Ибн Аль-Каййим: Слова Всевышнего Аллаха «Возможно, вам ненавистно что-то, что является благом для вас…»

2

MushafСлова Всевышнего Аллаха «Возможно, вам ненавистно что-то, что является благом для вас, и возможно, вы любите что-то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».

В этом аяте содержится несколько мудростей, тайн и польз для рабов Аллаха. Поистине, если человек узнает, что ненавистное иногда приносит желанное, а желанное иногда приносит ненавистное, то он не будет чувствовать себя в безопасности от того, что вред придёт со стороны удовольствия, и не потеряет надежду на то, что радость придёт к нему со стороны вреда, потому что он не обладает знанием о результатах, и что Аллах знает то, о чём он не известил людей.

И это делает обязательными некоторые вещи, к которым относится то, что для человека нет ничего более полезного, чем подчинение повелению Аллаха, даже если это сложно в начале, потому что результаты подчинения Аллаху это блага, удовольствия, наслаждения и радости. И даже если душе ненавистно подчинение Аллаху, оно лучше и полезнее для неё.

И также нет ничего более вредного для человека, чем совершение запрещенного Аллахам, даже если это желанно и приятно душе, потому что результаты ослушания это зло, страдания, печали и беды. Особенностью разума является перенесение лёгкой боли ради большого удовольствия и великого блага, а также отдаление от маленького удовольствия из-за того, что оно ведёт большое страдание и длительное зло.

Взгляд невежды не видит за началом конца и цели, а умный разумный человек всегда смотрит на цели, скрытые за покровами начал и видит те похвальные или порицаемые цели, которые скрыты за этими покровами. Он видит запрещённое как вкусную пищу, с которой смешан смертельный яд, и всякий раз, когда сладость еды зовёт его попробовать её, его удерживает заключенный в ней яд. Он видит повеления Аллаха как неприятное на вкус лекарство, которое ведёт к излечению, и всякий раз, когда неприятный вкус мешает ему принять это лекарство, его польза повелевает ему принять его.

Однако для этого необходимо иметь преимущество знания для постижения целей и различения их от начал, и силу терпения для приучения души к перенесению трудностей пути ради того, что он надеется обрести в конце пути. Если же человек утратит убежденность и терпение, это станет трудно для него, когда же укрепляется его убежденность и терпение, для него становятся лёгкими все трудности, которые он переносит в поиске вечного блага и вечного удовольствия.

К секретам этого аята относится то, что он требует от человека положиться на Того, Кто знает результаты дел, и быть довольным тем, что Он выбрал и предопределил для него ради того благого результат, на который человек надеется.

Также к ним относится то, что человек ничего не требует от своего Господа, ничего Ему не предлагает, и не просит Его о том, чего не знает, потому что, возможно, в этом вред и погибель и человека, а он этого не ведает. И раб не предлагает Аллаху ничего, а просит у Него, чтобы Он дал ему лучшее и сделал довольным тем, что Он для него выбрал, ибо нет для человека ничего лучше того, что выбрал для него Аллах.

Также к этому относится то, что если человек положится на своего Господа и удовлетвориться Его выбором, то Аллах поможет ему в этом, укрепив его силой, решимостью и терпением, и отведёт от него бедствия, которые появляются, когда человек сам выбирает для себя. И Он также желает человеку такие прекрасные результаты того, что Он выбрал для него, которых даже частично не достигнет человек, если сам будет выбирать для себя.

Также к этому относится то, что человек получает отдых от утомительных размышлений относительно различных вариантов выбора, его сердце освобождается от расчетов и предположений, которые то вынуждают его подниматься в гору, то спускаться вниз, при всех этих трудностях не имея выхода из того, что предопределил ему Аллах. Если он удовлетворится выбором Аллаха, его постигнет предопределённое, и он получит хвалу, благодарность и милость за это, в другом же случае предопределённое постигнет его, и он будет порицаем и лишён милости, потому что он, выбирая сам для себя,

Когда же человек искренне полагается на Аллаха и доволен предопределённым, он будет окружён в предопределённом благосклонностью и милостью, и будет он находиться между благосклонностью Аллаха и Его милостью: благосклонность защищает от опасности, а милость облегчает предопределённое.

Ибн Каййим Аль-Джаузиййа «Аль-Фаваид»

Перевод: Муслим Галанчожский

alisnad.com

2
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Кто я?
Гость
Кто я?

Ас-Саляму алейкум братья, статья прекрасная, но я не совсем понял слова о том, что человек не должен ничего предлагать Всевышнему Аллаху. Не могли бы вы разъяснить, что здесь имеется в виду?

Ва алейкум ас-салям. Насколько я понял, речь о том, что человек должен осознавать, что то, что Аллах выбирает для него, это лучше, чем его собственный выбор, и удовлетворяться этим выбором Аллаха для него, а пытаться предложить что-то своё. Естественно, вопрос нужно рассматривать шире, потому что, например, совершение молитвы истихары не отменяет необходимости действовать и добиваться намеченных самим человеком результатов.

Кто я?
Гость
Кто я?

Понятно, пусть воздаст вам Аллах благом за разъяснение. То есть: не предлагать Всевышнему Аллаху решение в отношении себя самого, а просто удовлетвориться тем, что решил Сам Аллах.