависти кавказских нацистов к «бедуинству» то в этот список пусть включат и Кунта-хаджи, который происходит от арабов, и сподвижников и отказаться от арабских цифр.