Харис Ан-Наззари. Уроки по таухиду и сражению. Урок шестой: Законоположения, связанные с вооруженными бандитами

6

NazzariУроки по таухиду и сражению

دروس في التوحيد والقتال

Шейх-муджахид Харис ибн Гази Ан-Наззари, да примет Аллах его шахаду

Урок шестой: Законоположения, связанные с вооруженными бандами

Ас-саляму алейку ва рахмату-ллахи ва баракатух.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!

А затем:

Передается от Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который сказал: Я слышал как посланник Аллаха, ﷺ, сказал: Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут, что нет божества кроме Аллаха, и если они скажут, что нет божества кроме Аллаха, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их расчёт у Аллаха. (Хадис приводится в сборнике Муслима, это ривая Муслима, но также есть версии приведенными другими)

В прошлых уроках мы говорили о словах Пророка,ﷺ: …пока они не скажут, что нет божества кроме Аллаха… если они скажут, что нет божества кроме Аллаха, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их расчёт у Аллаха.

Когда человек говорит «ля иляха илля-ллах», его кровь и имущество становятся запретными, кроме как в некоторых случаях. То есть, кровь, имущество и честь мусульманина защищены исламом, кроме как в некоторых случаях.

В предыдущем уроке мы говорили о том, кто отступается от своей религии и покидает общину мусульман.

Сегодня же мы поговорим, ин шаа-ллах, об еще одной группе мусульман, пролитие крови которой является разрешенным, а именно — о вооруженных бандитах (الطائفة المحاربة).

Бандиты, или разбойники:

Бандитизм (الحرابة) в шариате также называется разбоем (قطع الطريق)

Итак, что такое бандитизм с точки зрения шариата?

Бандитизм – это выход группы вооруженных людей, действующей на земле мусульман (дару-ль-ислам), для пролития крови, или грабежа, или посягательства на честь.

Кувейтская энциклопедия по фикху определяет бандита как: каждого мукалляфа, придерживающегося законоположений шариата, силой присвоившего имущество мусульманина, который находился в отдаленной местности, где не мог получить помощь.

Условия, при которых человека считают бандитом.

В общем условий, которые упомянули факихи, шесть:

1. Следование законоположениям Шариата (то есть человек мусульманин или зиммий).

2. Совершеннолетие.

3. Принадлежность к мужскому полу.

4. Наличие оружия.

5. Отдаленность от населенных пунктов.

6. Открытость преступления (то есть не воровство, которое совершается тайно).

Эти шесть условий взяты из определения бандитизма.

1. Следование законам Шариата

Что подразумевается под следованием Шариату? Ученые по фикху под этим термином подразумевают человека, который придерживается Шариата, то есть либо мусульманина, либо и зиммийя. Почему же ученые просто не сказали «мусульманин»? Потому что ответственным перед Шариатом может быть и зиммий.

Кто такой зиммий? Как мы уже говорили в предыдущих уроках, зиммий это – кафир, постоянно проживающий на земле мусульман, выплачивающий джизью, и на которого распространяются законы Шариата. И если этот зиммий начнет разбойничать, или убивать с оружием в руках для того, чтобы присвоить имущество или пролит кровь и тому подобное, то он тоже будет считаться бандитом, будет относиться к разбойникам (الطائفة المحاربة).

Таким образом, под следованием Шариату (الالتزام) подразумеваются люди, несущие ответственность перед Шариатом, а именно мусульманин и зиммий. И это условие не распространяется на харбийя, кафира-мустаъмина и кафира-му’ахада. Потому что сражение с кафиром-харбием по определению является обязательным; а что касается кафира-мустаъмина, и кафира-муахада, то они в этом случае будут считаться не просто сражающимися бандитами, а харбийями (кафирами без договора), потому что они нарушили договор, лишившись тем самым защиты своей крови и имущества. То есть, когда кафир-мустаъмин, или кафир-му’ахад проливает кровь мусульманина с оружием в руках, то его договор аннулируется, и он опять становится харбием.

2. Таклиф (способность к несению отвественности)

Бандит должен быть мукалляфом. Под таклифом подразумевается зрелось и разумность. То есть необходимо, чтобы объединились в человеке эти два качества: зрелость в возрасте и в разуме.

3. Мужской пол

На самом деле только ханафиты посчитали, что бандит должен быть мужчиной. Остальные ученые по фикху – маликиты, шафииты, и ханбалиты – не считают условием принадлежность бандита к мужскому полу, и когда женщина выступает с оружием в руках, то она считается сражающимся бандитом, о чем мы поговорим позже.

4. Наличие оружия

Ханафиты и ханбалиты посчитали условием наличие оружия у бандитов, при этом включили в оружие камни и палки, и когда люди нападают только с камнями и палками, то это будет считаться оружием. Однако другая часть ученых – маликиты и шафииты – не ставят условием наличие оружия как такового, а достаточно по их мнению применения насилия для захвата имущества, даже если это будет сделано голыми руками. Когда человек вымогает деньги с применением силы, например, бьет свою жертву, но при этом у него нет оружия, то по мазхабу Малика и Аш-Шафии он всё равно считается бандитом, потому что основа в этом вопросе – это отнятие чужого имущества силой.

5. Отдаленность от населенных пунктов

Они должны действовать вдали от населенных пунктов, и это по мазхабу Абу Ханифа, а ханбалиты считают условием, чтобы бандиты находились вне населенных пунктов. Однако остальные мазхабы – маликиты, шафииты, некоторые ханафиты и некоторые ханбалиты не считают это условием, и говорят, что люди могут находиться непосредственно в населенном пункте, проливая запретную кровь, занимаясь грабежом с помощью оружия или без оружия, и согласно этим ученым они все равно считаются бандитами.

6. Открытость

То есть, изъятие имущества открыто, силой, а не скрытно прокрадываясь. Если человек отобрал деньги скрытно, то это уже другой хукм, этот человек считается вором, и его хукм – хукм вора, и он не считается бандитом.

Это был краткий обзор условий.

Наказание разбойников

Каково наказание бандитов? Каков хукм людей, которые с оружием в руках или без вышли для убийства людей и грабежа? Среди факихов нет разногласий, что наказание бандитов предписано Всевышним Аллахом, и оно не отменяется и преступников не прощают, если только они не покаются до того, как окажутся во власти мусульман. Указанием на это являются слова Всевышнего Аллаха: Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения.

Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах – Прощающий, Милосердный. (Трапеза, 33-34).

Итак, их наказанием будет: убийство, или распятие, или отрубание конечностей накрест, или изгнание. Однако Всевышний говорит: должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны… является ли это «или» указанием на право выбора, или на то, что разные наказания соответствуют разным по степени преступлениям? То есть, когда арестуют определенную группу бандитов, должен ли амир, или имам выбрать одно из этих четырех наказаний, или наказание меняется в зависимости от преступления, которое совершили эти бандиты? Некоторые салафы, да помилует их Аллах, сказали, что эти перечисления Аллах приводит для выбора; то есть, правитель может выбрать для бандитов тот вид наказания, который считает подходящим, и в котором видит больше пользы. Он может отсечь им конечности накрест, или распять их, или изгнать, или просто убить. И если он видит пользу, то применяет только одно из этих видов наказания; при этом не учитывается порядок видов наказаний приведенных в аяте, а также не учитывается жестокость, с которой эти бандиты совершили преступления – это мазхаб некоторых салафов.

Однако большинство ученых имеют другое мнение: Шафииты, ханбалиты и некоторые ханафиты считают, что если бандит совершил убийство и завладел имуществом, то его убиваю и распинают; а если он ограничился захватом имущества, то ему отсекают правую руку и левую ногу; если он сделал опасной дорогу, но при этом не убил и не ограбил, то его высылают из страны – это мнение шафиитов, ханбалитов и некоторых ханафитов; а шафииты при этом считают, что высылка из страны может быть отменена как наказание имамом, если он видит в этом пользу. Ханафиты близки к этому мнению: если бандита поймают до того, как он совершил убийство или захватил имущество, то его удерживают в тюрьме до тех пор, пока он не покается в содеянном. То есть, например, мы поймали группу бандитов до того, как они успели кого-то убить или ограбить, каков их хукм? Сказали ханафиты, что их подвергают наказанию и бросают в тюрьму, и они тем самым в находятся в отдалении от людей до самой смерти, что и имеется ввиду в аяте под словом изгнание (النفي), если только они не покаются. Если они взяли запретное имущество, количество которого достигает суммы, с которой должен выплачиваться закат, то им отрубаются руки и ноги накрест. Если они пролили запретную кровь, при этом не захватив имущество, то их убивают и так далее. Что касается мазхаба имама Малика, то по нему не обязательно казнить убийцу-бандита, если имам видит в этом пользу, большую, чем казнь.

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что эти наказания зависят от преступления, и чем больше преступление, тем сильнее наказание; если они совершили убийство, то их убивают; если они ограбили, им отрубают конечности; если они сделали небезопасной дорогу, то их высылают.

Это вкратце о некоторых простых разногласиях среди ученых четырех мазхабов.

Как исполняется наказание?

Наказаний, как мы уже сказали, четыре вида.

Первое наказание – ссылка.

Большинство факихов считает, что если человек сделал небезопасной дорогу, но при этом не ограбил и не убил, то его высылают. Но что подразумевается под высылкой (النفي)? Как выслать человека?

Сказал Абу Ханифа: «Высылка – это заточение человека пока не выявится его покаяние, или пока он не умрет».

А имам Малик считает, что под ссылкой подразумевается: «высылка человека в отдаленное место, и его заточение в тюрьму вдали от его города». То есть, под высылкой в аяте подразумевается ссылка человека в отдаленное от его города место и заточение его там.

Аш-Шафии сказал: «высылка означает заключение или подобное этому, например, изгнание за совершение прелюбодеяния». То есть, или его сажают в тюрьму, или увозят в другой город.

Ханбалиты говорят: «высылка – это когда человека высылают и не позволяют обосновываться в городе». То есть его высылают в какой-то город, и как только он начинает приживаться к этому месту, ему не дают там обосновываться и переселяют в другой город, и так до тех пор, пока по нему не будет видно, что он покаялся.

Второе наказание – смертная казнь.

Большинство ханафитов и маликиты, а также некоторые шафииты и ханбалиты считают, что смертная казнь относится к наказаниям категории хадд. И мы считаем, смертная казнь – это хадд, и что казнят мечом, вне зависимости от того, как преступник убил свою жертву.

Помните в прошлом уроке, когда мы говорили, что жизнь и имущество мусульманина запретно, и что его разрешено убить за убийство в качестве воздаяния (кысас), мы упомянули, что среди факихов есть те, кто считает, что воздаяние (кысас) приводится в действие таким же образом, как преступник совершил убийство; и если он утопил свою жертву, то его топят; если он сжег жертву, то его также сжигают.

Однако в этом вопросе большинство ученых говорят, что разбойники, которые, например, сожгли свою жертву, казнятся мечом, каким бы способом ни было совершено убийство мусульманина. Это первое мнение.

Второе мнение: Шафииты и некоторые ханбалиты говорят, что это наказание – кысас, возмездием и преступник должен быть казнен таким же образом, как он совершил убийство, так как это является наказанием категории кысас, а не хадд.

Итак, это второе наказание – убийство. Первым наказанием у нас было высылка (النفي); и мы узнали, что большинство ученых считает заточение в тюрьму высылкой. Второе наказание – убийство; мы узнали, что казнь приводится в действие мечем; а, по мнению некоторых ученых, таким же образом, как преступник совершил убийство мусульман.

Третье наказание – Отсечение конечностей накрест

То есть, например, отрубается правая рука и левая нога.

Четвертое наказание – распятие.

Сказали ханафиты и маликиты: преступник распинается живым и затем убивают распятым. Шафииты говорят, что его распинают для того, чтобы его увидели, а затем снимают и убивают. Есть другое мнение шафиитов, и оно достойно доверия, а также ханбалитов: преступника распинают после его казни.

После того как преступника казнят, и оставляют на распятии не более трех дней — так как факихи запретили держать на распятии больше трех дней — что мы делаем затем? Ученые сказали, что после казни его омывают, заворачивают в кафан и читают над ним намаз. А те ученые, которые считают, что распятие происходит после казни, говорят, что преступника казнят, затем омывают, затем обворачивают в кафан, затем читают над ним намаз, и только после этого поднимают на распятие, после чего хоронят.

В каких случаях отменяется наказание разбойника?

Может ли наказание бандитов быть отменено? Да. Наказание отменяется в случае когда бандиты каются до того как над ними будет взят верх, указанием на это являются слова Всевышнего: Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними. (Трапеза, 33-34). Аллах обязал применить к ним наказание, а затем сделал исключение тем, кто покаялся до того, как над ними получат власть. Однако человеческие права не возмещаются покаянием. По мнению большинства, права человека восстанавливаются возвратом того, что было изъято из имущества; и если у человека отняли жизнь, то права возмещаются казнью в качестве воздаяния за убийство, если только родственники (аулия) убитого не простят преступника.

Итак, подытожим: мы говорили о группе бандитов (الفئة المحاربة). Этими людьми является группа мусульман, которые свидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, говорят «ла илаха илла-ллах», совершают намаз, постятся, выполняют религиозные обязательства (ваджибат), и не совершают действия, аннулирующие таухид. То есть, они пришли с исламом, и их ислам является законным, они пришли с иманом, и их иман законный, но при этом они совершают грехи и преступления в виде грабежа запретного имущества, пролития запретной крови и разбоя на дорогах.

Теперь вопрос — эта группа мусульман, которая произносит шахаду, но при этом грабит и убивает мусульман, можно ли сражаться с ней? Является обязательным сражаться с такой группой. И когда их поймают, их или убивают, или отрубают конечности накрест, или распинают, или высылают. Так Аллах упомянул об этом в Своей Книге, и эти наказания отменяются только если они покаются до того как над ними будет получена власть.

Мы просим Аллаха, Свят Он и Велик, чтобы он умертвил нас, в то время как мы покорны Ему, и уберег нас от ослушания Ему, ведь Он над всякой вещью мощен.

 Окончание следует, إن شاء الله

 

Перевод: Абу Тальха

Оригинал: دروس في التوحيد والقتال

Скачать в PDF

alisnad.com

6
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Абдуль-Вадуд
Гость
Абдуль-Вадуд

Ассаламу алейкум, братья, джазакя Аллаху хайран за ваши труды. Братья, дайте, пожалуйста, несколько советов по изучению арабского языка. Как вы достигли уровня, позволяющего читать и переводить фатвы и т.д. Баракя Аллаху фикум.

Abu Usama
Гость
Abu Usama

Халифат по Сунне и ситуация в Шаме (Сирия)
https://www.youtube.com/watch?v=59nf2-oH8dY&feature=youtu.be

Кто автор?

Abu Usama
Гость
Abu Usama

Брат,точно не знаю.Выставлено там же где,выставлены лекции Харис ан-Назри( рахимахуЛлах).Я так понял толиб.Может кто то из братьев знает?

Bers
Гость
Bers

Как понял из видео, это мужахид из Джайш Мухажирин валь-Ансар, ученик Костекского.

Абд ар-Рахман
Гость
Абд ар-Рахман

Ас-Саляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху, брат-админ.

Возникли три вопроса:

1. Если преступники покаялись до того, как над ними была получена власть, то их все равно убьют, если аулия убитого его не простят?

Иными словами, нужно наличие двух факторов одновременно и не является первый фактор самодостаточным (покаяние убицы до того, как был пойман) — а нужно, чтоб было и покаяние до ареста и плюс прощение родственниками?

Я правильно понял?

2. Если преступник покаялся до того, как над ним была получена власть, родственники могут простить его (то есть, его не убьют), но потребовать дия?

3. Если преступник покаялся до того, как над ним была получена власть, а родственнкики его не простили — то убийство именно в этом случае — это хадд же? Или всё-таки кысас?

Из материала стало понятно, что если преступника поймали до покаяния, а он был пролившим кровь, то его убивают — а убийство это хадд или кысас — два мнения.

А если он совершил таубу до ареста, но родственники жертвы его не простили, и его убивают, то вот это убийство — хадд или кысас?

Muslim
Гость
Muslim

Харис Ан-Наззари. Уроки по таухиду и сражению. Урок шестой
https://www.youtube.com/watch?v=b2wVXPnaLBk&list=PLJtTUHWBOgo-e2zF1cgXxcWYP29SMfcv7&index=9