Мы уже говорили, что Бану Курайза (بنو قريظة), последнее иудейское племя, оставшееся в Медине, участвовало в Битве у рва на стороне курайшитов и племени Гатафан. Давайте вернемся назад к разговору, произошедшему между Хуайем ибн Ахтабом и Каабом ибн Асадом, главой племени Бану Къурайза. Хуай ибн Ахтаб принадлежал к племени Бану Ан-Надыр, и мы уже знаем, как они были осаждены и затем были вынуждены уйти. Некоторые иудеи ушли в Шам, а другие направились в Хайбар.
Хуай ибн Ахтаб был одним из тех, кто остался в Хайбаре, и он продолжил войну против Посланника Аллаха, ﷺ. Он был тем, кто однажды разговаривал с Абу Ясиром в тот день, когда Посланник Аллаха прибыл в Медину. Абу Ясир спросил его, является ли Мухаммад настоящим пророком. Хуай ответил: “Да, это он.” Абу Ясир спросил его, уверен ли он в этом. Хуай ответил: “Да, я абсолютно уверен в этом.” Абу Ясир спросил: “Что же ты тогда собираешься делать?” Хуай ответил: “Я буду его врагом до конца моей жизни!” Он знал правду!
И Хуай ибн Ахтаб остался верен своему злосчастному обещанию, он отправился к Каабу ибн Асаду, одному из предводителей Бану Курайза. Когда Кааб увидел, как Хуай приближается, он запер ворота. Хуай стал стучать в ворота и вопить: “Открой мне, будь ты проклят!” Кааб ответил: “Будь ты проклят, Хуай, ты плохой человек и приносишь несчастье! Я заключил договор с Мухаммадом, и не собираюсь нарушать его. Я никогда не видел в нем ничего кроме надежности и правдивости”. Хуай крикнул: “Будь ты проклят, открой мне, чтобы я смог поговорить с тобой!” Кааб ответил: “Я не открою тебе!” Тогда Хуай оскорбил Кааба следующим трюком: “Я клянусь, что причина по которой ты не открываешь мне ворота, в том, что ты боишься, что я разделю с тобой твой обед!” Это устыдило Кааба и он впустил Хуайя. Хуай сказал: “Я принес тебе славу всех времен и море благих вестей”. Кааб спросил: “О чем ты тут говоришь?” Хуай сказал: “Я привел к тебе курайшитов с их вождями и знатью, которых я оставил стоять лагерем у источников Румы вместе с племенем Гатафан с их вождем и знатью, которых я оставил выжидать рядом с Ухудом. Они заключили договор, что не уйдут пока полностью не уничтожат Мухаммада и его последователей”.
Кааб ответил ему: “Я клянусь Аллахом, то, что ты принес, это вечный позор, облако, которое потеряло свой дождь, поэтому оно гремит и сверкает молниями, но в нем ничего нет. Будь ты проклят, о, Хуай, оставь меня в покое, чтобы я соблюдал мой договор с ним! Я знаю Мухаммада лишь как надежного и честного человека”.
Однако Хуай не желал слышать подобный ответ, он продолжал настаивать, чтобы Бану Курайза нарушили свой договор с Мухаммадом. Это показывает, насколько коварным был этот иудей.
Итак, битва Хандак была окончена, и Посланник Аллаха, ﷺ, направился домой, снял доспехи и искупался. Аиша передала в хадисе, приведённом в «Сахихе Аль-Бухари: “Когда Посланник Аллаха, ﷺ, вернулся с битвы у рва, он снял доспехи и искупался, но затем пришел ангел Джибриль, и сказал: “Ты сложил свое оружие, однако мы еще не сложили наше, ступай к ним”. Посланник Аллаха спросил: “Куда?” Джибриль ответил: “Туда” и он указал рукой в сторону Бану Курайза». Посланник Аллаха и мусульмане были очень измотаны за время событий у рва, они сильно страдали, голодали и терпели холод. И теперь, когда они наконец смогли найти время для отдыха, приходит ангел Джибриль и велит им без промедления атаковать иудеев Бану Курайза, потому что время для отдыха еще не пришло.
Посланник Аллаха, ﷺ, понял, что вопрос крайне срочен и не терпит промедления, и приказал сподвижникам: “Не совершайте молитву аср кроме как у поселений Бану Курайза”.
Итак, сподвижники выступили в поход, однако приближался закат, но они еще не дошли до поселений Бану Курайза. Они стали обсуждать повеление Пророка, ﷺ. Одни сказали, что им надо совершить аср сейчас, потому что уже поздно и что Посланник Аллаха, ﷺ, имел в виду под своими словами, что им надо поспешить. Другие сказали: “Нет, мы совершим молитву аср только когда будем у поселений Бану Курайза как нам повелел Пророк”. Когда они позже рассказали об этом Посланнику Аллаха, ﷺ, он не стал порицать никого из них. Это значит, что разногласия в шариате были и всегда будут, однако до тех пор, пока мы прилагаем все свои усилия и стараемся поступить так, как мы считаем правильным, на нас нет греха. Нам не следует обвинять людей в ошибках, вероятно, обе стороны правы. В фикхе предоставляется выбор для различной интерпретации, однако нам следует следовать тому мнению, которое мы беспристрастно считаем правильным.
Посланник Аллаха осадил Бану Курайза. Аллах сказал:
Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх будет доволен им Аллах. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен. Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь. (Сонмы, 26-27).
Аллах бросил в их сердца ужас. Осада продлилась 25 или 27 дней.
Кааб ибн Асад собрал своих людей и предоставил им выбор. Он сказал: “Вы знаете, в каком тяжелом положении мы сейчас находимся, я предлагаю вам на выбор три возможности. Первое – это уверовать в этого человека, Мухаммада и последовать за ним, клянусь Аллахом, сейчас мы убедились, что он настоящий пророк и он послан Аллахом. Поистине, он тот, кто описан в нашем Писании, и если вы сделаете это, вы спасете свои жизни и защитите своих детей и семьи”.
Иудеи возразили этому и заявили: “Мы никогда не оставим наше Писание и не заменим его ничем другим”.
Кааб сказал: “Учитывая, что вы отказываете мне в этом выборе, тогда я предлагаю вам, чтобы мы сами убили наших женщин и детей и вышли для сражения с Мухаммадом и его последователями. Если мы сделаем это, мы сможем сражаться намного сильнее, учитывая, что нам не о ком будет беспокоиться позади нас. Мы сможем сражаться с ним, пока Аллах не рассудит между нами. Если же мы будет побеждены, тогда мы встретим смерть без всякого волнения за наше потомство. С другой же стороны, если мы победим, мы скоро найдем себе новых женщин и заведем новых детей”.
Иудеи сказали: “Какова же будет цель нашей жизни, если мы убьем этих бедных женщин и детей?”
Кааб сказал: “Если вы отказываетесь и от этого выбора тоже, то, учитывая, что сегодня субботняя ночь, и, вероятно, Мухаммад и его последователи ослабили своим посты, думая, что мы не предпримем ничего серьезного в субботную ночь, я предлагаю вам напасть на них врасплох и биться с ними до самого конца”.
Они сказали: “Ты хочешь нарушить нашу субботу и осквернить её так, как еще никогда не прежде никто не делал, кроме тех, о которых ты знаешь, которые были наказаны?!” Один из иудеев по имени Наббаш ибн Кайс сказал: “Как же ты рассчитываешь, что мы сможем напасть на них врасплох, когда ты видишь, что они каждый день становятся все сильнее и сильнее? В первые дни осады они находились на своих постах только днем, а ночью они уходили. Теперь же мы видим, что они держат осаду и днем, и ночью. Мы уже не сможем застать их в расплох». Кааб ибн Асад сказал: “Никто из вас никогда не принял ни одного твердого решения с момента своего рождения!”
Итак, теперь иудеи стали думать о капитуляции. Они послали гонца к Абу Любабе, одному из сподвижников Посланника Аллаха, ﷺ, который был их другом во времена джахилийи. Они спросили его совета. Он пришел к ним, и иудеи вышли к нему со своими плачущими женами и детьми. Это было очень эмоциональное зрелище. Они спросили Абу Любабу: “Что по твоему мнению сделает с нами Мухаммад, если мы сдадимся?” Абу Любаба поднес руку к своему горлу и сделал жест, подразумевающий казнь. Как только он сделал это, он мгновенно осознал, что он предал Аллаха и Его Посланника. Ему не следовало этого делать.
Он в отчаянии бросился назад домой, привязал себя к столбу в мечети Пророка, ﷺ, и сказал: “Я не развяжу себя, пока Всевышний Аллах не примет мое раскаяние!” Абу Любаба находился связанным в мечети шесть дней, во время каждой молитвы приходила его жена и развязывала его, а после молитвы связывала его обратно. Это продолжалось до тех пор, пока однажды ночью Посланник Аллаха, ﷺ, находился в доме Умм Саламы, и он неожиданно улыбнулся. Она спросила: “О Посланник Аллаха, в чем дело?” Он сказал: “Всевышний Аллах принял покаяние Абу Любабы”. Умм Салама спросила: “Не следует ли мне пойти и передать ему благие вести?” Посланник Аллаха сказал: “Да, если ты этого хочешь”. Она открыла дверь своей комнаты, которая была прямо напротив середины мечети и обрадовала Абу Любабу вестями о прощении его греха. Сподвижники бросились к нему чтобы развязать его, но он возразил: “Не делайте этого, пока не придет сам Посланник Аллаха и лично не развяжет меня.” Когда Посланник Аллаха, ﷺ, отправился на утреннюю молитву, он развязал Абу Любабу. Сегодня в мечети Пророка есть опорный столб и его назвали “столбом раскаяния”. Именно к нему и привязал себя Абу Любаба, да будет им доволен Аллах.
Однако Бану Курайза, несмотря на то, что они получили недвусмысленный намек, все равно решили капитулировать, но с условием, что Са’д ибн Му’аз будет тем, кто примет решение по их поводу. Во времена джахилийи Са’д был их союзником. Итак, иудеи сдались и были связаны, и Са’д ибн Му’аз, да будет доволен им Аллах, получил полное право решить их судьбу.
Са’д ибн Му’аз был ранен во время битвы Хандак, стрела попала ему в руку. Тогда Са’д сделал дуа: “О мой Господь, если нам суждено снова сражаться с курайшитами, сохрани мне жизнь для этой битвы. Нет другого народа против которого я желаю сражаться на Твоем пути сильнее, чем против тех, кто воспротивился Твоему Посланнику, отверг его и изгнал его из Твоего города! Если Ты пожелал, чтобы это сражение между нами и ими было последним, тогда я молю Тебя, о мой Господь, сделать эту мою рану моей дорогой к шахаде! Однако не дай мне умереть, пока я не увижу хороший для ислама конец в нашем делем с Бану Курайза!”
Са’д ибн Му’аз был очень рассержен тем, что сделали иудеи, когда они подло предали Посланника Аллаха, ﷺ, в один из тяжелейших моментов. Посланник Аллаха приготовил для Са’да палатку в мечети Пророка, и его положили туда чтобы за них ухаживали, и Посланник Аллаха, ﷺ, приходил и навещал его. Рана Са’да ибн Му’аз а была уже немного лучше, однако он не мог самостоятельно передвигаться. Его отнесли к месту где собрались Посланник Аллаха, ﷺ, мусульмане и иудеи.
Пока Са’да несли, его соплеменники из племени Аус просили его быть помягче и давали ему советы. В одной из версий сообщается, что ауситы пришли к Посланнику Аллаха, ﷺ, и сказали: “Передай нам Бану Курайза, как ты передал Бану Кайнука нашим братьям из племени Хазрадж”. Бану Кайнука были переданы Абдуллаху ибн Убайю, главе лицемеров и он отпустил на свободу. Учитывая, что ауситы и хазраджиты соревновались во всем, племя Аус хотело получить эту возможность. Тогда Пророк передал судьбу иудеев в руки Са’да ибн Му’аза, главы племени Аус. Когда соплеменники Са’да советовали и просили его быть милосердным, Са’д молча слушал их советы. В конце он промолвил: “Пришло время для Са’да не обращать внимания на возможную критику ради довольства Аллаха!” Как только он сказал эти слова, некоторые ауситы ушли назад выражая свои соболезнования, говоря, что он собирается казнить иудеев.
Слова Са’да означали, что он сделает то, что обрадует Всевышнего Аллаха, и не будет обращать внимание на последствия и всё остальное. Oн дал ясно понять, что он не собирается обращать внимание на то, что скажут люди. Этих слов было для сподвижников вполне достаточно. Они все прекрасно знали, что преступления, совершенные иудеями Бану Курайза были достаточны, чтобы предать их высшей мере наказания.
Са’да внесли, и Посланник Аллаха, ﷺ, сказал людям: “Встаньте перед вашим господином”. Мы знаем, что Посланник Аллаха не одобрял вставание своей Уммы перед своими правителями. Однако эта ситуация была особенной. Тут он велел сподвижникам встать перед Са’дом ибн Му’азом, и они все встали в два ряда. Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Эти люди согласились принять твоё решение». Са’д глянул в сторону иудеев и спросил: “Примете ли вы мое решение?” Они ответили: “Да, мы принимаем”. Затем он указал в сторону мусульман и спросил: “Принимаете ли вы тоже мое решение?” Он не посмотрел в сторону мусульман из-за Посланника Аллаха, он был слишком смущен и чувствовал неудобство задавая подобный вопрос Посланнику Аллаха, ﷺ. Поэтому из-за уважения к нему, он не посмотрел на него. Посланник Аллаха ответил: “Да, мы принимаем”.
Это был критический момент, учитывая, что это решение должно было решить судьбу целого племени, которое проживало в Медине уже сотни лет. Са’д ибн Му’аз сказал: “Я выношу решение, что способные к сражению мужчины Бану Курайза должны быть казнены, а женщины и дети будут обращены в рабство!” Посланник Аллаха сказал: “Ты рассудил в соответствии с решением Всевышнего Аллаха”. Это было решение которое понравилось Аллаху. Рассказ об этом приводят Аль-Бухари и Муслим.
Сподвижники отделяли мужчин от детей следующим образом: они смотрели росли ли у борода и усы, или волосы на лобке. Передано в «Сунан» Абу Давуда, что Атыййа Аль-Къуразы (عَطِيَّةُ الْقُرَظِيُّ) сказал: “Они (т.е. сподвижники) смотрели, и того, у кого на лобке уже росли волосы, казнили, а того, у кого не росли, не казнили. Я был среди тех, у кого ещё не было там волос”. Численность казненных иудеев по разным оценкам была от 400 до 900 человек.
Лишь одна женщина была казнена и это потому что она убила одного из сподвижников, сбросив на него с крепостной стены жернов от ручной мельницы. Эта женщина сидела с Аишей, да будет доволен ею Аллах, и Аиша не имела никакого представления, что она совершила. Эта иудейка сидела, смеясь и шутя, и вдруг неожиданно выкрикнули её имя. Аиша спросила: “Почему они выкрикивают твое имя?” Иудейка сказала: “Они хотят убить меня”. Аиша спросила: “Почему же они хотят тебя казнить?” Она ответила: “Из-за преступления что я совершила”. Аиша сказала о ней: “Я никогда не забуду, как стойко она себя вела, несмотря на то, что она знала, что её казнят”.
Итак, все мужчины иудеи были казнены кроме тех нескольких из них, кто принял ислам. Эти принявшие ислам иудеи получили те же права что и остальные члены Уммы, в исламе нет места расизму.
Одна из женщин, её звали Райхана, стала рабыней Посланника Аллаха, ﷺ. Пророк призвал её к исламу, в начале она отказалась, но в итоге она поменяла свое мнение и приняла ислам. Посланник Аллаха, ﷺ, предоставил ей выбор, остаться рабыней или получить свободу и выйти за него замуж. Она предпочла остаться рабыней, и она была ей до самой кончины Посланника Аллаха, ﷺ.
Один из сподвижников, Сабит ибн Кайс (ثابت بن قيس) попросил пощады для одного иудея, потому что этот мужчина оказал этому сподвижнику услугу во времена джахилийи. И Сабит хотел отплатить этому иудею добром за добро. Он отправился к Посланнику Аллаха, ﷺ, с просьбой помиловать этого иудея по имени Зубайр ибн Бата. Зубайр был стариком, который к тому времени уже ослеп. Посланник Аллаха согласился, но затем Зубайр сказал Сабиту: “Что делать со своей жизнью старику, у которого нет ни сына, ни семьи?” Тогда Сабит пошел к Посланнику Аллаха и попросил отпустить на свободу его жену и детей. Посланник Аллаха снова согласился. Тогда Зубайр спросил: “Что же станет с семьей в Хиджазе, у которой нет имущества, как же им выжить?” Тогда Сабит снова отправился к Посланнику Аллаха и попросил вернуть этому старику его имущество. Посланник Аллаха снова согласился.
Итак, теперь Зубайр был свободен, его жена и дети тоже были отпущены на свободу и ему вернули его имущество. Однако затем Зубайр спросил Сабита: “Что стало с Каабом ибн Асадом, чье лицо было подобно зеркалу которое отражает лица девушек его племени?” Сабит ответил: “Он был казнен”. Зубайр спросил: “Тогда что стало с нашим авангардом в атаке и нашим защитником в беде Аззалом ибн Шимуалом?” Сабит ответил: “Он был казнен”. Зубайр спросил: “Тогда что произошло с двумя советниками?” Сабит ответил: “Они были казнены.” Тогда Зубайр сказал: “Тогда я прошу тебя, о Сабит, твоим обязательством ко мне, позволить мне присоединиться к моим людям, сейчас для меня в жизни нет уже блага, потому что они погибли, и я не могу откладывать мою разлуку с моими дорогими даже на время, которое нужно чтобы наполнить ведро”. Тогда согласно его желанию Сабит ибн Кайс отсек ему голову. Когда новости об этом дошли до Абу Бакра, он воскликнул: “Клянусь Аллахом, он встретит их в Адском племени, где он будет находиться навечно!”
Четыре пятых части из военных трофеев были разделены между воинами и одна пятая часть была отдана Посланнику Аллаха, ﷺ, и Ибн Исхак передал как Посланник Аллаха распорядился ею.
Ибн Исхак пишет: “Посланник Аллаха отправил Саида ибн Зайда вместе с пленными из племени Бану Курайза в Неджд, где Саид продал их в обмен на лошадей и оружие. Посланник Аллаха оставил себе одну из их женщин, Райхану. Посланник Аллаха, ﷺ, был с ней пока он не скончался, и она все еще была в его доме. Он предложил ей принять ислам, однако она отказалась. В итоге она приняла веру и это сильно обрадовало Посланника Аллаха. Он предложил ей свободу и брак с ним, однако она предпочла оставаться его рабыней, посчитав что это будет для нее легче. Она оставалась с ним, пока Посланник Аллаха не скончался”.
Ислам настолько изменил положение рабов, что тут мы имеем дело с женщиной, которая предпочла рабство вместо свободы.
Уроки
Почему наказание иудеев было таким суровым? Почему были казнены от четырех до девяти сотен мужчин? Почему женщины и дети иудеев были обращены в рабство? Почему их имущество было отобрано? Мы можем ответить на эти вопросы одним словом и это – «измена», предательство. Бану Курайза были гражданами исламского государства в Медине, и они совершили предательство, и это общепринятое правило, что наказание за подобное преступление должно соответствовать тяжести преступления. Иудеи совершили предательство по отношению к Посланнику Аллаха, ﷺ! Тут мы имеем дело не с обычным человеком, правителем или королем. Мухаммад был самым любимым для Аллаха творением, и иудеи предали его. Они лгали ему и плели против него нити заговора. Ибн Касир пишет: “Все это было по причине их неверия, нарушений всех договоров между ними и Посланником Аллаха, ﷺ, и их союзничества с враждебными племенами против него. Ничто из этого не принесло иудеям никакого блага, а лишь гнев Аллаха и Его Посланника. Плохая сделка для них в этом мире и следующем”.
Са’д, да будет доволен им Аллах, отказался проявить снисхождение в своем решении, потому что он знал, что снисходительность в подобных вопросах – это слабость, а не признак милосердия. В подобных ситуациях нам надлежит быть твердыми. В представлении некоторых мусульман нам надо быть мягкими, чтобы ислам не получил плохую репутацию. Они хотят, чтобы люди думали, что ислам мирная и толерантная религия, и они хотят, чтобы нас не называли террористами. Это признак слабости. Мы видим, что правители мусульман проявляют мягкость, а враги в ответ становятся надменными. Иногда надо использовать меч, а иногда мудрое слово. Иногда перо, а иногда меч, все зависит от ситуации. Усман ибн Аффан сказал: «Властитель удерживает от запретного больше людей, чем Коран». То есть иногда Аллах может привести в исполнение некоторые задачи Своей религии через правителя, через власть, которые не могу быть достигнуты посредством Корана.
В словах Са’да есть для нас некоторые уроки. Когда он сказал: “О мой Господь, если нам суждено снова сражаться с курайшитами, сохрани мне жизнь для этой битвы. Нет другого народа против которого я желаю сражаться на Твоем пути сильнее, чем против тех, кто воспротивился Твоему Посланнику, отверг его и изгнал его из Твоего города!” Са’д, будучи вождем одного из племен из ансаров, желал продолжить сражаться с курайшитами, если еще было суждено воевать с ними. Он хотел выполнить до конца свою клятву защищать Посланника Аллаха, ﷺ. Затем он сказал: “Если Ты пожелал, чтобы это сражение между нами и ими было последним, тогда я молю Тебя, о мой Господь, сделать эту мою рану моей дорогой к шахаде!” Тут он просит Аллаха забрать его душу, если уже не будет больше сражений с курайшитами. Это показывает нам, что Са’д ибн Му’аз не имел другой цели в своей жизни, кроме джихада на пути Аллаха. Он не желал жить ради зарабатывания денег или ради женитьбы. Он желал жить ради благородной цели. Затем он сказал: “Однако не дай мне умереть, пока я не увижу хорошего для ислама завершения нашего дела с Бану Курайза!” Бану Курайза были ранее его союзниками, однако сейчас, учитывая, что его лояльность принадлежала Посланнику Аллаха, ﷺ, он попросил Аллаха не дать ему умереть пока он не увидит благой для ислама исход против иудеев Бану Курайза. Субханаллах, Аллах сделал именно его человеком, решившим судьбу иудеев Бану Курайза.
Сражение против Бану Курайза было особенным по ряду следующих причин:
Это сражение было повелено через ангела Джибриля
Джибриль сопровождал мусульман в этой битве. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал в хадисе, который привёл Аль-Бухари: “Я как будто сейчас вижу пыль, поднявшуюся на улицах Бану Ганам из-за марширующих воинов ангела Джибриля, ﷺ, когда Посланник Аллаха, ﷺ, выступил против Бану Курайза”.
Казнь мужчин иудеев из Бану Курайза было повелением Аллаха, объявленным через уста Са’да ибн Му’аза. Это было то, что пожелал сам Аллах.
Эта битва устранила последнее иудейское племя в Медине.
Некоторые из достоинств Са’да ибн Му’аза, да будет им доволен Аллах
Са’д ибн Му’аз, да будет доволен им Аллах, был вождем племени Аус, и после того как он вынес решение по отношению к иудеям Бану Курайза, его рана, которая уже почти зажила, неожиданно снова открылась, и повлекла за собой кончину Са’да ибн Му’аза. Его дуа было исполнено.
Прежде всего, уже не осталось битв против курайшитов, и Са’д умер шахидом благодаря своей ране, и он увидел благой для ислама конец в вопросе Бану Курайза.
Посланник Аллаха, ﷺ, сказал сподвижникам: “Встаньте перед вашим господином.” Са’д был единственным человеком, ради которого Посланник Аллаха, ﷺ, повелел сподвижникам встать.
Когда Посланник Аллаха услышал новости о том, что Са’д ибн Му’аз умирает, он бросился к нему вместе со сподвижниками, и он велел им пойти вместе с ним. Посланник Аллаха так спешил, что обувь сахабов стала рваться, а их одежды падать. Они пожаловались Пророку, и он сказал: “Я хочу побыстрее придти туда, я боюсь, что ангелы придут к нему быстрее, чем мы”. Таким образом, ангелы тоже спешили к Са’ду.
Когда Са’д скончался, его мать стала плакать, и Посланник Аллаха, ﷺ, промолвил: “Каждый оплакивающий переходит границы, кроме матери Са’да.” Посланник Аллаха, ﷺ, имел ввиду, что у нее была причина плакать, потому что Са’д ибн Му’аз был таким выдающимся мусульманином.
Когда сахабы несли носилки с его телом, оно было очень легким. Они рассказали об этом Пророку, ﷺ, и он заметил: “И почему оно не должно быть легким, ведь ангелы, еще никогда не приходившие в этот мир, снизошли с небес чтобы нести тело Са’да ибн Му’аза?!” Вот какой это был сподвижник.
Самым великим достоинством из всех, достоинством, которое мы еще не упоминали, были слова Посланника Аллаха, ﷺ, переданные в «Сахихе» Бухари: “Трон Аллаха сотрясся по причине смерти Са’да ибн Му’аза.” Вот настолько великим сподвижником был Са’д ибн Му’аз, да будет доволен им Аллах. Большинство учёных считают, что это произошло из-за радости Аллаха, Велик Он и Славен. Некоторые из них говорят, что причина того, почему Трон Аллаха пошатнулся, была из-за суматохи которую создали ангелы, несущие Са’да ибн Му’аза.
Посланник Аллаха, ﷺ, никогда не забывал о Са’де. Однажды, когда он получил подарки, среди которых были куски дорогой ткани, сподвижники, еще никогда не видевшие подобной ткани, стали трогать эту ткань руками, восхищаясь её красотой и качеством. Посланник Аллаха заметил: “Вы изумлены насколько нежна эта ткань?” Они сказали: “Да”. Посланник Аллаха сказал: “Салфетки Са’да ибн Му’аза в Раю лучше и мягче, чем эта ткань”.
Когда сподвижники хоронили Са’да, они опустили его тело в могилу и засыпали её, Посланник Аллаха, ﷺ, стоял прямо над могилой и неожиданно его лицо поменялось, и он произнес “Субханаллах” три раза. Сподвижники повторили это за ним. Затем лицо Пророка стало снова обычным, и он промолвил три раза “Аллаху акбар.” Сподвижники спросили его: “Почему ты произнес тасбих, а затем такбир?” Посланник Аллаха, ﷺ, ответил: “Могила сдавила тело Са’да и если был бы кто-нибудь, кто будет избавлен от боли сжатия могилы, то это был бы Са’д”. И затем могила разжалась. Могила сдавливает тело умершего человека, когда он похоронен. Посланник Аллаха, ﷺ, забеспокоился увидев это, но затем, когда могила отпустила тело Са’да, Пророк произнес “Аллаху акбар.”
Мы молим Аллаха спасти нас от наказания в могиле, и мы просим Аллаха сделать наше пребывание в могиле благословенным, потому что праведный раб Аллаха увидит там своё место в Раю, и мы просим Аллаха сделать нас из них, и мы просим Его спасти нас, амин!
Са’д ибн Му’аз был выдающимся сподвижником, он умер в возрасте 37 лет, что значит, что когда Посланник Аллаха совершил хиджру в Медину, Са’ду было 30 лет. Тут мы имеем дело с молодым человеком, который отдал свои лучшие годы ради Аллаха. Вот как надо помогать религии ислама. Это не подобно тому, как комфортно сидеть дома и посещать исламские конференции в пятизвездочных отелях, ехать в мечеть на машине летом, включив кондиционер летом или обогреватель зимой. И затем вы еще считаете, что вы сделали все ради религии Всевышнего Аллаха, не потратив ни цента, и не пролив даже и капли крови.
Ансары не вели себя так, они не жалели ничего ради Аллаха и Его Посланника, ﷺ. Вот почему они и заслужили это имя, “ансары!”
После Битвы у рва Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: “Начиная с этого момента мы будем атаковать их, а не они нас! Мы будем атаковать их!” Таким образом, Битва у рва была поворотным моментом в жизни Посланника Аллаха, ﷺ, и всей мусульманской Уммы, она явилась точкой перехода от оборонительного джихада к наступательному.
Мы просим Аллаха принять наши усилия, мы просим Аллаха сделать нас из числа тех, кто понимает Сунну Посланника Аллаха. И наконец мы молим Аллаха сделать нас из числа тех, кто помогает исламу.
Конец второго цикла из сиры Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Небольшая просьба к нашим читателям сделать дуа за авторов перевода и всех тех, кто помогал и участвовал в этой важной работе. Да наградит вас всех Аллах благом!
Примечание переводчика
На этом заканчивается второй цикл лекций шейха о сире Посланника Аллаха. Существует и третий последний цикл из 18 или 19 лекций, однако я пока не смог найти транскрипцию этих лекций. Переводить сразу же с аудио можно, но занимает много времени, особенно учитывая объем лекций, это примерно 20-25 часов записи. Окончательно пока не обещаю, но я постараюсь их найти в текстовом формате и приступлю к переводу как можно скорее, если пожелает Аллах.
Джазакумуллаху хайран
Джазана уа йякум!
Пусть Аллах عز و حل воздаст благом переводчику и сделает этот труд тяжелыми на Весах его благодеяний. Прошу Всевышнего облегчит в дальнейшем работу и увеличить награду за перевод и сделать полезной для верующих и оградить от того, чтобы ею злоупотреблял кто либо.
да воздаст Аллах благом автору этой сиры и тем кто переводит ее и тем кто доносит до нас. Пусть переводчик не останавливается и продолжит переводить даже если это займет время. Сира это важнейшее знание. Да благословит Аллах всех кто принимает в этом участие