Дорогие братья и сёстры, мир вам, милость Аллах и Его благословения.
Мы закончили тему похода на Табук, и сегодня переходим к истории, которая известна как «хадис Ка’ба ибн Малика». Это достоверный рассказ, переданный от Ка’ба ибн Малика в «Сахихе» Аль-Бухари и в других книгах хадисов и сиры.
Этот хадис имеет особое значение, потому что он представляет плохой момент в жизни прекрасного человека, особого человека, сподвижника Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и он полон уроков для нас, потому что это история человека, который усердно трудился и боролся на пути блага, и затем, будучи человеческим существом со всеми его недостатками, поддался в один момент слабости, но сумел выйти из этого кризиса благодаря своим благим делам, совершённым раньше, благодаря своему воспитанию, благодаря своему иману.
Я хочу, чтобы каждый из вас глубоко задумался над этим хадисом, и извлек из него те уроки, которые связаны с ним как с верующим. Мы, если пожелает Аллах, рассмотрим некоторые из этих уроков, но я уверен, что упущу многие из них, и поэтому вы должны будете самостоятельно поразмышлять над этим словами великого сподвижника Ка’ба ибн Малика, да будет доволен им Аллах.
Я прочитаю версию, которую приводит Аль-Бухари. Это версия, которую передал внук Ка’ба ибн Малика, от своего отца, который был поводырём своего отца Ка’ба ибн Малика, когда тот состарился и ослеп. Эта история была передана от отца к сыну.
Ка’б ибн Малик говорит:
Я не пропустил ни одного похода Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, кроме похода на Табук, за исключением битвы при Бадре, но за это Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, не упрекнули никого из тех, кто не участвовал в этом походе, потому что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, выступил в тот раз с намерением захватить караван курайшитов…» – то есть, целью был перехват каравана и захват трофеев, а не сражение — , «и сражение между ним и его врагом не было запланировано. Я был вместе с Посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в ночь Аль-Акаба, когда мы присягали исламу …» вспомните, мы говорили о присяга в Аль-Акаба в конце серии, посвящённой Мекканскому периоду, это было местно, где ансары присягнули Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и обещали ему поддержку. Ка’б говорит, что он присутствовал там и был одни из двенадцати лидеров, который представляли ансаров и принесли присягу Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Ка’б говорит: «И я бы не хотел поменять участие в битве при Бадре на участие в присяге Аль-Акаба, хотя битва Бадр и более известна среди людей, чем Аль-Акаба».
Ка’б ибн Малик говорит, что считает ночь Аль-Акаба настолько важным событием, что не поменял бы его на участие в битве при Бадре, а затем говорит, что Бадр более известное событие среди людей и участники этой битвы имеют высокую репутацию. Тем не менее Аль-Акаба была также очень важным событием, и он участвовал в нём.
Далее он говорит, и тут начинается рассказ о его истории во время похода на Табук: «А моя история такова: Я никогда не был так силён и моё положение не было так хорошо, как когда я не принял участия в этом походе Посланника Аллаха. Клянусь Аллахом, у меня никогда раньше не было двух верховых верблюдиц, а во время этого похода у меня были две такие верблюдицы…»
Здесь Ка’б ибн Малик признаёт, что у него не было никакого оправдания, он был силён и у него были финансовые возможности, представленные не одним, а целыми двумя верховыми верблюдами.
«Пророк, собираясь в поход, всегда скрывал подлинную цель и указывал на нечто другое, кроме этого раза …
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, делал это, чтобы ввести врага в заблуждение, он никогда не объявлял о своей цели, чтобы застать врага врасплох. Такое был обычай Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, но в случае с походом на Табук он отказался от него.
Ка’б ибн Малик объясняет причину: Пророк наметил поход во время сильной жары, дорога предстояла далекая, и враг был многочислен. И Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم,открыл людям суть дела, чтобы они подготовились должным образом, сообщил им цель своего похода.
Это показывает нам, что поход на Табук отличался от предыдущих боевых операций.
Мусульман, следовавших Пророку, было так много, что нельзя их перечислить в одном списке.
Книги по сире говорят, что их было тридцать тысяч, это наиболее достоверное сообщение. Так что это было больше, чем в любой другой предыдущей битве. Во взятии Мекки участвовало десять тысяч, в битве с Хавазин – двенадцать тысяч. А теперь через несколько месяцев численность армии достигла тридцати тысяч. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, объявил всеобщую мобилизацию для похода на Табук, и все племена были призваны принять в нём участие, опять же, как мы уже сказали, из-за особенности обстоятельств этого похода.
Ка’б говорит, что из-за большого количества воинов не был составлен список участников, так что:
«человек, который не хотел участвовать в походе, думал, что сумеет скрыться, если только не придёт откровение от Аллаха о нем».
Из-за большого числа участников, человек мог предположить, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, не заметит его отсутствия. Речь идёт о тридцати тысячах человек, сложно проследить, кто пришёл, кто нет.
Ка’б ибн Малик говорит: Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, вышел в этот поход, когда созрел урожай плодов, и когда было так приятно находиться в тени.
Это очень важное высказывание Ка’ба ибн Малика. Ка’б ибн Малик здесь совершенно честен, он говорит нам об истинных причинах, о скрытых причинах, которые прячутся в разуме и сердце. Он говорит, что в это время наступил период, когда тени стали очень притягательны, потому что было очень жарко, и фрукты созрели на деревьях. И это соблазны для человека, чтобы не выйти в поход.
Далее он говорит:
«Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и мусульмане cтали готовиться к походу стали. Я начал было готовиться вместе с ними, но вернулся домой, так ничего не сделав…
У него было намерение готовиться, но он ничего не делал. Откладывание, человеческая привычка, нечто обычное, если не контролировать себя, не дисциплинировать себя, не приучать, не заставлять себя сделать что-то, мы не сможем сделать это. Мы будем откладывать сегодняшние дела на завтра. И это было то, что делал Ка’б ибн Малик, да будет доволен им Аллах.
Затем он говорит нам нечто важное:
«.. а сам в душе я говорил: «Я ведь могу сделать это, если захочу».
Нафс, душа может морально разрушить тебя, если ты не будешь воспитывать и контролировать её, если ты оставишь свои дела на свои предположения и надежды, и будешь плыть по течению. Ты ничего не сделаешь. И Ка’б ибн Малик говорил сам с собой, он говорил: «Я могу сделать это». В конечном счёте, он не сделал этого. Так что мы должны быть очень осторожны в отношении нафса, потому что душа ленива, душа боязлива, душа слаба, душа любит этот мир, и если мы не будем напрягать её, дисциплинировать её, не подчиним её, не приучим её следовать приказам Аллаха, Велик Он и Славен, она собьёт нас с пути и введёт в заблуждение. Мы должны быть очень внимательны, наша душа, наш нафс может стать нашим злейшим врагом, если мы не будем осторожны.
Далее Ка’б говорит: Так проходило время, а люди усердно готовились. И вот однажды утром Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и мусульмане были готовы, а я не ещё ничего не приготовил.
Он был в первоначальном состоянии ничего не сделав для подготовки к походу, а мусульмане уже были готовы.
Тогда я сказал себе: «Подготовлюсь после его отъезда за день или два, а потом их догоню». Они вышли в поход, и я решил заняться подготовкой, но вернулся и ничего не сделал. Потом еще раз начал и опять вернулся, ничего не сделав. Так продолжалось, пока они не уехали, и я пропустил их поход.
И здесь, братья и сёстры, если вы думаете, что можете сделать что-то быстро, и поэтому откладываете это дело, думая, что сможете совместить несколько дел и быстро закончить, очень часто это закончится тем, что вы не сделаете ничего, потому что дела накапливаются, накладываются одно на другое, их становится так много, что с ними невозможно справиться, и это заканчивается тем, что, посмотрев на объём работы, который надо выполнить, вы просто опускаете руки. Так что откладывание — это уловка нафса, самообман. А другая уловка – это сказать себе: «Всё, уже слишком поздно», и опустить руки.
Также, братья и сёстры, здесь есть другое указание. Ка’б ибн Малик говорит о выступлении на пути Аллаха. Выступление на пути Аллаха это караван, караван, который двигается, он всегда находится в пути, потому что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит, что это движение будет продолжаться до Судного Дня. Всегда будет враг, с которым придётся сражаться, во все времена, в соответствие с хадисами Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хадисами о Победоносной общине, в которых Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит, что сражение будет продолжаться до конца времён. До тех пор, пока не выйдет Дадджаль, будет продолжаться вооружённый джихад на пути Аллаха. Сражение на пути Аллаха было вчера, сражение на пути Аллаха ведётся сегодня, сражение на пути Аллаха будет завтра.
Караван находится в движении. И чем дольше ты откладываешь присоединение к нему, тем дальше от тебя он будет, и тем труднее будет тебе его догнать. И именно это случилось с Ка’бом ибн Маликом. Если Ка’б ибн Малик оказался неспособен и не смог догнать этот караван, то что позволяет нам думать, что мы сможем его догнать, если будем откладывать слишком долго?
Далее он говорит:
Я уже подумал было сесть на верблюда и догнать их. О, если бы сделал это!
Ка’б ибн Малик желал бы, чтобы он сделал это, и однажды вы тоже пожелаете, чтобы вы сделали это, если не в дунья, то в Ахирате, когда увидите ту великую награду, которую получат особые люди, которым Аллах даровал Своё благоволение, наставил на прямой путь и показал им лучше из дел, пик, вершину ислама. Вы возжелаете, чтобы вы сделали это.
Ка’б ибн Малик говорит: «О, если бы сделал это! Но мне не было это предопределено«.
Оставить комментарий