Линия противостояния «салафиты» — «ихвановцы»: «Кутбисты»

3

«Кутбисты»

Слово «кутбисты» произошло, как известно, от имени Саййида Кутба (1906-1966 гг.), известного  египетского исламиста, который был учителем, потом стал литературным критиком и журналистом,  в начале 50-х гг. после поездки в США пришёл в ислам и вступил в организацию «Братья-мусульмане».

Когда в 1952 г. власть в Египте захватили «Свободные офицеры», их глава Гемаль Абду-н-Насер (президент Египта, большой друг Хрущева, которого тот наградил звездой «героя социалистического труда») предложил Кутбу на выбор пост в правительстве, в том числе должность министра образования и министра культуры, но Кутб отказался от всех предложений. В 1954 г. он и несколько других членов «Братьев» были арестованы по обвинению в подготовке покушения на Абду-н-Насера, и первые три года в тюрьме он провёл в очень тяжелых условиях и подвергался пыткам. Затем условия смягчились, Кутб получил возможность писать, и в это время им был написан политический манифест «Вехи на пути» (перевёден на русский язык) и объемный тафсир «Под сенью Корана».  В конце 1964 г. он был освобождён, но через 8 месяцев в августе 1965 его снова арестовали. Он был обвинён в подготовке государственного переворота (некоторые «ихвановцы» подтверждают, что Кутб создал и возглавил не подчинявшуюся руководству организации подпольную боевую группу), осужден военным трибуналом и 29 августа 1966 г. повешен.

Умер Кутб красиво – на эшафоте тирана, за убеждения, отказавшись подписывать просьбу о помиловании, и всё это ещё больше увеличило харизму Кутба и придало ещё больше веса и значения его словам.

Эта личность, поистине, мало кого оставила равнодушным.

По отношению к Кутбу людей можно разделить на следующие категории.

— «Псевдосалафиты»-«мадхалиты» его люто ненавидят, доходя до такфира. (Интересно, что при этом почитателей Кутба они сами называют «такфиристами»).

— «Джамаат мусульман», который спецслужбы называют «Хиджра и такфир» — такфиристская организация, созданная бывшими «ихвановцами», которая, исходя из некоторых высказываний Кутба, считает, что основой в современных «этнических мусульманах» является куфр, то есть считает кафиром любого человека, об исламе которого достоверно неизвестно. Кутб для них, по всей видимости, является главным идеологом.

— Некоторые «ихвановцы» записывают Кутба в знаковые фигуры свой организации, при том, что такой лидер «ихванов» как Йусуф Аль-Кардави прямо говорит, что Саййид Кутб ни в коей мере не представляет эту организацию, ибо не знал ни её идеологии, ни её методики,  и вся его литература на исламские темы – плод его собственного понимания ислама и современных задач.

— И, наконец, так называемые «джихадисты» — Абдуллах Аззам, Ибн Ладен, Айман Аз-Завахири, Абу Мухаммад Аль-Макдиси, Абу Катада Аль-Фалистыни, Абу Мус’аб  Ас-Сури, которые  любят Кутба и даже восхищаются им.

Чем восхищаются те, кто восхищается? Кутб не был исламским учёным, и в его книгах есть грубые ошибки, а также двусмысленности (которые, заметим в скобках, позволяют ненавистникам выносить ему такфир). Но любят его те, кто любят, не за это.

Как объяснил это Абу Катада Аль-Филястыни, тексты Кутба передают его искренность, его духовную силу, эмоции, переживаемые им перед аятами Аллаха, и становятся необходимым дополнением к трудам салафитской школы по акиде и фикху, дополнением, которое служит человеку эмоциональным толчком, чтобы помочь ему перейти от изучения салафитской теории к практическому её воплощению  в жизнь. (حكيم الحركة الإسلامية).

Что ж, на мой взгляд это неплохо объясняет, почему из поистине фантастического количества «салафитских» ученых и ищущих знания в той же Саудовской Аравии, за последние 40 (!) лет лишь единицы (!) оказались в рядах муджахидов. И почему Кутб вызывает у «псевдосалафитов» такую лютую ненависть.  

«Мадхалиты»-«псевдосалафиты», приводя цитаты из Кутба о том, что все общества, не живущие по законам Аллаха, являются неисламским, обычно утверждают, что «джихадисты-кутбисты» как раз и есть те хариджиты, что выносят такфир всем мусульманам. На самом деле любой объективный наблюдатель видит, что тут имеет место наглая клевета. «Джихадисты» (речь, конечно, о знаковых фигурах, упоминавшихся выше), с уважением относясь к Кутбу, никогда не используют подобные слова Кутба как довод на такфир мусульман (они вообще не используют высказывания Кутба для выведения фикховых законоположений, ибо не считают Кутба факихом). Более того, именно «джихадисты» последовательно отстаивают ту позицию, что в мусульманских народах основой является ислам, (для примера можно посмотреть работу Аль-Филястыни «Опровержение тех, кто считает неверующими мусульманские народы», Аль-Макдиси «Это наша идеология», защиту Абдуллой Аззамом, Абу Мус’абом Ас-Сури и другими афганского народа от такфира). Пользуясь случаем надо заметить, что как раз за  это «джихадистам» выносят такфир многие «такфиристы».

В отношении правителей мусульманских стран «джихадисты» более жёстки, и в основном считают правящих не по законам Аллаха кафирами. (Следует уточнить, что речь идёт не о тех средневековых халифах или судьях, которые в отдельных вопросах отклонялись от Шариата, а о современных правителях, которые полностью заменили Шариата другими юридическими системами, выдуманными людьми, и всемерно воюют с теми, кто пытается вернуть Шариат).

Так что, в общем можно твёрдо сказать: Утверждения «мадхалитов» о том, что «джихадисты-кутбисты» обвиняют в неверии мусульманские народы – это откровенная ложь. А обвинение в неверии правителей, заменивших Шариат кафирскими законами, борющихся с теми, кто стремится заменить кафирские законы Шариатом, помогающих кафирам в войне против мусульман – это законный шариатский хукм.

Факихи не оперировали такими словами, как «государство» или «общество», а использовали термины «дару-ль-ислам» и «дару-ль-куфр». Дару-ль-ислам по наиболее правильному определению, это населённая людьми территория (земля, страна) на которой власть принадлежит законам ислама, даже если большинство её населения немусульмане. Соответственно, дару-ль-куфр, это территория, где власть не принадлежит законам ислама, даже если большинство её населения мусульмане.

С этой точки зрения все страны сегодня – это дару-ль-куфр, приятно нам это или нет.

Можно ли назвать общество, проживающее в дару-ль-куфр «джахилийским», даже если его составляют главным образом мусульмане? Саййид Кутб считал это возможным. Значит ли это, что все люди, живущие в дару-ль-куфр – немусульмане? Нет, потому что факихи разъяснили вопрос вынесения такфира, и проживание в дару-ль-куфр само по себе не выводит человека из ислама.

Другой вопрос: является ли правитель, заменивший законы ислама на законы куфра, то есть превративший дару-ль-ислам в дару-ль-куфр, всемерно защищающий эти кафирские законы, преследующий, изгоняющий и убивающий тех мусульман, которые хотят в его стране установить законы ислама, обращающийся за помощью в борьбе против этих мусульман к кафирами, помогающий кафирам в борьбе против таких мусульман,  является ли такой правитель мусульманином? И является ли обвинение такого правителя в неверии «чрезмерностью в такфире» и «хариджизмом»?

Думаю, всем понятно, что для ответа на эти вопросы не надо читать Саййида Кутба, но следует обратиться к трудами по фикху.

3
Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Аллигатор
Гость
Аллигатор

Кличка кутбит такая же кличка как и ваххабист которую всякие супостаты вешают на ахли сунна. Акыда Кутба была саляфитской перед концом его жизни хотя формально он ихван был в глазах народа (аналогично как и Гейдар Джамаль который формально был шиитом но по факту наш был). Кутб развил политическое мышление Ислама в условиях 20 века в условиях Холодной войны, когда было мало тех кто представлял Ислам и мусульман на политической арене мира.

Аллигатор
Гость
Аллигатор

Повесили Кутба вовсе не за его заблуждения в акыде допущенные в начале его духовного поиска а за его политические выводы. И он в своих трудах практически не упоминал поименно кого либо из арабских правителей однако что коммуняка Насер и его баасисткая шайка что у власти, что зажравшиеся на нефтебаксах арабские монархи а заодно ихние покровители в Вашингтоне и Москве не на шутку испугалась слов Кутба

Brat
Гость

Ассаляму 1алейкум,Админ,то что все страны являются даруль куфром-это ошибочные постановления Кутба или постановления больших учёных?

Ва алейкум ас-салам.

Насколько мне известно, Кутб никогда не говорил, что все страны являются дару-ль-куфр, а Аллах знает лучше.

И кто такие «большие учёные»?