Шейх Абду-ль-Азиз Ат-Тувайля’и (Абдуллах ибн Насыр Ар-Рашид): Является ли обязательным призывать к покаянию пленных муртаддов
Вопрос: Если будет взят в плен мусульманин, который совершил что-то выводящее из ислама, в частности, помощь кафирам в войне против мусульман, обязательно ли призывать его к покаянию или нет?
Ответ:
الحمد لله رب العالمين، والصلاة والسلام على أشرف المرسلين، نبينا محمد وعلى آله وصحابته أجمعين
Уважаемый брат!
Если какой-то мусульманин помогал кафира в войне против мусульман и поддерживал их, то есть совершил верооступничество, затем был захвачен в плен, то он может подпадать под несколько положений.
Первое: Если известно, что в его отношении наличиствуют условия такфира и отсутствуют препятствия, которые не позволяют назвать его кафиром, то его хукм – хукм остальных муртаддов. И правильным мнением является то, что их необязательно призывать к покаянию, и можно казнить их без предварительного призыва к покаянию из-за того, что нет далила на обязательность их призыва к покаянию, и из-за приказа Пророка, صلى الله عليه وسلم, убить нескольких муртаддов в его эпоху без приказа призвать их к покаянию, а также из-за того, что так поступали некоторые асхабы.
Второе: С ним поступают как с членом «таифа мумтаниа» – куда относятся, например, шпионы и бойцы войск ридды, в частности иракской полиции и афганского «Сверного альянса» [военный союз афганских противников Талибана], саудовских следственных органов.
Такому человеку выносится хукм кафира внешне, и соответственно поступают с ним, как на то указывает Коран, Сунна и иджма’ асхабов, и не является обязательным в отношении такого человека наличие условий и отсутствие препятствий для такфира.
«Таифа мумтаниа» – это группа, у которой есть сила, с помощью которой она препятствует применению к ней законов ислама, без разницы, отказалась ли эта группа от исполнения обязательного, например, выплаты заката, или совершает какой-то отдельный вид куфа, например, выносит решения не по ниспосланному Аллахом или помогает тагутам.
Хукм такой группы – личный такфир её членов и куфр их внешне, но не внутренне, а о внутреннем их куфре судят после выяснения их состояния – и это отдельная тема.
Смысл слов «хукм куфра внешне, но не внутренне» означает, что мы выносим личный такфир такому человеку и применяем к нему все законы, касающиеся кафира, в том числе обязательность непричастности к нему, запретность давать ему «салям», запретность выдавать за него замуж мусульманку, несовершение над ним молитвы, когда он умрёт, запретность хоронить его на мусульманском кладбище, дозволенность пролить его кровь как в сражении, так и вне его.
Однако мы не утверждаем категорически, что он обязательно попадёт в Ад, как остальные кафиры, но говорим, как сказал Пророк, صلى الله عليه وسلم, своему дяде Аббасу, как это упомянул Ибн Исхак: «Аллах лучше знает, действительно ли ты принял ислам, и если это так, то Аллах вознаградит тебя, внешне же ты был против нас«. [Приводится в рассказе о том, как Аббас, который был на стороне мушриков, попал в плен к мусульманам во время битвы при Бадре, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, относся к нему, как к остальным пленным кафирам].
Однако если такой человек попадёт в плен, с ним обращаются, как с отдельным человеком, потому что исчезает препятствие, которое мешало выяснить его положение.
Так что теперь выясняется его положение, и рассматривается наличие условий и отсутствие препятствий, и если будет установлено наличие препятствия для такфира, например, что он действительно был принужден, то выносится решение о его исламе, и недозволенно его казнить.
Призыв к покаянию в первом случае означает, что от него надо потребовать покаяться и предложить ему покаяться перед казнью, и призыв к покаянию не является обязательным по наиболее правильному мнению.
Призыв к покаянию во втором случае означает исследование положения этого человека и выяснение наличия условий и отстуствия препятствий для вынесения ему такфира. И если будет установлено его неверие после этого вида призыва к покаянию, то предлагать ему покаяться необязательно, так же, как и в первом случае. И если в его отношении будет установлено наличие препятствий для такфира, которые будут удалены, а он продолжит упорствовать в своём неверии, то он является муртаддом, призыв которого к покаянию необязателен, и если он покается и откажется от куфра, то будет считаться мусульманином.
И когда мы говорим, что призыв к покаянию необязателен, это не значит, что он запрещён, наоборот, призыв к покаянию желателен и одобряем в любом случае, ведь, по словам Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, «никто так не любит оправданий, как Аллах«. [Аль-Бухари и Муслим]. За исключением того случая, когда призыв к покаянию приводит к оставлению джихада с вооружёнными муртаддами, так как нельзя оставлять обязательное ради желательного. Так что к покаянию призывается муртадд, который находится во власти мусульман.
Учёные разошлись во мнениях по поводу покаяния зиндика [лицемера, который наставивает, что он мусульманин, но совершает куфр], и если придерживаться мнения о том, что его покаяние не принимается, то нет смысла призывать его к покаянию, и в таком случае этот призыв не является ни обязательным, ни желательным.
Резюме
Тому, кто совершил это выводящее из ислама действие, при этом поддерживался силами кафиров, выносится внешний такфир, и он лично называется кафиром и на него распространяются все ахкамы кафира, в том числе и вопросах военных действий, за исключеним того, что нельзя категорически утверждать, что он попадёт в Ад.
Если же у мусульман появится такая возможность, то следует выяснить, нет ли в его отношении какого-то препятствия для такфира. И если выясниться, что такое препятстие – например, принуждение или допустимый шариатом таъвиль — есть, то он мусульманин, которому надлежит разъяснить истину и устранить это препятствие. И если он в таком случае не покается, то выносится решение о его вероотступничестве и он казнится. И это случай, в котором надо призвать человека к покаянию.
Если же в его отношении не установлено никаких препятствий для такфира, то он кафир, которого можно казнить без призыва к покаянию, однако призыв к покаянию желателен, так как он дополняет установление над ним шариатского довода.
Это вкратце то, что связано с данным вопросом.
Для дополнительной информации советую почитать книгу «Джами’ в поиске благородного знания» Абду-ль-Кадира ибн Абду-ль-Азиза в главах «Критика «Йеменского послания» и «Критика книги «Категорическое мнение», а также книгу «Тридцать трактатов о предостережении от чрезмерности в такфире» Абу Мухаммада Аль-Макдиси, в третьей части от слов: «Правило, что основа в армиях тагутов и их помощников это куфр, абсолютно правильное».
Возможно, Аллах даст мне возможность написать более глубокое исследование, в котором будет приведено достаточное количество далилей и разъяснено больше примеров.
А Аллах податель успеха.
Журнал «Голос джихада», 26 номер, шаабан 1425 г.
هل تجب استتابة أسرى المرتدين؟
Оставить комментарий