Имам Анвар Аль-Авляки: «Жизнь Мухаммада». Часть 41. Битва при Хайбаре и то, что было после -1

0

Path in DesertМы говорим о битве при Хайбаре и мы поговорили об истории женщины по имени Зайнаб бинт Аль-Харис, женщине, которая пыталась отравить посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Теперь давайте поговорим об истории Сафиййи бинт Хуйайй (صَفِيَّة بِنْتِ حُيَيِّ).

Сафиййа бинт Хуйайй, رضي الله عنها, рассказывает о своём детстве. Она говорит, что была самым любимым ребёнком своего отца Хуйаййа ибн Ахтаба (حُيَيُّ بْنُ أَخْطَبَ) и его брата Абу Йасира. Всякий раз когда её отец или дядя видели её, они ласкали её и играли с ней, как это обычно делают с маленькими красивыми детьми.

Но в тот день, когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, прибыл в Куба и тепло и с большим почётом был встречен ансарами из племён Аль-Аус и Аль-Хазрадж, её отец Хуйайй ибн Ахтаб и дядя с утра ушли в Куба, и когда вернулись вечером, не обратили на неё никакого внимания.

Они сели под деревом, и она услышала их разговор. Её дядя спросил её отца: «Это он?», и отец ответил: «Да, клянусь Аллахом». Тогда ее дядя спросил: «Ты точно уверен в этом?». Он ответил: «Да». Дядя спросил: «И что ты думаешь о нем?». Он ответил: «Клянусь Аллахом, я буду его врагом, пока жив». И Хуйайй ибн Ахтаб выполнил эту клятвы, он был врагом посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, пока его не убили.

Это было сразу после хиджры. Три года спустя посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, осадил крепости Бану Ан-Надыр, племени Хуйаййа ибн Ахтаба, лидером которого он был. Они были выселены и перебрались в Хайбар. Сафиййа в то время была маленькой девочкой. После этого, на пятый год по хиджре, именно Хуйайй ибн Ахтаб, убеждает третье и последнее племя иудеев в Медине, Бану Курайза, предать посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и нарушить договор, который посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, заключил с ними, когда прибыл в Медину. Он тот, кто убедил их предать посланника Аллаха и совершить эту измену. И мы все знаем историю о том, что они были побеждены и все были уничтожены, в том числе и Хуйайй ибн Ахтаб. Сафиййа выросла в Хайбаре и вышла замуж за одного из своих двоюродных братьев, Кинану ибн Аби-ль-Хукайка (كِنَانَةُ بْنُ أَبِي الْحُقَيْقِ). И сейчас посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, победил жителей Хайбара. И договор между ними был таков, что все их имущество было конфисковано мусульманами, а они должны были покинуть Хайбар.

Золото, серебро, земля, дома, оружие — все это теперь принадлежало мусульманам. Но иудеи умоляли посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, чтобы он оставил их в Хайбере и позволил им заниматься сельским хозяйством. Передатчик истории говорит: «У сподвижников не было времени заниматься земледелием». Если иудеи уйдут, то эти земли перестанут приносить что-либо, потому что никто не будет ими заниматься. Почему? Потому что сподвижники были заняты изучением ислама, призывом и джихадом на пути Аллаха. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, согласился, и условием договора бы то, что иудеи будут работать на землях в Хайбаре и будут оставлять себе половину урожая.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал, что иудеи после того, как сдались, не должны скрывать что-либо от него. Все имущество они должны были передать мусульманам, ничего не скрывая. И они согласились. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал им: «Если мы узнаем, что вы что-то скрываете, то мы накажем вас как сочтём нужным, и будем свободны от всех своих обязательств». Они согласились с этим.

Когда они передали свое имущество посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в нём было не все. У посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, была информация от кого-то из иудеев о драгоценностях, которые были перевезены Хуйаййей Ибн Ахтабом из поселения Бану Ан-Надыр в Хайбар. И он спросил их: «Где деньги Хуйаййа ибн Ахтаба?». И Кинана сказал: «Они были потрачены на войну и еду». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал ему: «Всё это не могло быть растрачено, потому что денег было очень много, а произошло это совсем недавно». Кинана настаивал и сказал, что ничего не осталось, что деньги, которые принадлежали Хуйайй ибн Ахтабу, закончились. Но один старый иудей сказал: «Я видел, как Хуйайй ибн Ахтаб бродил среди заброшенных развалин на краю Хайбара». Когда сподвижники поискали в этих развалинах, они нашли часть этих денег, часть этого сокровища. Тогда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, спросил у Кинаны где остальная часть, но Кинана отказался признаться и посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, передал его Аз-Зубайра ибн Аль-Аввама и сказал: «Подвергни его мучениям, пока не заберешь то, что осталось у него». Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам смог получить информацию о месте, где были спрятаны остальные деньги Хуйаййа. Затем посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, приказал казнить Кинану, что и было сделано. Кинана был мужем Сафиййи, رضي الله عنها .

Сафийа была среди захваченных иудеев, и один из сподвижников, Дихйа Аль-Кальбий (دِحْيَةُ بْنُ خَلِيفَةَ الْكَلْبِيُّ), пришел к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и попросил у него рабыню. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, дал ему Сафиййу. В то время порабощение пленных было правилом, это не является чем то, что привнес ислам. Так функционировала система. Мусульмане вышли на международный уровень и именно так это работало. Женщины и дети побежденного врага автоматически становились рабами. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал Дихйе: «Иди, и выбери женщину, которая тебе нравится». Так что он пошел и выбрал Сафиййу. Она описывалась как очень красивая женщина, поэтому он выбрал ее.

Один из сподвижников подошел к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и сказал: «Дихйа выбрал Сафиййу, дочь одного из предводителей иудеев, но она подходит исключительно тебе, о, посланник Аллаха». Тогда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, позвал Дихйа и сказал ему оставить Сафиййу и дал ему взамен двух её двоюродных сестёр.

Когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, увидел Сафиййу, то предложил ей свободу в качестве махра [свадебного подарка] и женился на ней. Он не взял ее как рабыню, но освободил и женился на ней, так что она считается женой посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, а не рабыней. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, заметил синяки на ее лице и спросил, откуда они. Она сказала, что когда была невестой Кинаны, она во сне увидела, что луна упала ей на лоно. Она рассказала свой сон Кинане, и он, сказав: «Ты желаешь царя Хиджаза Мухаммада!» и сильно ударил её по лицу.

Кинана интерпретировал этот сон так, как будто она хочет выйти замуж за посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Это не было ее желанием. Это был сон, правдивый сон, который был от Аллаха и говорил ей о том, что произойдет в будущем и это произошло так, как это было интерпретировано её мужем: что она выйдет замуж за Мухаммада, صلى الله عليه وسلم . Эти синяки на её лице были от удара Кинаны.

Анас ибн Малик, رضي الله عنه, рассказывает нам часть истории Сафиййи, и я посчитал интересным этот определенный момент. Он дает нам взглянуть на личную жизнь посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, на то, как он вел себя со своей семьей.

Верблюд очень большое животное. Человек, который сидит на верблюде, находится высоко, выше, чем на лошади. Так что если человек хочет оседлать верблюда, то верблюда надо сначала посадить. И не смотря на то, что он сидит, на него все равно тяжело взобраться. Анас ибн Малик сказал: «Я видел как посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сел на землю, приподнял колено и сказал Сафиййи положить ногу на его колено, чтобы взобраться на верблюда». Я уверен, что вы чувствуете скромность, доброту и сочувствие посланника Аллаха к ней. Он, человек, которого иудеи называли «царём арабов». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отказывался от царства. Ему было предложено быть посланником и царём, но он выбрал быть просто посланником. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, лучший из людей, который когда-либо бы ступал на эту землю сидит на земле, а его жена наступает на него, чтобы залезть на верблюда.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хотел смягчить сердце Сафиййи. Это было вызвано тем, что ее отец был убит, ее дядя был убит и ее муж был убит, и все они были убиты посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Она увидела полное исчезновение своего народа, их выселение с Аравийского полуострова. Все эти события прошли на ее глазах, в течение ее жизни, а она была молодой женщиной. И у неё должны были остаться тяжелые впечатления от всего этого. И она сказала: «Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, был самым отвратительным человеком для меня. Он убил моего мужа и моего отца. И он извинялся передо мной и говорил: «Твой отец это тот человек, который собрал арабов против меня, мне пришлось сделать так, и так …» до тех пор, пока боль в моем сердце не прошла». Вот как посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, завоевал сердце Сафиййи, رضي الله عنها . Она — мать правоверных, да будет доволен ею Аллах. Это была история Сафиййи.

Еще один инцидент, который произошел с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, касался его слуги, в которого попала стрела и он умер. Тогда сподвижники сказали «поздравляем со смертью шахида». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Нет, клянусь Тем, в чьих руках моя душа, плащ, который он взял в день Хайбара без спроса из ганимы, горит на нем бурым пламенем«, хадис приведён Аль-Бухари. То есть этот плащ жжёт его. Любой кусок материи, который был взят из трофея, кто бы это ни сделал: мусульманин, муъмин, муджахид, человек, который умер на пути Аллаха — посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отказался совершать джаназу над ним и говорил, что он не шахид. Почему? Из-за плаща, который он взял. Вот, на сколько опасно брать без разрешения что либо из ганимы.

Также в сражении при Хайбаре, когда мусульмане долго осаждали одно из укреплений, они голодали и в конце концов зарезали домашних ослов, и начали варить их мясо. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, спросил их: «Что варится в этих котлах?». Они ответили: «Мы зарезали домашних ослов». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Выбросите это все». Таким образом, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, показал, что мясо домашних ослов запрещено. Это то, что арабы делали до этого, но ислам сделал это запрещенным. Мясо домашних ослов было запрещено при битве при Хайбаре.

Иудеи продолжали работать в Хайбаре. И мусульмане послали человека, чтобы забрать пятьдесят процентов от соборанного урожая. Тот, которого послали за этим был Абдуллах ибн Раваха. Иудеи попытались подкупить его. Абдуллах ибн Раваха был очень строг с ними, когда они попытались дать ему взятку, и ясно дал им понять, что не предаст доверия посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, что бы они ни пытались сделать и что бы они ему ни давали.

Иудеи оставались в Хайбаре до тех пор, пока Умар Ибн Аль-Хаттаб, رضي الله عنه, не стал халифом. Аль-Микдад, Аз-Зубайр и Абдуллах ибн Умар пришли в Хайбар, что бы забрать свою часть. Иудеи напали на Абдуллаха Ибн Умара ночью, пока он спал на крыше. Они столкнули его с крыши, он упал и вывихнул обе руки. Умар Ибн Аль-Хаттаб, رضي الله عنه, сказал, обращаясь к мусульманам: «О, люди, по договору посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, с иудеями Хайбара, мы можем выселить их, если пожелаем».

Договор посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, был таков, что они останутся и будут работать на земле столько сколько мусульмане захотят. Когда бы мусульмане ни захотели выселить их, они могли это сделать. И говорит Умар Ибн Аль-Хаттаб: «О, люди, по договору посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, с иудеями Хайбара, мы можем выселить их, если пожелаем. Как вы уже знаете, они напали на Абдуллаха Ибн Умара и вывихнули ему руки. Напали на одного из ансаров до того, как он напал на них. И нет сомнений, что это были они. У нас здесь нет врагов кроме них. Тем, у кого есть собственность в Хайбаре, следует перебраться туда. Я выселю иудеев».

Иудеев заставили покинуть Хайбар, и они направились в Шам. Одна из причин, по которым Умар Ибн Аль-Хаттаб сделал это, является хадис посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в котором он говорит: «Не должно существовать две религии на Аравийском полуострове» и хадис: «Изгоните иудеев и христиан с Аравийского полуострова». Не смотря на то, что Умар Ибн Аль-Хаттаб не слышал этих хадисов лично от посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, он изучил их и посчитал что они достоверны. Он придержался этих хадисов и выселил иудеев с Аравийского полуострова, и они перебрались в Шам.

Триста лет спустя потомки этих иудеев, которые были в Шаме, написали себе документ в котором говорилось, что между ними и посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, был договор о том, что им не надо платить джизью. Ибн Касир говорит, что этот документ обманул некоторых ученых, которые поверили им, и что он изучил его и выяснил, что этот документ был ложным и был поддельным.

Спустя триста лет они не сдались, пытаясь подделать документ, говоря, что они договорились с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и что они не должны платить какой-либо джизьи. В общем, документ был подделкой.

Затем, через семьсот лет после хиджры, иудеи вновь выставили этот же документ, возможно с не большими изменениями. И вновь было доказано, что это вранье.

Когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, находился в Хайбаре, он принял 4 делегации.

Первая была из племени Аль-Аш’ари. Аль-Аш’ари были людьми из Йемена с местности Забит на побережье Красного моря. И давайте прочтем, что Абу Муса Аль-Аш’ари, رضي الله عنه, говорит в рассказе, приведённом Аль-Бухари: «Мы услышали новости о посланнике Аллаха, صلى الله عليه وسلم, когда находились в Йемене. Я и мои два брата решили переселиться к нему, я был самым младшим из них вместе с пятьюдесятью двумя или тремя людьми из нашего народа». Это была немаленькая группа. Они все совершили хиджру на пути Аллаха, когда услышали о Мухаммаде, صلى الله عليه وسلم.

Они поплыли на корабле, но их корабль сбился с курса и они очутились не в Медине, а в Абиссинии, стране Ан-Наджаши. Они встретили там Джа’фара ибн Аби Талиба, и он сказал, что у него есть приказ о том, что они должны остаться там. Таким образом, они остались там, по приказу посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. «И мы оставались там, до тех пор, пока не отправились в Медину вместе с Джа’фаром когда посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, завоевал Хайбар».

Таким образом, следующая группа, прибывшая к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, группа Джа’фара ибн Аби Талиб, мухаджиры из Эфиопии. Почему мухаджиры из Эфиопии вернулись обратно? Ибн Исхак говорит: «Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил ‘Амра Ибн Умаййа Ад-Дамри к Ан-Наджаши чтобы попросить его отправить остававшихся в Эфиопии сподвижников в Медину». Аш-Ша’би говорит, что когда Джа’фар ибн Аби Талиб приехал в Хайбар, посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, поцеловал его в лоб и обнял. Этот случай наши учёные приводят как доказательство того, что обниматься дозволено. В иснаде этого сообщения отсутствует сподвижник.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Я не знаю, что принесло мне больше радости, взятие Хайбара или приезд Джа’фара». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, был очень рад приезду Джа’фара Ибн Аби Талиба, رضي الله عنه. Прошло очень много времени с тех пор, как посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, расстался с Джа’фаром ибн Аби Талибом, رضي الله عنه.

Мы продолжим с хадисом Аль-Бухари, который мы читали, который рассказал Абу Муса: «Некоторые люди говорили нам, то есть тем, кто приплыл на корабле: «Мы совершили хиджру до вас». Асма бинт ‘Умайс (أسماء بنت عميس), одна из женщин, которая переселилась в Абиссинию, навестила Хафсу, дочь Умара и жену посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Умар Ибн Аль-Хаттаб, رضي الله عنه, зашел и увидел эту женщину со своей дочерью и спросил: « Кто эта женщина?». Хафса сказала: «Асма бинт ‘Умайс». Умар спросил: «А, она из Абиссинии, она приплыла из-за моря!». Асма ответила: «Да». Умар сказал: «Мы сделали хиджру до вас, поэтому у нас больше прав на посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, чем у вас» Имея в виду «посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, ближе к нам, чем к вам и что у нас больше права на него».

Асма разозлилась и сказала: «Нет, клянусь Аллахом, вы были с посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и он кормил голодных среди вас, и он наставлял невежественных среди вас в то время, как мы находились в нелюбимом и далеком краю, и все это было ради Аллаха и посланника Аллаха. И Клянусь Аллахом, я не съем и не выпью ничего, пока не расскажу посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, то, что ты сказал. Мы стадали и мы боялись. И я расскажу ему правду и спрошу его, и не добавлю или убавлю ничего из того, что ты сказал».

Она пошла к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и рассказала ему о том, что сказал Умар ибн Аль-Хаттаб. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «И что ты ответила ему?» и она рассказала ему о том, что она ответила ему. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Нет, Умар не имеет больше прав на меня, чем ты. Он и его товарищи совершили одну хиджру раз, а вы совершили два хиджры». Потому что, мухаджиры, прибывшие из Абиссинии, сперва совершили хиджру в Абиссинию и затем хиджру в Медину. Так что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал ей: «Они будут награждены за одну хиджру, а вы будете награждены за совершение хиджры два раза».

Асма бинт ‘Умайс, рассказывала, что после этого к ней приходили группы, приходило большое количество мухаджиров, приехавших из Абиссинии, просящих ее рассказать им эти слова посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. И она сказала: «Не было ничего, что бы они любили так сильно, как эти слова посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم». Они были так счастливы из-за этой награды, которая пришла к ним с языка посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, что у всех будет награда за одну хиджру, а у них она будет за две, что они приходили группами, чтобы она рассказала им этот хадис.

Она говорила: «И я помню как Абу Муса Аль-Аш’ари приходил ко мне раз за разом прося меня рассказать ему этот хадис». Ему было не достаточно услышать его один раз, он хотел услышать его еще и еще. Слушать хадис посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, который дал им этот великий аджр.

Братья и сестра, мы должны любить хадисы посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и мы должны любить слушать их снова и снова так, как это делал Абу Муса Аль-Аш’ари, رضي الله عنه. И скорее всего, ему приходилось путешествовать и проходить большие расстояния, что ы услышать этот хадис, в то время как мы имеем при себе книги с хадисами. Все они находятся перед нами. Мы должны слушать хадисы посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Мы должны благословлять наши уши слушанием хадисов посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.

Продолжение следует, إن شاء الله

ИА “ХУНАФА”

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о