Асма Ар-Рувайшид: Путь к укреплению имана. Часть 3

2

Признаки слабости имана (продолжение):

6 Отсутствие или слабость влияния аятов и наставлений

Это следствие чёрствости  и грубости сердца, к которым приводит постоянное совершение грехов, как сказал Всевышний:

كَلَّا بَلْ رَانَ عَلَى قُلُوبِهِم مَّا كَانُوا يَكْسِبُونَ

Но нет! Их сердца покрыты тем, что они приобрели (Обвешивающие, 14).

Особенно грехи слуха, зрения и языка, ведь они являются быстрыми и прямыми причинами очерствления сердца и ослабления имана, а затем уже появляются жалобы на отсутствие смирения в поклонении и слабость реакции при чтении аятов Корана, а также ослабление влияния на человека наставлений и поминания Аллаха, ведь сказал Аллах:

سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى

 Воспримет его [наставление] тот, кто страшится (Высочайший, 10).

Сказал Ибн Аль-Джаузи: Оберегай праведность своего сердца удерживая свои органы от запретного.

Признаком слабости имана является также то, что наставления, советы и знамения проходят над сердцем со слабым иманом как дождь над скалами, не оставляя следов. И также признаком является сухость глаза и отсутствие реакции при чтении или слушанье аятов Корана. Сказал Аллах:

اللَّهُ نَزَّلَ أَحْسَنَ الْحَدِيثِ كِتَابًا مُّتَشَابِهًا مَّثَانِيَ تَقْشَعِرُّ مِنْهُ جُلُودُ الَّذِينَ يَخْشَوْنَ رَبَّهُمْ ثُمَّ تَلِينُ جُلُودُهُمْ وَقُلُوبُهُمْ إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ

Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. (Толпы, 23). Сказал Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах: «Если бы были благи наши сердца, то не испытывали бы они скуки от аятов Корана».

7 Проявление плохих нравственных качеств

Слабость имана проявляется также через такие порицаемые качества характера как высокомерие, зависть, тщеславие, эгоизм. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал по этому поводу:

لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ، حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ

Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе (Аль-Бухари, Муслим).

К этим качествам также относится вероломство, нарушение доверия,

لَا إِيمَانَ لِمَنْ لَا أَمَانَةَ لَهُ

«Нет имана у того, кому нельзя доверять«. (Ахмад, Ибн Хиббан, хороший достоверный хадис).

Также потеря стыдливости:

وَالحَيَاءُ شُعْبَةٌ مِنَ الإِيمَانِ

«Стыдливость одно из ответвлений имана» (Аль-Бухари, Муслим).

Плохое отношение к соседям:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلاَ يُؤْذِ جَارَهُ

«Тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть не вредит своему соседу» (Аль-Бухари и Муслим).

Избыток болтовни и шуток:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَاليَوْمِ الآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَصْمُتْ

«Тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний День, пусть говорит благое или молчит» (Аль-Бухари и Муслим).

Злословие (гиба):

يَا مَعْشَرَ مَنْ آمَنَ بِلِسَانِهِ، وَلَمْ يَدْخُلِ الْإِيمَانُ قَلْبَهُ، لَا تَغْتَابُوا الْمُسْلِمِينَ، وَلَا تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ

О те, кто уверовал на словах, но в чьи сердца не вошёл иман, не злословьте про мусульман и не шпионьте за ними (Ахмад, Абу Давуд, хороший достоверный хадис).

8 Привычка проводить время в грехе и с грешниками

Катада сказал: «Клянусь Аллахом, мы видим, что человек общается с людьми, подобными ему, так что общайтесь с праведными рабами Аллаха, возможно, вы станете как они».

Общение с нерадеющими или заблудшими в религии – одна из самых больших причин заболевания сердца и падения имана. Имам Ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал: Сердце подобно птице – чем выше оно поднимается, тем дальше оно от всяких бедствий, и чем ниже оно – тем опаснее для него. (Аль-джаваб аль-кафи, 79).

Сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم:

الْمَرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ، فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلُ

«Человек следует религии своего близкого друга, так что пусть каждый из вас посмотрит с кем он дружит» (Ахмад, Аль-Хаким, достоверный хадис).

Больше всего вредят иману человека плохие товарищи, потому что характеры людей формируются под влиянием тех, с кем они общаются. Общение с человеком, поглощённым успехами и радостями дунья, порождает   в душе любовь к ней, а общение с нововведенцами приводит в пропасть бид’а и т.д.

Сказал Суфйан Ас-Саури, да помилует его Аллах: «Ничто так не вредит праведности человека, как плохой товарищ».

Проявление силы имана

Раньше мы уже установили, что иман может увеличиваться и укрепляться, и несомненно, этому есть явные признаки в словах и делах человека. И если иман укрепится в сердце человека, то это, безусловно, отражается в его поступках. Иман в поступках подобен крови, которая пронизывает всё тело. Сила имана проявляется в словах и делах, в поведении и поступках, и даже в идеях и мечтах человека!

Примеры проявления силы имана:

1 Быстрое подчинение законам Аллаха

Величайший знак имана в сердце верующего – его соблюдение шариата и отказ от запрещённого Аллахом, как сказал Всевышний Аллах, описывая верующих:

إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَنْ يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ (*) وَمَنْ يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَخْشَ اللَّهَ وَيَتَّقْهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَائِزُونَ

Поистине, когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят только: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими. Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех (Свет, 51-52).

Более того, Аллах сказал, что нет имана у тех, у кого законы Шариата вызывают беспокойство и неудобство, даже если это проявляется только у них в душе:

فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجًا مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью (Женщины, 65).

И истинные верующие, асхабы, да будет доволен ими Аллах, дали нам наилучшие примеры подчинения приказам Аллаха, Велик Он и Славен.

Вспомним, как повели себя женщины ансаров, когда были ниспосланы аяты о хиджабе, и как быстро они подчинились велению Аллаха. Аиша, да будет доволен её Аллах, говорит: «Да, у курайшиток много достоинства, но я не видела женщин лучше, чем женщины ансаров с их подчинением и верой в Книгу Аллаха. Когда в суре «Свет» было ниспослано «… И пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди…», их мужчины пришли к ним и прочитали ниспосланное, и каждый мужчина читал аят своей жене, дочери, сестре и каждой родственнице. И не осталось ни одной из них, кто бы не обернул плащом свою голову и лицо, веруя в то, что ниспослал Аллах» (Тафсир Ибн Касира).

2 Отдаление от любого проявления ширка

Тот, кто уверует, что Аллах – Творец, Податель пропитания, Могучий, Сильный, в Руке которого повеление, будет точно знать, что все творения нуждаются в нём и слабы перед ним, не могут ни помочь, ни навредить даже самим себе, не владеют ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением. И поэтому он, если будет просить, то будет просить Аллаха, если будет искать помощи, будет искать её у Аллаха, если будет искать спасения, будет искать его у Аллаха, если будет уповать, то будет уповать только на Аллаха. Он будет твёрдо убеждён, что Всевышнего Аллаха достаточно для верующего человека, поэтому будет уповать на Аллаха и доверится Ему, ведь сказал Аллах:

أَلَيْسَ اللَّهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ

Разве Аллаха не достаточно Его рабу? (Толпы, 36).

Он будет с верой и иманом помнить слова своего Господа:

وَإِنْ يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ وَإِنْ يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь (Скот, 17), и будет обращаться к своему Господу в случае беды или нужды.

Если такой человек клянётся, то он клянётся Аллахом, потому что знает:

مَنْ حَلَفَ بِغَيْرِ اللَّهِ فَقَدْ أَشْرَكَ

Тот, кто поклянётся не Аллахом, совершит ширк (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хиббан, Аль-Альбани и Шуайб Аль-Арнаут сочли достоверным).

Такой человек не верит в приметы, потому что знает:

الطِّيَرَةُ شِرْكٌ

Вера в дурные предзнаменования – ширк (Абу Давуд, Ибн Маджа и др., достоверный хадис).

Он уповает на Аллаха, думает о Нём хорошее и доволен Его предопределением, и знает, что

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ

Аллах не прощает, если кто-то придаёт Ему сотоварища (Женщины, 48 и 116).

И верующего больше всего заботит очистить свою душу от ширка, который выводит человека из ислама, и подвергать  своё сердце и своим поступки постоянным проверкам, чтобы не допускать в них никаких форм многобожия.

В общем, дела истинно верующего, как внешние, так и внутренние, стоят на фундаменте таухида и чисты от  любых пятен ширка.

3 Противостояние наущениям шайтана

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:

يأتي الشيطان أحدكم فيقول: من خلق السماء؟ من خلق الأرض؟ فيقول: الله، فيقول: من خلق الله؟ فمن وجد من ذلك شيئا فليقل: آمنت بالله ورسله

«К кому-то из вас шайтан приходит и спрашивает: Кто сотворил небо? Тот отвечает: Аллах! Тогда шайтан спрашивает: А кто сотворил Аллаха?. И пусть тот, с кем случится что-то подобное, говорит: Я уверовал в Аллаха и Его посланников» (Муслим).

Если верующему придёт что-то из наущений шайтана, например, сомнения в религии или поклонении, он должен немедленно отстранить его, не расслабляясь и не поддаваясь этому наущению. Он должен прибегнуть к Аллаху для защиты от наущения и разрушения козней.

4 Любовь в Аллахе и братское отношение к верующим         

Одним из величайших признаков силы и здоровья имана является любовь верующего к своим братьям по религии, в особенности праведным и богобоязненным. Он желает им того же, что и себе, ведь сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم:

لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ، حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ

Не уверует никто из вас, пока не будет желать своему брату того же, что и себе (Аль-Бухари и Муслим), он старается помочь им, сопереживает их трудностям, печалится из-за их бед так, что он и они становятся подобны одному телу:

مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ، وَتَرَاحُمِهِمْ، وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالسَّهَرِ وَالْحُمَّى

В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой (Аль-Бухари, Муслим).

الْمُؤْمنُ للْمُؤْمِن كَالْبُنْيَانِ يَشدُّ بعْضُهُ بَعْضاً

Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга (Аль-Бухари, Муслим).

И он относится к своим братьям-верующим как с себе самому и своим родным, и того, что желает себе и своим близким из получения благ и спасения от зла, он желает и им, и того, чего не хочет для себя и своих близких, из зла и потери благ, он не хочет и им. Это сущность имана и признак его полноты, от которого зависит степень имана.

Как же много прекрасных примеров, демонстрирующих исламское братство и любовь в Аллахе оставили для нас истинные верующие этой Уммы со времён салафов до наших дней.

2
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Donald Duck
Гость
Donald Duck

Окончание текста напомнило, что мусульмане сегодня совершенно не понимают смысла слова братство. Даже те кто читает Коран и Хадисы. Нет в их парадигме сострадания, соучастия, взаимопощи за пределами свадеб и похорон. Как будто этого вообще в мире нет.

Странно, но похоже, что людям надо заново разъяснять, что такое братство и сестринство, используя как основу религиозные тексты, подкрепляя примерами и терминами из окружающей реальности.

Donald Duck
Гость
Donald Duck

Враги Аллаха и всех мусульман из правящей семейки ОАЭ:

http://kavkazcenter.com/russ/content/2020/04/09/118894/oae-predlozhili-asadu-3-mlrd—dollarov-chtoby-vozobnovit-nastuplenie-na-idlib.shtml