Comments: (3)

О «ваххабитах» и Османском государстве

Category : Главная

بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله رب العالمين، والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين

К сожалению, я не успел закончить исторический очерк «ваххабитского» движения на Аравийском полуострове, но на сайте уже пошло обсуждение отношений между первым государством Саудов, просуществовавшим с 1745 по 1818 гг. и Османским государством. Поэтому я решил вкратце разъяснить эти отношения.

Хотя в Неджде – месте зарождения политической активности шейха Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба, да помилует его Аллах, не находилось административных, военных или судебных органов  Османской Империи, тем не менее, местность Аль-Ахса на восток от Неджда, с правителями которой долго и упорно воевали «ваххабиты» находилась в зависимости от Стамбула. Шиитский «святой город» Карбала  захваченный и разграбленный  «ваххабитами» в 1802 году находился в Ираке, бывшем провинцией османского государства. Завоеванный саудами в 1803 году Хиджаз с городами Мекка и Медина также находился под властью турецкого султана, в официальном титуле которого было и «служитель Двух Святынь». Эти несколько примеров свидетельствуют о том, что первое саудовское государство вело военные действия с османским государством, более того, было зачастую нападающей стороной.

Пишет шейх Насер аль-Фахд, да ускорит Аллах его освобождение, в книге  «Османское государство и позиция имамов призыва в его отношении» (الدولة العثمانية وموقف ائمة الدعوة منها):

Одним из сомнительных доводов, поднятых вокруг призыва шейха Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба, да помилует его Аллах, является обвинение в том, что это было выступление против Османского халифата и раскол между мусульманами. Многие ученые, защищая призыв шейха, написали книги опровержения этого сомнительного довода, но обычно они ограничивались заявлением, что Неджд был всегда независим от Османского государства, и поэтому деятельность шейха не была выступлением против этого государства.

На самом деле подобное заявление неверно по трем причинам:

  1. Номинальное господство над Недждом принадлежало Османскому государству, так как оно было в Хиджазе, Йемене, Аль-Ихса, Ираке, Шаме, и поземельный налог амирам Неджда поступал из некоторых из этих областей.
  2. Если даже мы допустим, что Неджд был независим, то призыв шейха Мухаммада проник в Хиджаз, Йемен, в земли Персидского Залива и окраины Ирака и Шама, его последователи  атаковали Карбала и осаждали Дамаск, и все эти земли бесспорно принадлежали Османскому государству.
  3. Слова имамов призыва сходятся  на том, что Османское государство это дару-ль-харб, за исключением тех, кто ответил на призыв таухида. (Конец цитаты)

Рассмотрим немного религиозные воззрения государства Османов.

Пишет доктор Абду-ль-Азиз Мухаммад Аш-Шанавий в книге «Османское государство – исламское государство, которое оклеветали» (الدولة العثمانية دولة إسلامية مفترى عليها) (Издана в Каире в 1980 г., стр. 59): «Одним из заметных религиозных направлений в политике государства было поощрение суфизма среди Османов, и государство предоставило возможность шейхам суфийских тарикатов осуществлять большую власть над мюридами и последователями… И государство протянуло руку финансовой помощи некоторым суфийским тарикатам.. Важнейшими из них были накшбандийа, мавлявийа, бекташийа, рифаийа, хальватийа, казрунийа…» Конец цитаты.

Замечательно, что к тарикату бекташийа, который представляет собой смесь между христианством и крайним шиизмом с причастием вином и культом троицы, состоящей  из Аллаха, Мухаммада и Али (да простит нас Аллах!),  на протяжении веков были приписаны все янычары – военная  и административная элита Османского государства…

Пишет имам Сауд ибн Абду-ль-Азиз, да помилует его Аллах, третий правитель (1803-1814 гг.) первого государства Саудитов в своем послании османскому правителю Багдада: «Ваше положение и положение ваших имамов и султанов свидетельствует, что вы лжете, когда приписываете себя к Исламу. Поистине, когда  в 1221 г. (1806 г.) мы открыли комнату Аиши (имеется в виду комната рядом с мединской мечетью, где был похоронен посланник Аллаха), да прибудет над ее обитателем наилучшее благословение  и приветствие, мы обнаружили письмо вашего султана Салима…, которое начинается со слов: «От твоего жалкого раба Салима. О посланник Аллаха, нас постигло зло и обрушилась беда, с которой мы не можем справиться, одолели рабы креста рабов Милостивого! И мы просим тебя о помощи и поддержке против них» (Ад-дурар ас-саниййа, 1/304).

Когда войска египетского правителя, который формально был вассалом султана, вторглись на Аравийский полуостров, шейх Сулейман ибн Абдулла ибн шейх Мухаммад, да примет Аллах его шахаду, написал знаменитую книгу «Доводы в отношении хукма дружественного отношения к многобожникам» (الدلائل في حكم موالاة أهل الإشراك), где под «многобожниками» подразумевалась армия османского правителя Египта.

Очевидно, что османское государство в глазах последователей призыва шейха Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба было одним из центров распространения таких видов ширка и куфра, как поклонение могилам и святым местам, поклонение мертвым и испрашивание у них помощи в том, на что способен один Аллах Всевышний и т.п., а также многочисленных грехов, меньших чем куфр и ширк.

Когда в 1811 г. войска правителя Египта Мухаммада Али Паши, который находился в формальном подчинении турецкого султана, вторглись в Аравию для войны с «ваххабитами», знаменитый историк азхаровский (т.е. оппозиционный «ваххабитам») шейх Абдуррахман Аль-Джабарти (1754-1826) дал интересное сравнение двух армий: «Некото­рые из командиров (египетской армии), считающиеся благочестивыми и набожными, говорили мне: “Как мы можем победить, когда большая часть наших воинов придерживается различных вероисповеданий и имеются среди них такие, которые ни во что не верят и не исповедуют никакой религии. С нами следуют ящики со спиртными напитками, в нашем лагере не слышно азана, предписания не выполняются, здесь о них и не вспоминают, понятия не имеют о религиозных обрядах. Враги же наши (т.е. «ваххабиты»), как только наступает время азана, совершают омовение и со смирением и покорностью становятся в ряды со своим единым има­мом. Если же время молитвы наступит в момент, когда происходит сраже­ние, то они с трепетом все же совершают “молитву при опасности» – один отряд выступает вперед и ведет бой, а другие, стоящие за ним, совершают молитву. Наши воины  поражаются этому, так как они никогда не слышали о таком, не говоря уже о том, чтобы видеть это…».

В отношении восприятия халифата имамами призыва приведем следующие слова престарелого шейха Абдуррахмана ибн Хасана (1779-1868 гг.), внука шейха Мухаммада, выдающегося ученого, автора  знаменитого комментария «Фатху-ль-Маджид», адресованные имаму Абдулле ибн Файсалу, правителю (1865-1890 гг.) второго Саудовского государства: Пойми хорошенько, что первое, что сделали твой дед Мухаммад и Абдулла и твой дядя Абду-ль-Азиз – это установление халифата пророчества. Они стремились к Истине и действовали в соответствии с ней, они предлагали ее людям, гневались и довольствовались и вели джихад ради неё, и Аллах избавил их от их врагов, не смотря на силу врагов. Когда выступал враг, Аллах уничтожал его еще до того, как он подходил, потому что это халифат пророчества… (Ад-дурар ас-санийа, 14/122).

Таким образом, мы можем заключить, что правители и ученые первого государства Саудов скорее считали халифатом свое государство, а Османскую империю рассматривали как дару-ль-куфр, с которым они вели джихад под знаменем таухида.

А Аллах знает лучше.

Зелимхан Мерджо

ИА «ХУНАФА»

2 – марта – 2012

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Comments 3 комментария

جزاك الله خيراً

Ассаламу алейкум,
Брат, чтобы делать такие заключения эти доводы не достаточны. Должны смотреть, какие комментарии были к этим доводам известных тогдашних ученных или ближе к их эпохе. Нынешняя ситуация в Шаме и высказывания больших ученых в которых расходятся в мнениях дает нам знать, что нельзя нам ограничится пару высказываниями и делать такие заключения. А лучше будет если это заключение будет высказыванием ученого (известного как правдивый и богобоязненный). Аллах знает лучше.

Ваалейкум ассалам. Я помню эту статью раньше еще давно. Насколько я помню она была написана не чтобы опорочить османов, а чтобы опровергнуть некоторые современные заявления что недждийцы и османы не всегда были противниками.

Post a comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: