5 Ненависть к врагам Аллаха и отдаление от них
К величайшим результатам имана, которые явно видны в верующем, относится его любовь и лояльность (валяъ) Аллаху, Велик Он и Славен, Его посланнику и верующим:
إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ
Поистине, вашим другом является Аллах, Его посланник и те, кто уверовал (Трапеза, 55).
Валяъ Аллаху – это любовь к Аллаху, помощь Его религии, любовь и помощь тем, кто покорен Ему.
Бараъ (непричастность) – это ненависть к врагам Аллахам и борьба с ними.
Как сказал Всевышний Аллах:
لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءهُمْ أَوْ أَبْنَاءهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ
Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. (Препирательство, 22).
Некоторые учёные сказали, что этот аят был ниспослан по поводу Абу Убайды Амира ибн Аль-Джарраха, который в битве при Бадре убил своего отца-мушрика. И поэтому сказал Умар: Если бы Абу Убайда был жив, я бы оставил его после себя халифом».
И Аллах сказал:
أُوْلَئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ
Аллах записал в их сердцах иман и укрепил их духом от Него (Препирательство, 22), то есть у тех, кто не любит тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, записан в сердцах иман и дана ясная убеждённость в истине.
6 Благой нрав
Так же как иман является силой, удерживающей от порицаемых нравственных качеств, он также является силой, побуждающей к похвальным поступкам и благонравию. Пророк, صلى الله عليه وسلم, ясно дал знать, что сильный иман обязательно порождает благородной поведение, а источником нравственного падения является слабость имана, как это и произошло с мусульманами в наше время. По мере ослабления имана усиливается зло и углубляется падение нравов.
И поэтому когда Аллах Всевышний хочет призвать Своих рабов к благому и удержать их от плохого, он обращается к ним, упоминая иман, который безусловно ведёт к послушанию и покорности приказам и запретам. Так Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ
О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми (Покаяние, 119).
7 Стойкость перед лицом испытаний и искушений
Сказал Всевышний Аллах:
أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ* وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? (Паук, 2).
Аллах, Велик Он и Славен, испытывает, насколько искренне Его рабы веруют в Него и выявляет истинную сущность их сердец в ситуациях, когда они подвергаются искушениям как добром, так и злом, как благами, так и бедами. Сказал Аллах:
وَنَبْلُوكُم بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً
Мы испытываем вас добром и злом для проверки… (Пророки, 35).
Верующий же вооружён оружием имана как в радости, так и в горе, в тяжёлые и лёгкие времена, он горд своей религией и не отступается от неё и на пядь, сталкиваясь со страстями и прелестями дунья он твёрдо стоит на почве имана, и его не колеблят ураганы желаний и перепады настроения, его позицию не меняют ни искушения, ни желание подражать другим, не обращая внимание на их слова и дела, беря в спутники себе страх перед Аллахом где бы он ни находился.
Отсюда понятна мудрость Аллаха, заключённая в большом количестве искушений и испытаний в конце времён. Причиной этого является множество тех, кто называет себя верующими, кто собирается под знаменем ислама, и они подобны пене своим количеством, однако они будут меньшинство среди тех, кто поможет религии Аллаха, возвысит Его слов и будет вести джихад ради Его довольства. И Аллах непременно выявит их сущность, продемонстрирует то, что скрыто в них и отличит мерзкого от благого, как сказал Он:
مَا كَانَ اللّهُ لِيَذَرَ الْمُؤْمِنِينَ عَلَى مَآ أَنتُمْ عَلَيْهِ حَتَّىَ يَمِيزَ الْخَبِيثَ مِنَ الطَّيِّبِ
Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого. (Семейство Имрана, 179), то есть в вашем положении, когда всё благополучно и дела идут по привычной колее, и людям легко заявлять о своём имане. Так что необходимы испытания и проверки, в результате которых искренний отличится от лживого, мерзкий от благого
ليَهْلِكَ مَنْ هَلَكَ عَن بَيِّنَةٍ وَيَحْيَى مَنْ حَيَّ عَن بَيِّنَةٍ
дабы тот, кто погиб, погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности (Добыча, 42).
И в наше время, когда ведётся война с исламом и мусульманами, и враждебные народы набросились на неё со всех сторон, как набрасываются едоки на блюдо с едой, всё это является результатом слабости, постигшей сердца многих мусульман, за исключением тех, кто выделяется искренностью имана, гордостью за свою религию, отстаиванием своих убеждений, при большом количестве искушений, соблазнов и заблуждений.
Примером этого может служить то, что мы видим сегодня, как мусульманки придерживаются своей добродетели, хиджаба, ухода за домом, противостоя призывам к освобождению, цивилизации и смешиванию между женщинами и мужчинами. Эти опасные современные призывы, которые соблазнили многих слабых иманом мужчин и женщин, которые последовали за этими заблуждениям, поддерживая их и призывая к ним других.
Методы увеличения и укрепления имана
1 Приобретение полезного знания
А это опирающееся на Книгу Аллаха и Сунну Его посланника صلى الله عليه وسلم знание в вопросах вероубеждения, дозволенного и запретного, и различных видов благих дел, любимых Аллахом. И тот, кто обладает этим знанием, имеет величайшее из средств для увеличения имана, и любой, кто поразмыслит над текстами Курана и Сунны, поймёт это.
Сказал Всевышний:
وَلِيَعْلَمَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ أَنَّهُ الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَيُؤْمِنُوا بِهِ فَتُخْبِتَ لَهُ قُلُوبُهُمْ وَإِنَّ اللَّهَ لَهَادِ الَّذِينَ آمَنُوا إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
… чтоб знали те, кому даровано знание, что это – истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь (Хаддж, 54).
И сказал Он:
يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ
Аллах возвысит по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете (Препирательство, 11).
И в обоих «Сахихах» от Муавии, да будет доволен им Аллах, приводятся слова Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم:
مَنْ يُرِدِ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ
«Того, кому Аллах желает блага, Он наделяет пониманием религии«.
А в «Муснаде» имама Ахмада и других сборниках хадисов от Абу Ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, приводятся слова Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم:
مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَطْلُبُ فِيهِ عِلْمًا سَلَكَ اللهُ بِهِ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ، وَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا رِضًا لِطَالِبِ الْعِلْمِ، وَإِنَّهُ لَيَسْتَغْفِرُ لِلْعَالِمِ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ، حَتَّى الْحِيتَانُ فِي الْمَاءِ، وَفَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِ الْقَمَرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ، إِنَّ الْعُلَمَاءَ هُمْ وَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ، لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا، وَإِنَّمَا وَرِثُوا الْعِلْمَ، فَمَنْ أَخَذَ بِهِ، أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ
Тому, кто выйдет в дорогу в поиске знания, Аллах облегчит дорогу в Рай, и ангелы складывают свои крылья из-за довольства ищущим знание. Поистине, просят прощения грехов учёного те, кто в небесах и на земле, вплоть до рыб в воде. Превосходство учёного над поклоняющимся подобно превосходству луны над остальными планетами. Поистине, учёные – наследники пророков, которые не оставили после себя ни динара, ни дирхама, а только знание. И тот, кто возьмёт это знание, возьмёт огромный удел» (Ахмад, Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Альбани счёл достоверным).
Ат-Тирмизи и другие передали от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:
فَضْلُ العَالِمِ عَلَى العَابِدِ كَفَضْلِي عَلَى أَدْنَاكُمْ. إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ وَأَهْلَ السَّمَوَاتِ وَالأَرَضِينَ حَتَّى النَّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتَّى الحُوتَ لَيُصَلُّونَ عَلَى مُعَلِّمِ النَّاسِ الخَيْرَ
Превосходство учёного над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым низким из вас. Поистине, Аллах, Велик Он и Славен, Его ангелы, обитатели небес и земли, вплоть до муравьев в их жилищах и рыб просят благословения для того, кто обучает людей благому. (Ат-Тирмизи назвал хорошим достоверным).
И вот некоторые высказывания о достоинствах знания и учёных людей в этой жизни и в Ахирате:
Сказал Аль-Аджурри в предисловии своей книги «Нравственные качества учёных»:
Поистине, Аллах, Велик Он и Славен, выбрал из Своих творений любимых и наставил их на веру, затем из числа верующих выбрал любимых и оказал им милость, обучив их Писанию и мудрости, дав им понимание религии и знание толкования, тем самым возвысив их над остальными верующими. (1/15).
Следует иметь в виду, что знание само по себе является не целью, но средством к величайшей из целей – поклонению Аллаху поступками, сказал Всевышний:
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ
Подлинно, Мы ниспослали тебе Писание с Истиной, так поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру (Толпы, 2).
И всё, что сообщается о достоинствах знания, верно лишь с той точки зрения, какие поступки оно налагает на человека.
И шариатские тексты содержат угрозы тому, кто не поступает в соответствие со своим знанием, и что учившийся человек будет спрошен о том, как он использовал своё знание.
Сказал Всевышний Аллах:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ* كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ
О те, которые уверовали, почему вы говорите то, чего не делаете?! Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете! (Ряды, 2-3).
А Аль-Хасан Аль-Басри сказал: Есть два вида знания: знание в сердце и знание на языке, и знание сердца – это полезное знание, а знание на языке – это довод Аллаха против человека.
Более того, дела различаются по степени совершенства и достоинств, и даже того, будут ли они приняты Аллахом в зависимости от того, насколько совершающий их обладает знанием. Сказал Ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах:
Поступки различаются в том, будут они приняты Аллахом или отвергнуты в зависимости от их соответствия или несоответствия знанию, и тот поступок, который соответствует знанию, будет принят, а несоответствующий будет отвергнут. Таким образом знание является мерой и критерием правильности поступков (Мифтах дар ас-саада, 1/82).
Верующему необходимо знание о том, с чем пришёл Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, которое даст ему убежденность и будет его оружием против обмана ложных доводов и соблазна страстей, особенно в это время, когда так распространились искушения и взгляды, лишенные обоснований. И верующий может спасти свой иман только если будет обладать знанием, способным защитить его иман и богобоязненность.
Увеличение имана благодаря знанию принимает несколько форм:
1 Человек отправляется на исламскую учёбу.
2 Посещает кружки, организованные для изучения ислама.
3 Увеличивает свои знания об Аллахе и Его шариате.
4 Применяет то, что выучил, в жизни.
5 Передает свои знания другим.
6 Проявляет терпение и стойкость в призыве к Истине.
Это разные стороны увеличения имана по причине знания и его поиска. Разделов же исламского знания, увеличивающего иман, очень много, и мы упомянем лишь несколько:
1 Чтение Корана и размышление над ним
Несомненно, важнейшая дверь знания – это изучение Книги Аллаха с понимание и размышлением. Посредством этого увеличивается и укрепляется иман. Сказал Аллах:
وَلَقَدْ جِئْنَاهُم بِكِتَابٍ فَصَّلْنَاهُ عَلَى عِلْمٍ هُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
Мы принесли им Писание, которое разъяснили на основании знания, как верное руководство и милость для верующих людей. (Преграды, 52).
И Всевышний Аллах сообщил, то ниспослал Коран для люди размышляли над его аятами:
كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُوا الْأَلْبَابِ
Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание. (Сад, 29).
И сказал Всевышний, подтверждая, что Коран увеличивает иман верующих:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ
Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа. (Добыча, 2).
Сказал Ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах:
Если бы люди знали, что содержит в себе чтение Корана с размышлением, они бы оставили все свои дела и занимались только этим. И если бы человек читал Коран вдумчиво, то доходя до аята, в котором он нуждается для излечения сердца, он бы повторял его даже сто раз и даже ночью. Прочитать один аят с размышлением и пониманием лучше, полезнее для сердца, сильнее для имана и чувства сладости от чтения Корана, чем прочитать весь Коран без размышления и понимания. (Мифтах дар ас-саада, 1/187).
Оставить комментарий