Усман ибн Аффан всё ещё находился в Мекке.
Время войны – время слухов. Среди мусульман распространился слух, что Усмана убили.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, направился к лагерю племени Бану Ан-Надджар – у каждого клана был свой лагерь. Умм Амара, женщина из Бану Ан-Надджар, сказала: «Я увидела, как посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, шёл к нашим палаткам, и подумала, что ему что-то нужно». Он пришёл, сел и сказал: «Поистине, Аллах приказал мне принять присягу». И он сказал первому человеку принести ему присягу, а затем люди начали бежать к нему со всех сторон, чтобы принести присягу.
Для чего была эта присяга, какие были условия?
В одной версии сообщается, что это была присяга на смерть. В другой ривайе сподвижник говорит «Мы присягнули на то, что не будем бежать с поля боя». А в третьей ривайе: «Мы присягаем тебе на то, что в твоём сердце». И эта последняя версия удивительна, потому что асхабы хотели присягать на всё, что угодно посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم. На всё, что бы ни было в сердце посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, даже не зная, что это, они были готовы присягнуть.
И возможно, из этих трёх ривай мы можем понять, что асхабы присягали, не зная точно, на что они присягают, они присягали, потому что что бы ни попросил посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, их сделать, они готовы были выполнить.
Мы также можем обратить внимание, что разница между присягой на смерть и на стойкость на поле боя минимальна.
Это была «бай’а ар-ридуан», присяга довольства Аллаха, Аллах был доволен мусульманами после этой присяги.
Почему они принесли эту присягу? Потому что появились слухи, что Усман ибн Аффан был убит.
Прежде чем мы пойдём дальше, упомянем некоторые моменты, касающиеся этой присяги.
Присяга была дана в лагере Бану Ан-Надджар. Кто такие Бану Ан-Надджар? Это клан из племени Аль-Хазрадж, и они были родственниками по материнской линии посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в Мекканском периоде мы говорили об этом. Они были ближайшим окружением и личной гвардией посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. И когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершил хиджру в Медину, он сперва остановился у Бану Амр ибн Ауф, которые жили в пригороде Медины, и там он построил мечеть в Аль-Куба. Но когда он приехал в Медину, он остановился у Бану Ан-Надджар, и вооруженные мечами мужчины из Бану Ан-Надджар всегда были рядом с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, они были личной гвардией посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. И теперь он пришёл в их лагерь, чтобы принять присягу. Умм Амара сказала: «Мой муж взял свой меч в руку…» — это была присяга на смерть – «… а я вытащила кол, который удерживал нашу палатку, и взяла его в одну руку, а в другую – кинжал, который висел у меня на поясе, и изготовилась к битве, намереваясь пронзать врагов кинжалом и добивать их колом». Так приготовилась Умм Амара, да будет доволен ею Аллах. Хотя мусульмане ещё приносили присягу посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, она уже хотела быть готовой к защите посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Такими были женщины асхабов, да будет доволен ими Аллах. И так как она принадлежала к Бану Ан-Надджар, личной гвардии посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, она хотела принять участие в его защите, и готовила себя к тому, чтобы сражаться и умереть ради посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, позиция, которую сегодня не хотят занимать многие крепкие мужчины.
И другой момент, касающийся Присяги довольства, это присяга Салямы ибн Аль-Аква, да будет доволен им Аллах. Мы много говорили о Саляме недавно.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, позвал его дать присягу, так что он пришёл и присягнул. И тут посланник Аллах, صلى الله عليه وسلم, увидел, что у Салямы нет никакой защитной амуниции, и он дал ему маленький щит, размером примерно с диск фрисби. После этого Саляму отошёл и расположился рядом со своим дядей. А у дяди тоже не было никаких доспехов, и Саляма дал ему этот щит. И тут посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, увидел Саляму и позвал его принести присягу. Саляма, да будет доволен им Аллах, сказал, что он уже присягнул, но посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал ему: «Дай её ещё раз», так что Саляма подошёл и принёс присягу второй раз. Тогда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, спросил его: «Где щит, который я тебе дал?», и Саляма ответил: «Я дал его моему дяде». И тут посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Ты подобен человеку, который раньше сказал: «О, Аллах, дай мне кого-то, кого я буду любить больше, чем себя самого». А через какое-то время посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, снова увидел Саляму и в третий раз сказал ему: «Приди и принеси присягу», и Саляма сказал: «О, посланник Аллаха, я уже давал её», и посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, ответил: «Дай её ещё раз». Так что Саляма принёс Присягу довольства трижды, клянясь, что он умрёт ради него.
И третье событие, которое следует упомянуть, говоря о Присяге довольства. Шииты-рафидиты говорят, что Усман ибн Аффан не участвовал в битве при Бадре и не принёс Присягу довольства. Я думаю, мы уже говорили, почему он не участвовал в битве при Бадре. Это произошло потому что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, приказал ему не участвовать в битве и остаться дома с женой, дочерью посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, которая была на смертном одре. И теперь, почему Усман не принёс присягу? Честно говоря, я думаю это очень глупая вещь, говорить это об Усмане, потому что вся эта присяга была принесена ради Усмана. Это во-первых, а во-вторых, он принёс эту присягу. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, положил одну свою руку на другую и сказал: «Это присяга за Усмана». Таким образом Усман принёс присягу не своей рукой, это было еще лучше – посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, дал присягу за него своей собственной рукой, благословенной рукой посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Всевышний Аллах сказал:
Воистину, Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, поддерживали и уважали его, прославляли Его утром и перед закатом. Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха – над их руками. Кто нарушил присягу, тот поступил во вред себе. А кто был верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, тому Он дарует великую награду… (Победа, 8-10)
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, и Икрима говорят: «Поддерживали – это значит чтобы вы сражались перед ним своими мечами». Это то, как верность и любовь к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, выражается на практике.
Это Присяга довольства, как сказал об этом Аллах:
Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом… (Победа, 18).
Позже выяснилось, что Усман ибн Аффан не был убит, что это был ложный слух. Но этот слух был лишь поводом для этого поразительного события – присяги на смерть ради посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, ради того, чтобы защитить ислам.
Это событие стало причиной великого страха в сердцах курайшитов: видеть, слышать, что мусульмане клянутся сражаться до последнего человека, умереть до последнего человека ради защиты их религии.
Свидетелями этого события стали обитатели небес, и Аллах ниспослал аят, рассказывающий об этом. И когда асхабы, да будет доволен ими Аллах, закончили присягу, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал им: «Вы лучшие из обитателей земли», а в другом хадисе говорится, что всем, кто принёс тогда присягу посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, были прощены их грехи, за исключением хозяина красных верблюдов. Это был Аль-Джадд ибн Кайс, который не присягнул посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и один из сподвижников сказал: «Я видел, как он прижался к боку своего верблюда, прячась от посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم», таким образом он не принёс присягу.
И когда заходит речь о различных категориях, о степенях асхабов посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, мы говорим, что лучшие, это десятеро, которым была при жизни сообщена радостная весть о том, что они войдут в Рай, затем участники битвы при Бадре, затем участники Присяги довольства. Это лучшие люди всего человечества.
Это – Присяга довольства, когда сподвижники пришли к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и предложили свои жизни ради защиты религии Аллаха, Велик Он и Славен. И, возвращаясь к поводу, мы повторяем, что поводом послужил Усман ибн Аффан. Мы видим, что мусульмане хотели воевать и погибнуть ради одного человека, одного из своих рядов. И это показывает нам, какой должна быть Умма: как «прочное строение», как единое тело, у которого если часть испытывает боль, то и всё тело испытывает боль. Таким образом, все силы мусульман, состоявшие из четырнадцати сотен человек, встали вместе ради одного человека, которым был Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах.
Если пожелает Всевышний Аллах, мы продолжим историю Худайбийского мирного договора на наших дальнейших собраниях.
Оставить комментарий