Поистине, когда слабеет иман в сердце человека, это проявляется в его словах и поступках. Доказательством служат слова Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم:
إِنَّ فِي الجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الجَسَدُ كُلُّهُ، وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الجَسَدُ كُلُّهُ، أَلاَ وَهِيَ القَلْبُ
«Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце«. (Аль-Бухари, Муслим).
Таким образом праведность и порочность сердца зависят от силы или слабости имана.
Приведём некоторые из этих признаков, которые привлекают особое внимание из-за их опасности и широкого распространения, хотя вообще их гораздо больше:
1 Совершение грехов, сопровождаемое пренебрежением к ним и упорством в них
Небрежное отношение к грехам и лёгкость в их совершении – признак слабости имана и чёрствости сердца.
А упорство ослушника в грехе, пусть даже малом, признак пренебрежительного отношения к Аллаху, запретов Которого он ослушивается, и слабого страха перед Аллахом. Верующий же иногда может проявить небрежность и совершить грех, и иногда это может быть даже большой грех, однако он никогда не станет упорствовать в этом грехе, так что это не станет показателем слабости имана, потому что иман заставит его покаяться и обратиться к Всевышнему Аллаху.
Пророк, صلى الله عليه وسلم, связал грех со слабостью имана, сказав:
لا يزني الزاني حين يزني وهو مؤمن ولا يسرق حين يسرق وهو مؤمن
«Прелюбодей не совершит прелюбодеяние, будучи верующим, и вор не украдёт, будучи верующим«.
Поэтому верующий должен оберегать свой иман, избегая даже сомнительного, чтобы быть в безопасности от того, чтобы впасть в запретное, как предостерёг нас Пророк, صلى الله عليه وسلم, сказав:
وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى، يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيهِ، أَلَا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلَا وَإِنَّ حِمَى اللهِ مَحَارِمُهُ
«…а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот—вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям«, а в версии, переданной Аль-Бухари:
وَمَنِ اجْتَرَأَ عَلَى مَا يَشُكُّ فِيهِ مِنَ الإِثْمِ، أَوْشَكَ أَنْ يُوَاقِعَ مَا اسْتَبَانَ
«а тот, кто осмелится совершить то, что вероятно может быть греховным, скоро совершит и явный грех«.
Среди грехов, к которым с лёгкостью относятся некоторые люди в наше время: грехи глаз, в частности просмотр фильмов и сериалов, грехи языка: ложь, злословие и сплетни; беззаботное отношение к источникам доходов.
Также грехи, которые человек совершает, когда его не видят другие люди, например, нарушение доверия или несовершение религиозных обязанностей или совершение грехов, которые бы он постыдился совершать прилюдно. Сюда относятся запретные отношения или снятие женщиной хиджаба, когда она выезжает из мусульманских стран.
Мы просим Аллаха спасти наши сердца, наполнив их иманом, и защитить нас от грехов и искушений, как явных, так и скрытых.
2 Нерасторопность и медлительность в совершение благих дел
Также к признакам слабости имана относится склонность к удобствам и удовольствиям, и это также является признаком мунафиков. Аллах, Велик Он и Славен, сказал:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَآؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللّهَ إِلاَّ قَلِيلاً
Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного (Женщины, 142).
От этого предостерегал имам Ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказав:
Всеми силами остерегайтесь двух вещей, последствия которых очень плохи:
1 Отвергать истину из-за того, что она не совпадает с вашими желаниями, потому что это приводит к отвращению сердца и отказу от истины вообще, если только она не будет совпадать с вашими желаниями. Сказал Аллах:
وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُوا بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ
Мы отворачиваем их сердца и разум, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии (Скот, 110), то есть за то, что они отвергли истину в первый раз, Аллах наказал их тем, что после этого отвернул их сердца и разум.
2 Нерадение в совершении дела, когда наступило его время, так как за это Аллах лишает вас возможности выполнять Его повеления и желания. Сказал Аллах:
فَإِنْ رَجَعَكَ اللَّهُ إِلَى طَائِفَةٍ مِنْهُمْ فَاسْتَأْذَنُوكَ لِلْخُرُوجِ فَقُلْ لَنْ تَخْرُجُوا مَعِيَ أبدا وَلَنْ تُقَاتِلُوا مَعِيَ عَدُوّاً إِنَّكُمْ رَضِيتُمْ بِالْقُعُودِ أَوَّلَ مَرَّةٍ فَاقْعُدُوا مَعَ الْخَالِفِينَ
Если Аллах возвратит тебя к некоторым из них, и они попросят у тебя дозволения отправиться в поход, то скажи: «Вы никогда не отправитесь со мной в поход и никогда не будете сражаться вместе со мной против врага. Вы были довольны тем, что отсиделись в первый раз. Посему отсиживайтесь вместе с теми, кто остается». (Покаяние, 83).
И тот, кто спасётся от этих двух великих бед, тот может рассчитывать на спасение.
(Бидаиу-ль-фаваид, 3/180).
К примерам такого поведения относится оттягивание молитв, в особенности утренней и предвечерней, редкое чтение Корана, скупость в расходовании на пути Аллаха.
3 Соперничество в делах дунья
Старание превзойти других в обладаниями благами этой жизни, посвящение этому времени, соблазнение прелестями дунья – признак того, что человек не знает истинной сущности дунья и что слаба его вера в Аллаха и Будущую жизнь. Когда увеличивается любовь человека к дунья и привязывается к ней его сердце, слабнем его любовь к делам Ахирата, и по мере этого уменьшается его иман.
Сказал Ибн Аль-Каййим: «И по мере того, насколько человек любит дунья и насколько стремится к ней, будет он медлить в совершении благих дел и стремлении к Ахирату» (Аль-фаваид, 96).
Что же касается обладателей крепкого имана, то дунья незначительна в их глазах. Как сказал Аль-Хасан Аль-Басри: «Клянусь Аллахом, я застал людей, дунья для которых была менее значительна, чем пыль, по которой они ходили».
К примерам того, что человек увлечён дунья, относится занятость накоплением имущества и денег, занятость внешним видом и жилищем и прочими делами дунья до такой степени, что это приводит к небрежности в занятиях делами религии и к совершению запретного.
Также проявления этого является зависть и взаимная ненависть из-за преходящих мирских благ, сказал Аль-Хасан Аль-Басри: «Если кто-то соперничает с тобой в религии, то борись за то, чтобы опередить его. Если же кто-то соперничает с тобой в дунья, то отдай ему первенство».
Сказал Всевышний Аллах:
وَفَرِحُواْ بِالْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا فِي الآخِرَةِ إِلاَّ مَتَاعٌ
Аллах увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью – всего лишь преходящее удовольствие (Гром, 26).
4 Невнимание к поминанию Аллаха, Велик Он и Славен
Описывая людей со слабым иманом и больными сердцам, каковыми являются мунафики, Аллах упоминает их, что они мало и редко поминают Аллаха и часто и подолгу проводят время в небрежении:
يُرَآؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللّهَ إِلاَّ قَلِيلاً
…показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного (Женщины, 142).
Сказал Умар ибн Хабиб Аль-Хатми: «Иман увеличивается и уменьшается. А когда его спросили: как появляется его увеличение и уменьшение, он ответит: Когда мы поминаем Аллаха, восхваляем и превозносим Его – это увеличение имана. Когда мы проявляем невнимание и небрежность и тратим время попусту – это уменьшение имана».
Признаками этого является редкое чтение Корана, оставление поминаний Аллаха после молитв, небрежное отношение к этим поминаниям и нехватка терпения для их произнесения; а также пренебрежение утренними и вечерними азкарами и другими поминаниями, установленными Сунной для разных ситуаций, редкое вознесение благословений и приветствий Пророку, صلى الله عليه وسلم, невнимание к мольбам о прощении грехов, непосещение исламских уроков и многое другое.
5 Небрежное отношение к отчёту и проверке своей собственной души
Речь идёт о том, что человек не упрекает себя за недостатки. Человек со слабым иманом совершает один грех за другим не испытывая сожалений и не чувствуя, что делает что-то плохое. Всё это становится результатом того, что человек не работает над исправлением своих недостатков и не заглядывает к себе в душу, давая ей делать что она захочет, не укрепляя и не воспитывая себя духовно.
Поэтому то Всевышний Аллах и повелел своим верующим рабам проверять и призывать к отчёту свои души, ведь истинный иман приводит к тому, что человек контролирует и воспитывает свою душу. Сказал Аллах Всевышний:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете (Собрание, 18).
Поэтому верующий с сильным иманом всё время отчитывает свою душу за её небрежность и расслабленность. Как сказал Аль-Хасан Аль-Басри о душе верующего: «Верующий всё время упрекает свою душу: Чего ты добивалась, сделав это? Чего ты хотела, сказав тот-то?»
Оставить комментарий