Шейх-муджахид Харис бин Гази ан-Наззари, да сохранит его Аллах
Урок пятый – виды вероотступничества и ахкамы муртадда (шариатские законоположения, связанные с вероотступником). Часть 1
Ас-саламу алейкум ва рахмату-ллахи ва баракату
О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!
В прошлом уроке мы говорили о случаях, когда мусульманин может быть убит.
Первый случай — когда человек, состоявший в браке, совершит прелюбодеяние, второй случай — когда лишают жизни за жизнь.
Сегодня мы поговорим о третьем случае — когда человек отступается от своей религии.
Третий случай: Вероотступничество (ридда).
На самом деле, если человек совершает вероотступничество, он не считается больше мусульманином, то есть, он вышел из Ислама и принял другую религию, но его называют – из-за того, что он раньше был в исламе – «мусульманин, вышедший из ислама», и он подлежит смертной казни за верооступничество.
Что такое вероотступничество (ридда)?
Ридда – это смена религии Ислам на куфр, или можно сказать так: Это куфр после Ислама.
Сказал Ибн Таймия, رحمه الله: Муртадд это тот, кто после того, как был в исламе, сказал слова или совершил дело, делающее недействительным его ислама. То есть, совершил поступок, который Аллах назвал куфром, или Его посланник назвал куфром, и утвердилось иджма’ (единодушное мнение ученых) на том что это куфр.
Итак, можем ли мы назвать муртаддом человека совершившего куфр сердцем? Нет, мы не можем вскрыть его грудь и посмотреть что у него в сердце, и поэтому мы не можем назвать его муртаддом, но перед Аллахом он лицемер (мунафикъ). Однако когда он выявил то, что у него в сердце словом или делом, совершив тем самым действие ридды, то он становится муртаддом, но если не выявил свой внутренний куфр, то никто не может знать, что у него в груди, кроме Всевышнего Аллаха.
Может ли мусульманин стать муртаддом? Да, мы знаем, что это очень распространенное явление. Аллах говорит: О те, которые уверовали! Если вы покоритесь некоторым из тех, кому было даровано Писание, то они обратят вас в неверующих после того, как вы уверовали. (Семейство Имрана, 100). Если вы подчинитесь некоторым из людей Писания, они обратят вас в неверующих. То есть, когда человек подчиняется кафирам в их куфре, то они могут обратить его в неверующего после того, как он уверовал, да убережет нас от этого Аллах.
Виды вероотступничества:
Ридда делится на два вида: ридда муджаррада (ردة مجردة, простое вероотступничество) и ридда мугалляза (ردة مغلَّظة, отягченное вероотступничество). Это классификация Ибн Таймиййи, приведенная им в «Ас-сарим аль-маслюль»:
Ридда муджаррада – это вероотступничество, за которым не последовало войны против Ислама и мусульман, словом или делом, порицанием религии или порицанием мусульман и т.д.
Если человек совершил этот вид ридды, то от его требуют покаяться, если он покаялся и вернулся к Исламу, то его оставляют, если нет, то его убивают. Приводит хадис имам Ахмад в своем «Муснаде» с достоверным иснадом, от Ибн Аббаса: Один человек из ансаров отступил от Ислама и присоединился к мушрикам, и Аллах ниспослал аят: Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. До слов: кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный. (Семейство Имрана, 86-89)
И Пророк, ﷺ, послал с этими аятами к оставившему ислам человеку людей из его рода, и этот человек вернулся, покаявшись, и Пророк, ﷺ, принял его покаяние и не наказал его.
А также приводится в «Аль-Муватта» имама Малика от Абду-р-Рахмана ибн Мухаммад ибн Абдуллаха ибн Абд-ль-Карий от его отца, что он сказал: Прибыл к Умару ибн аль-Хаттабу человек от Абу Мусы Аль-Ашари, и Умар спросил его о людях, и тот рассказал ему. Затем Умар спросил: «Есть ли у вас вести издалека?» Он ответил: «Человек, совершивший куфр после принятия Ислама». Он спросил: «И что вы делает с таким человеком?» Тот ответил: «Мы приводим его и отрубаем ему голову». Умар спросил: «Вы не арестовываете его на три дня и не кормите его одной лепешкой в день, призывая его к покаянию, ведь, возможно, он покается и вернется к Аллаху?». А затем Умар сказал: «О Аллах, поистине я не поступал подобным образом, и не приказывал делать этого, и я не доволен тем, чем меня оповестили». Это сообщение достоверное, ин шаа-ллах.
Приводится от Абдуллы ибн Инаба, который сказал: «Ибн Мас’уд в Ираке захватил людей, которые отступили от Ислама, и он написал по их поводу Усману ибн Аффану. Усман ответил ему: Предложи им принять истинную религию и засвидетельствовать, что нет божества кроме Аллаха, и если они примут это, то оставь их, а если откажутся, то убей их. И часть из них приняла ислам, и он оставил их, а другая часть отказалась, и он убил их».
Итак, ридда муджаррада – это когда человек совершает куфр, выходит из Ислама, но при этом не выступает с войной против Ислам, не порицает, не оскорбляет и не строит козни.
Ридда мугалляза – это вероотступничество, за которым последовало доставление неприятностей, убийство, оскорбление Пророка, ﷺ , война с исламом и мусульманами. В этом виде ридды нет условия, чтобы от человека требовали покаяться (иститаба), и правитель имеет право не принять покаяние такого муртадда после того, как он окажется во власти мусульман, и с ним не обращаются как с тем, кто совершил простую ридду (ридда муджаррада). Почему? – потому что Пророк, ﷺ, поступил подобным образом с людьми, которые отошли от Ислама.
Приводится от Анаса ибн Малика, да будет доволен и Аллах, который сказал: группа людей из племени Укаль пришла к посланнику Аллаха, ﷺ. Они приняли ислам и заболели из-за плохого климата в Медине. Пророк, ﷺ, чтобы они вылечились велел им пойти к пастбищу верблюдов предназначенных для милостыни, и пить их мочу и молоко. Когда они поступили так, вылечились (то есть, после того, как они сделали то, что велел им Посланник, ﷺ, Аллах вылечил их). Затем отступили от Ислама, и, убив пастуха, угнали верблюдов. Пророк, ﷺ, отправил людей в погоню за ними, и когда их настигли, отрубили им ноги и руки, выкололи глаза и оставили умирать под палящим солнцем.
Пророк, ﷺ, не просил их совершить покаяние, почему? – потому что это ридда мугалляза, то есть, ридда, сопровождающаяся грабёжом, разбоем, войной.
Сказал Ибн Таймия по поводу муртадда: Разница между ридда муджаррада и ридда мугалляза в том, что человек, совершивший ридда муджаррада убивается, если он не покается, а человек, совершивший ридда мугалляза убивается и его не призывают покаяться. (Приводится в «Маджму’у-ль-фатава»).
Итак, это были виды вероотступничества, ридда муджаррада и ридда мугалляза, простое верооступничество, и верооступничество, отягченное войной с исламом и мусульманами.
Перевод: Абу Тальха
Оригинал: دروس في التوحيد والقتال
ассаламу алейкум.
Ва ‘алейкум ас-салям ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Джазака-ллаху хайран, брат.
Ассаляму аляйкум.
Ва ‘алейкум ас-салям ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Джазака-ллаху хайран, брат.
Ас-Саляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху.
Ва ‘алейкум ас-салям ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Джазака-ллаху хайран, брат.
Джазака-ллаху хайран.
Этот хадис дороже золота! : )
Однажды к Пророку Мухаммеду да благословит его Аллах и приветствует пришел араб и сказал: «О Посланник Аллаха! Я пришел к Тебе, чтобы спросить, что следует делать, чтобы хватило блага в этом мире». И Пророк да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Ты спроси, а я отвечу».
Араб спросил:
Пророк да благословит его Аллах и приветствует ответил:
— «Хочу быть лучше всех из людей знающих»,
— «Бойся Аллаха, и будешь лучше всех знающих».
— «Хочу быть самым богатым из людей»
— «Ты будь доволен тем, что дал тебе Аллах, и будешь самым богатым».
— «Хочу быть самым справедливым».
— «То, что желаешь себе, пожелай другому, и будешь самым справедливым».
— «Хочу быть добрее всех»,
— «Ты будь дающим пользу людям и будешь добрее всех».
— «Хочу быть у Аллаха особенным из людей»
— «Ты больше поминай Аллаха и будешь особенным у Аллаха».
— «Хочу, чтобы у меня была, совершенная Вера»,
— «Улучшай свой характер, и будет у тебя совершенная Вера».
— «Хочу быть благочестивым»,
— «Ты совершай поклонение так, как будто ты Его видишь, хоть ты Его и не видишь, действительно, Он тебя видит».
— «Хочу быть у Аллаха подчиненным»,
— «Исполняй предписанное и будешь подчиненным».
— «Хочу, чтобы в День Суда Аллах поднял меня в Свете»,
— «Не будь жесток ни к кому, и Аллах поднимет тебя в Свете».
— «Хочу, чтобы в день Суда Аллах был ко мне милостивым»,
— «Будь милостивым к себе и к рабам Аллаха»
— «Хочу, чтобы у меня меньше стало грехов»,
— «Увеличивай покаяние, и меньше будет грехов у тебя».
— «Хочу быть благородным»,
— «В делах не жалуйся людям».
— «Хочу быть сильнее всех»,
— «Уповай на Аллаха, будешь сильнее всех».
— «Хочу, чтобы Аллах увеличил мне Ризык»,
— «Будь всегда в омовении».
— «Хочу быть уверенным, что в день Суда Аллах не будет гневаться на меня»,
— «Не злись ни на кого из созданных Аллахом».
— «Хочу, чтобы на мою мольбу ответил Аллах»,
— «Будь далек от запрещенного, и Аллах ответит на твое Дуа».
— «Хочу, чтобы Аллах в день Суда спрятал мои недостатки»,
— «Прячь недостатки своих братьев»,
— «Что спасет от грехов и ошибок?» —
— «Слезы, повиновение и болезнь».
— «Какое добро выше перед Аллахом»,
— «Добрый характер, скромность и терпение в горе».
— «Какое самое плохое дело перед Аллахом»,
— «Плохой характер и жадность».
— «Что же успокаивает гнев Аллаха в этом и том мире?»,
— «Давать садака скрыто, помирить по ссорившихся людей».
— «Что же тушит огонь Ада в день Суда?
— «Терпение в горе и беде».
— «Хочу быть любимым у Аллаха и Его Пророка»,
— «Люби то, что любит Аллах, и то, что любит Пророк».
Хадис передал Халид ибн Валид
Имам Мустахфирий сказал: «Я не видел Хадиса более всеобъемлющего, более совершенствующего религию и полезней, чем этот».
Ассаламу алайкум! достоверен ли этот хадис? брат админ.
Ва ‘алейкум ас-салям ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Недостоверен.
Ассаляму алейкум уважаемый админ! прошу Вас, привести аргумент недостоверности хадиса. с ув.Сафия
Ва ‘алейкум ас-салям ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Этот хадис не приводится ни в одном из известных сборников хадисов, хотя в некоторых случаях люди, публикующие этот, хадис говорят, что его передал имам Ахмад, хотя это не соответствует действительности.
Хадис этот нам – а также современным арабским ученым – удалось найти только в одной книге: «Канз аль-уммаль», которая не является сколько-нибудь авторитетным трудом, и в которой приведено огромное количество недостоверных и подложных сообщений, и в этой книге этот хадис приведен без ссылки на авторитетный сборник.
Этот хадис в этой книге приводится следующим образом: Сказал шейх Джаллалу-д-дин Ас-Суйуты, да помилует его Аллах: Я нашел написанное почерком шейха Шамсу-д-дина ибн Аль-Каммаха в его сборнике от Абу-ль-Аббаса Аль-Мустагфири, что он сказал: Я отправился в Египет, желая учиться у имама Абу Хамида Аль-Мисри и попросил его рассказать хадис Халида ибн Аль-Валида, а он приказал мне поститься год, а после этого я снова пришел к нему и он рассказал мне со своим иснадом от его шейхов, возведенным к Халиду ибн Аль-Валиду, что он сказал…
Итак,
1.Этот «хадис» приводится там, где он приводится, без какого-либо иснада к Халиду ибн Аль-Валиду, да будет доволен им и всеми асхабами Аллаха.
2.Этот хадис не приводится ни в одном авторитетном сборнике, и его не упоминает ни один из авторитетных знатоков Сунны.
3. В упомянутом иснаде присутствует приказание шейха ученику «поститься год», что было свойственно суфиям, но не праведным ученым.
Всего этого больше чем достаточно, чтобы не рассматривать это сообщение как хадис Пророка, ﷺ.
И, кстати, он также распространен в арабоязычных соцсетях.
http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=28262
http://www.saaid.net/Doat/Zugail/81.htm
Имеется ли у Вас(админ сайта) информация об имаме Мустахфири? Прошу изложить, если Вы распологаете данными(прошу извинения за неточность написания имени имама)
Абу-ль-‘Аббас Джа’фар ибн Мухаммад Аль-Мустагфири – ученый, живший в Мавераннахре (историческая область в Центральной Азии) в пятом веке хиджры. Имам Аз-Захаби сказал о нем: Он был сам по себе правдивым, однако передавал сфабрикованные сообщения в некоторых разделах, не говоря об их слабости. (Тазкирату-ль-хуффаз, 3/200).
ДжазакумуЛлах1у хайран братья, очень полезно и интересно.