Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый«. [Покаяние, 28].
На протяжении веков основой выживания курайшитов была торговля. Круглый год в Мекку приезжали люди для совершения хаджа или умры, и на этом основывался бизнес курайшитов. Они покупали и продавали, заключали торговые сделки с людьми, которые приезжали в Мекку. Это было всё, что они умели делать, и не знали ничего другого.
И в девятом году хиджры Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, объявил мушрикам, что ни одному многобожнику не будет дозволено войти на священную территорию мекканского харама.
Для людей из племени курайш это было потрясение, это была катастрофа. Ведь не все обитатели Аравии приняли ислам, ислам распространился только в Хиджазе, большая часть арабов по-прежнему оставалась мушриками. Эти люди приезжали, чтобы совершить хадж или умру, и от них зависели средства к существованию курайшитов. И теперь Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, запрещал им приезжать, и это, очевидно, было плохо для экономики мекканцев.
Кстати, не только сегодня людей беспокоят проблемы в экономике, даже в те времена экономика, финансовые ресурсы были одной из главных забот людей. Многие решения, которые принимают политики, основаны на экономических причинах.
Таким образом курайшиты рассуждали в экономических терминах, и говорили, что это немудрое решение. «Как мы будем жить?!»
И ответом на это был аят, который мы прочитали раньше: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми» — это причина, это рассуждение, на котором основан запрет для мушриков заходит на священную мекканскую территорию. Аят говорит, что причиной того, почему им не дозволено заходить в мекканский харам, является их нечистота. Затем Аллах говорит не позволять им приближаться к Запретной мечети после этого года.
Это объявление было сделано в 9-ом году хиджры. И как ответ на жалобы курайшитов, принявших ислам, Аллах говорит: «Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый«.
Это упование на Аллаха, Велик Он и Славен. Если что-то запретно, мы воздерживаемся от этого, если что-то дозволено, мы побуждаем людей к этому – вот на чём мы основываем наши решения, а не на том, принесёт нам это деньги или нет.
Таким образом ислам пришёл, чтобы поменять способ мышления людей. Ведь обычно люди рассуждают с точки зрения материальной выгоды, и большинство решений принимается, исходя из финансовых интересов. Аллах, Велик Он и Славен, говорит им: если вы верите в Аллаха, то Аллах наделит вас.
Конечно, это было тяжело для курайшитов, потому что у них не было опыта или возможности зарабатывать другим образом. Почва в Мекки не подходила для того, чтобы выращивать на ней хоть какие-то растения, это была очень неплодородная, сухая, каменистая земля, на которую редко выпадал дождь. Так что торговля была единственной работой, которую они знали, и теперь им говорили не заниматься ею. Они были озабочены, очень обеспокоены.
Аллах, Велик Он и Славен, сказал им: «Аллах обеспечит вас» – и всё. Аллах обеспечит вас. Давайте будем верить в Аллаха, Велик Он и Славен, давайте делать то, что Он говорит нам… И, кстати, братья и сёстры, это имеет большое значение для нас сегодня. Ведь многие мусульмане, например, используют риба, заключают договоры на процентное кредитование, продают запретные вещи, и причина этого – «только так мы можем заработать деньги». Так что они открывают большие рестораны, они продают вещи, которые являются харамом, и когда ты говоришь им: «Это харам», они отвечают: «А как нам жить?». Также есть люди, которые покупают дома по ипотеке, что является явным риба без всяких сомнений, и говорят: «Как бы мы выжили, мы потеряли бы все наши деньги, если бы продолжали платить квартплату?»
Ответ таким людям это слова Аллаха: «Тому, кто боится Аллаха, Он создаст выход из затруднения и наделит его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» [Развод, 3-4].
Это обещание Аллаха, Велик Он и Славен. Если у нас будет богобоязненность, если мы будем верить в Аллаха, Велик Он и Славен, то вот что произойдёт. Аллах наделит нас. Нам надо уповать на Аллаха, и Он обеспечит нас.
Как же Аллах обеспечил жителей Мекки?
В следующем аяте Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» [Покаяние, 29].
Вот так Ибн Касир начинает описывать события 9-го года хиджры и открывает главу, посвященную походу на Табук [Анвар Аль-Ауляки называет его «битвой при Табуке»] – он делает короткий тафсир этих двух аятов.
Приказ, который Аллах, Велик Он и Славен, дал верующим в аяте 123 суры «Покаяние»: «О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллах – с богобоязненными«.
Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «Сражайтесь с теми, кто находятся вблизи вас«. Кто те, кто находятся вблизи мусульман теперь, в 9-ом году хиджры? Это римляне, потому что Римская империя достигает границ Хиджаза. Так что первый народ, входящий в этот аят, это римляне, потому что когда этот аят был ниспослан, все арабы Хиджаза уже были мусульманами.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, начал самую большую мобилизацию за всю предыдущую историю ислама.
Обычно Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, когда собирался возглавить поход и послать армию, сохранял в тайне цель похода для того, чтобы застать врага врасплох. Однако в этом случае Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, объявил о цели похода с первого же дня.
Почему? Во-первых, потому что мусульманам предстояло столкнуться с новым врагом, с Римской империей. Ситуация была другой, теперь им предстояло сражаться не с племенем, не с людьми, которые происходили из той же среды, что и мусульмане. Это было нечто неизвестно, другая нация. К тому же Римская империя имела широкую известность во всём мире из-за своей силы и мощи, у неё эта репутация была уже целые века. Поэтому Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, с самого начала дал ясно понять, что мусульманам предстояло сражаться с римлянами.
Второй причиной было расстояние. Мусульманам надо было совершить долгое путешествие, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хотел, чтобы они подготовились соответствующим образом. Это не была поездка на небольшое расстояние, и поход требовал большой и тщательной подготовки.
И, в-третьих, это было самое плохое время года для выхода в дорогу. Это была середина лет, было очень жарко, и это был период, когда финики созревают, и это время, когда очень хочется оставаться дома, потому что основой жизни обитателей Медины было сельское хозяйство, и главным в нём были финиковые пальмы. То есть ансары весь год ждали урожая, и теперь должны были уехать из города в тот момент, когда фрукты поспевали на деревьях и не хочется покидать дом – это был очень тяжёлый момент для отъезда.
Однако поход на Табук должен был стать последним большим испытанием, через который мусульманам предстояло пройти до того, как Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, покинет этот мир.
Вы заметите, что поход на Табук представляет собой вершину ислама и самое трудное испытание, которому подвергались мусульмане до того времени. Именно поход на Табук послужил причиной ниспослания аятов о нифаке и имане, о лицемерие и вере, поход на Табук стал критерием различения между истинными верующими и мунафиками.
Это также заключительная глава в истории джихада Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и окончательным законоположениям джахада предстояло быть ниспосланными. Аяты с этими законоположениями отменяли те, что были ниспосланы по этой теме раньше. Также в Табуке предстояло быть ниспосланными аятам, выставляющим на показ мунафиков, хотя явление нифака появилось раньше, в Медине сразу после битвы при Бадре. Так что нифак существовал уже семь лет, однако сура, в которой больше всего говорится о нифаке, это сура «Покаяние», которая была ниспослана в 9-ом году хиджры, когда произошёл поход на Табук, и большинство аятов суры «Покаяние» связаны с походом на Табук.
Таким образом поход на Табук – это крайне важный момент, и это последний период миссии Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Мы, братья и сёстры, говорим теперь о заключительных этапах, о последних главах жизни Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, последних и самых важных.
Даже если во время похода на Табук не произошло сражение, это был грандиозное событие, которое имеет огромное значение в шариате, в сире, в акиде – в каждом аспекте исламских наук. И нам предстоит пройти через много аятов, потому что очень много аятов было ниспослано в суре «Покаяние» о походе на Табук.
Итак, Аллах, Велик Он и Славен, сказал: «О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллах – с богобоязненными«. [Покаяние, 123]. Так что, ещё раз повторим, поход на Табук представляет собой испытание от Аллаха, Велик Он и Славен, потому что, как я уже сказал, во время него не произошло никакого сражения. Это был экзамен, тест, и он представляет собой самый тяжёлый поход за всю предыдущую историю ислама. И по этой причине этому походу было дано имя «джейш аль-‘усра«, «армия затруднения». «Усра» означает трудность, затруднение, тяжёлые условия, и это название было использовано, потому что финансирование этой армии было трудным, мобилизация армия была тяжёлой, путешествие армии было тяжёлым, погода была плохой, враг, на которого был направлен поход, был тяжёлым соперником. И Аллах, Велик Он и Славен, назвал этот поход в Коране «часом трудности», и мы дойдём до этого аята, если пожелает Аллах.
Мобилизация. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, позвал жителей Медины, членов живших вокруг племен, мекканцев – всех мусульман. Подобной мобилизации не было никогда раньше. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хотел мобилизовать каждого способного к сражению мусульманина. Аяты Корана пришли с поддержкой этой идеи и окончательными аятами по поводу сражения на пути Аллаха.
Аллах, Велик Он и Славен, говорит в аяте 38 суры «Покаяние»: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно«.
Призыв на джихад был тяжёл, и поэтому людям было трудно убедить себя выйти в поход. И Аллах, Велик Он и Славен, в этом аяте – а как вы видите, братья и сёстры, Коран говорит с сердцами, он раскрывает сердца и указывает нам на болезни в наших сердцах, знаем мы о них или нет. И это уникальное свойство Корана, потому что он ниспослан Аллахом, Велик Он и Славен, это слова Аллаха, Велик Он и Славен, это слова Того, кто сотворил нас и знает, что для нас хорошо, а что плохо, и знает, что происходит в глубине наших сердец, даже если мы сами можем не признавать того, что у нас в сердцах.
Так что Аллах, Велик Он и Славен, сообщает людям причину, по которой они не хотят выходить на джихад. Потому что, как мы знаем, люди могут найти много разных причин. Одни могут сказать, что фикх говорит, что мы не должны выходить. Другие могут сказать: Мы не должны выходить, потому что по этому поводу есть разные мнения. Другие могут сказать: В этом нет смысла. Другие могут сказать: Потому что это немудро.
Однако Аллах, Велик Он и Славен, говорит им, почему: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле?» Это – причина, причина – любовь к дунья, привязанность к земле. «Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно».
Так что этот аят говорит о причине и говорит о лекарстве, он говорит о болезни и о лечении. Болезнь это привязанность к дунья, «вы тяжело припадаете к земле«, вы любите свою жизнь и не хотите оставить её. А лекарство – Аллах, Велик Он и Славен, напоминает нам, что на самом деле ближняя жизнь ничто в сравнении с Ахиратом.
Этот аят в суре «Покаяние», но с самого первого аята суры «Корова», в котором было приказано сражаться, Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «Вам предписано сражение, и оно ненавистно вам«. Аллах, Велик Он и Славен, говорит нам, что это нечто, что мы не любим. Мы не только не любим делать это, мы не любим даже говорить об этом. Посмотрите прямо сейчас, сколько людей говорит об этом? Не смотря на то, что это одна из обязанностей в исламе, не смотря на то, что так много аятов и так много хадисов говорят об этом, люди не хотят говорить об этом так же, как и делать это.
Так что Аллах, Велик Он и Славен, сообщает нам, что является болезнью и даёт нам лекарство. А затем Аллах, Велик Он и Славен, говорит нам о том, что произойдёт, если мы не будем сражаться ради Него. Он говорит: «Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям…«, и условия, в которых мы находимся сегодня, тому свидетельство. Посмотрите, как мы наказаны из-за того, что оставили джихад. Мы бедны не смотря на то, что обладаем самыми большими богатствами, наши земли и недра богаты, тем не менее, мы бедны. Мы разобщены, не смотря на то, что мы должны быть самой единой уммой. Мы слабы, при том, что мы должны быть самой сильной и великой уммой. Всё это – наказание от Аллаха, Велик Он и Славен, потому что мы не оказали поддержку Его религии. «Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему, ибо Аллах способен на всякую вещь» [Покаяние, 39].
Так что это наказание Аллаха, и Аллах предостерегает мусульман, потому что, как я сказал, многие из них не любят даже говорить об этом, не говоря уже о том, чтобы делать это… Более того, не только говорить, но они не хотят даже слышать об этом.
О, АЛлах, благослови и приветствуй нашего любимого пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников и всех тех, кто последовал их путём!
ДжазакумуЛлаху хайран, братья, за вашу работу!