Comments: (0)

Молитва “Аль-Истихара”, некоторые разъяснения правильного выполнения

Category : Главная

بسم الله الرحمن الرحيم‎‎

Вся хвала Аллаху, Господу миров, Который сотворил человека и не оставил без  заботы и показал правильный путь. Да пребудет милость и благословение Аллаха над благочестивым пророком Мухаммадом, над его семьёй и сподвижниками и над всеми, кто уверовал и последовал по пути истины.

Сегодня я хотел бы рассказать о молитве истихара. Конечно, в “Крепости мусульманина” можно  найти перевод и транскрипцию, на некоторых сайтах есть кое- какая информация,  но думаю, что это тема,  которую всегда можно дополнить.  У людей часто возникают вопросы по этой теме, а ответы не всегда удовлетворяют, так как остаются некоторые маленькие нюансы, которые становятся причиной новых вопросов.

Итак, сегодня мы рассмотрим хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который, поистине, имеет великое значение в жизни любого мусульманина. Прежде чем приступить непосредственно к толкованию хадиса, скажем несколько слов о передатчике.

Джабир ибн Абдуллах ибн Амр ибн Харам Ал-Ансари, был сподвижником и сыном сподвижника Пророка, да будет доволен ими Аллах . Отец Джабира Абдуллах ибн Амр стал шахидом в битве при Ухуде.

Сам Джабир был одним из тех сахабов, которые приняли ислам в ранней юности. Он принимал участие во многих  сражениях, что является свидетельством его высокого положения. Сообщается, что при жизни Пророка он участвовал в девятнадцати битвах и походах, в том числе в Великой битве при Бадре. Сообщается также, что Джабир скончался  в возрасте 94-х лет  в Медине, и то, что он был из последних сахабов, которые умерли в Медине.

Сообщается, что Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен ими Аллах, сказал:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُعَلِّمُنَا الِاسْتِخَارَةَ فِي الأُمُورِ كُلِّهَا، كَمَا يُعَلِّمُنَا السُّورَةَ مِنَ القُرْآنِ، يَقُولُ: ” إِذَا هَمَّ أَحَدُكُمْ بِالأَمْرِ، فَلْيَرْكَعْ رَكْعَتَيْنِ مِنْ غَيْرِ الفَرِيضَةِ، ثُمَّ لِيَقُلْ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْتَخِيرُكَ بِعِلْمِكَ وَأَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ، وَأَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ العَظِيمِ، فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَلاَ أَقْدِرُ، وَتَعْلَمُ وَلاَ أَعْلَمُ، وَأَنْتَ عَلَّامُ الغُيُوبِ، اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي – أَوْ قَالَ عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ – فَاقْدُرْهُ لِي وَيَسِّرْهُ لِي، ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ، وَإِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَمَعَاشِي وَعَاقِبَةِ أَمْرِي – أَوْ قَالَ فِي عَاجِلِ أَمْرِي وَآجِلِهِ – فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَاصْرِفْنِي عَنْهُ، وَاقْدُرْ لِي الخَيْرَ حَيْثُ كَانَ، ثُمَّ أَرْضِنِي ” قَالَ: «وَيُسَمِّي حَاجَتَهُ»

 Посланник Аллаха, да ниспошлёт Аллах ему мир и благие приветствия, обучал нас молитве истихара  так, как обучал нас суре из Корана, и говорил: Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рак’ата, и потом скажет:

О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом в принятии решения, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь все о сокрытом!

О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать,) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или говорит “в настоящем и в будущем”), то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это.

Если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а затем сделай меня довольным им.  (Аль-Бухари).

“Обучал нас молитве истихара как обучал нас суре из Корана.”  Это говорит о важности, которую придавал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучению своих сахабов этой молитве, обучал их как сурам из Корана, слово в слово.

“Если кто-то из вас захочет сделать что-либо“. То есть, если человеку придет мысль совершить какое-нибудь дело, такое, как, например,  женитьба, поездка, коммерческая операция, поступление в учебное заведение и т.п., ,  и человек не знает, что же выбрать, то он  советуется с Аллахом и попросит его о помощи в выборе.

“…пусть совершит дополнительную молитву в два раката…”,  то есть молитвы истихара должна быть из дополнительных, добровольных, а не из обязательных намазов. Например, если ты совершаешь молитву ратиб (дополнительная молитва, совершаемая до или после обязательной молитвы), ты можешь совместить намерение выполнения сунны ратиб с намерением истихары или сделать просто дополнительную молитву (не раватиб) с намерением истихара. То есть, главное условие – чтобы молитва не была из обязательных, а значит, при выполнении  любых необязательных молитв ты можешь совершить истихару, также можно просто совершить 2 рак’ата  дополнительной молитвы с намерением истихара.

Затем человек обращается  к Аллаху и говорит:

«О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием”.  То есть прошу тебя выбрать за меня, потому что Ты – Знающий и обладаешь совершенным знанием обо всем.

هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

 “Он – Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает обо всякой вещи.” Сура 57 “Железо”, аят 3.

“…я прошу Тебя помочь Твоим могуществом…” То есть прошу тебя помочь дать мне сил совершить это дело, так как Ты – Обладатель силы и нет ничего невозможного для Тебя, и Ты над каждой вещью мощен.

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا

“Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, чтобы вы знали, что Аллах над каждой вещью мощен и что Аллах объемлет знанием всякую вещь”. Сура 65  “Развод”, аят 12.

 “…и я прошу Тебя оказать мне великую милость…”, то есть Ты – Обладатель великой милости,  и я прошу Тебя наделить меня ею. Просьбой о милости человек повинуется приказу Великого Аллаха.

Аллах Всевышний, слава Ему, который сказал:

وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِنْ فَضْلِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

“…И просите Аллаха о милости Его: поистине, Аллах обо всем знает.” Сура 4 “Женщины”, аят 32.

“…ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю и Ты знаешь все о сокрытом!”, то есть Ты – Единственный, кто обладает силой и Тот, Кто обладает действительным знанием, и знание Твое совершенно и знаешь Ты сокрытое.

Аллах наделил человека некоторыми способностями,  в том числе и силой, с помощью которой человек решает многие проблемы. Однако, наделивший этой силой Творец обладает  совершенной силой. И Он тот, Который наделяет и отбирает, если пожелает. У нас нет ничего, кроме того, что Он дал. А то, что у нас есть, это всего лишь малая часть, и поэтому мы нуждаемся в помощи Аллаха постоянно. Что для нас трудно, то для Аллаха легко. Если у человека и есть какие-то возможности, которыми Аллах наделил Своего раба, то перед Аллахом нет ничего невозможного, и если человек обладает каким-то знанием, он осознаёт, что его знания, во-первых, даны ему Аллахом и, во-вторых, они маленькие.

“Даровано вам знания только немного…”. Сура 17″Перенес ночью” .85.

У Аллаха знания совершенные и Он знает и прошлое, и будущее, и настоящее. И если мы можем только предполагать, то у Аллаха точные знания. И если мы не всегда уверены, какие последствия будут после какого-то действия, мы всё же уверены, что Аллах это знает точно, и не сомневаемся в этом.

Поэтому в молитве истихара великое благо, так как ты посоветовался со своим Господом и попросил у него помощи, и тогда Аллах, Обладатель знания, защитит тебя и отведёт от тебя то зло, которое  угрожало тебе. Ведь Аллах не оставляет Своего искреннего раба без помощи.

“О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел”, то есть, если это дело по Твоему Знанию и Предопределению станет благом для меня и в дунья, и в ахирате. Иногда,  когда с человеком происходят события, которые с первого взгляда кажутся злом, и человек поначалу расстраивается и тревожится, и, конечно, если вера человека не крепкая, то он сомневается или впадает в отчаяние, что на самом деле непозволительно. И часто человек спешит и проявляет нетерпение, что также является поводом для разочарования.  Это тоже испытание  нашей веры. Насколько мы доверяем Аллаху? Вверяем ли мы себя полностью Аллаху? Верим ли мы действительно, что Аллах знает лучше, что для нас хорошо и что плохо? Будет полезно, если мусульманин будет задавать себе подобные вопросы чаще.

Затем человек называет свое дело, например, женитьба на такой-то женщине, поездка куда-либо и т.д.

“…станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих  дел”. Итак, зная, что один Аллах обладает неограниченными знаниями, в том числе, и сведениями о будущем, мы предоставляем выбор в нашем деле Аллаху. И, так как для мусульманина при выполнении какого-то дела самым важным является польза для его религии, имана, он начинает просить Аллаха именно с этого, затем уже идет урегулирование жизненной ситуации и, конечно, удачное завершение этого дела.

“…то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это”. И если Аллах предопределит тебе это дело, то, кто сможет отменить, помимо Него? И если Аллах облегчит тебе, то, кто сможет затруднить тебе это дело?

Иногда человек принимается за дело, думая, что оно совершенно не требует усилий, но потом всё оказывается таким сложным и наоборот то, что человек считал большим препятствием, решается с лёгкостью. Поистине, нет ничего лёгкого, кроме того, что облегчил Аллах. Да облегчит нам Аллах наши трудности в этом мире и в мире будущем!

Подумай брат еще, если Аллах благословит своего раба то кто может помешать человеку в этом деле.

Затем повторяется фраза с обращением к Аллаху “…если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него”. О Аллах, если это дело принесёт ущерб моей религии, способно понизить мой иман или принести искушение, которое я могу не выдержать и окажется губительным для моей религии, для текущей жизни и в исходе дела, то удали это дело от меня и меня от него. То есть, если человек будет отдаляться от этого дела, и дело будет отдаляться от человека,  то они будут на максимальной отдаленности друг от друга, что тоже помогает уйти от искушения.

Завершение этого дуа тоже очень красивое и обнадёживающее: “И предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом сделай меня довольным им”.

То есть, какой бы ни был исход этого дела, где бы это ни было, предопредели мне лучшее, а затем сделай так, чтобы моё сердце восприняло это дело, и я довольствовался данным ответом.

Очень важным моментом является то, что человек, совершая молитву истихара должен быть искренним во время просьбы. Он должен быть уверенным, что, если он от чистого сердца попросит Аллаха, то Господь ему ответит и даст наилучший выбор.

Многие люди, к большому сожалению, хотя и делают истихару, недооценивают ценность данного намаза. Они уже сами что-то решили и для “формальности” или даже скажем “для страховки” совершают молитву. На самом деле такое отношение недопустимо. Нужно обратиться к Аллаху всем сердцем, с благоговением и страхом, обновляя для себя в памяти, что Он имеет совершенные Имена и Качества, что Он над каждой вещью мощен и то, что Он – Обладатель знания. Всё у Него, у нас ничего. Единственная возможность приобретения как и в духовном, так и в материальном смысле – это обращение к Нему.

В качестве примера приведу историю, которая случилась с одним юношей, и кстати, часто повторяется в обществе. Человек совершил намаз истихара по поводу женитьбы на одной девушке, и когда было все уже готово, были потрачены средства, приглашены гости, ему неожиданно звонит брат девушки и, извинившись, говорит, что девушка в последний момент отказалась. Хвала Аллаху, он совершил истихару, и хотя произошло неприятное событие, юноша понял, что Аллах отвёл от него то, о чем сам он мог в последствии пожалеть.

Сколько известно разных историй, когда мы к чему-то сильно стремимся, а получив то, что так сильно хотели, остаёмся в глубоком разочаровании. Но этот юноша воспринял всё достойно, потому что он знал, с кем он посоветовался, и у кого он попросил помощи в выборе. И пускай в начале развивались события ведущие к тому, к чему он стремился, но выбор Аллаха стал другим, потому что Он знает будущее, Он хозяин времени и время принадлежит Ему, как и все остальное. Его попросил раб о выборе ,и Он ответил и сделал выбор для своего раба. Раб Аллаха должен быть удовлетворён ответом, потому что Аллах знает, что для Его раба лучше или какая беда ему угрожает, а иначе это говорит о небрежности в молитве, неискренности в прошении и о невежестве раба о совершенных качествах Аллаха.

К сожалению, у многих людей бывает именно негативная реакция. Они не понимают, как такое случилось, у них бывает паника, они потерянны, они в гневе и не осознают того, что своим недовольством они выражают недоверие решению Аллаха.

И нужно вернуться к моменту выполнения молитвы истихара и  вспомнить, как ты её совершал, что немаловажно. Присутствовало ли сердце во время испрашивания совета, понимал ли ты, перед Кем стоишь? К сожалению, мы часто забываем о величии Аллаха. И во время выполнения молитвы проглатывая целые слоги и зевая на какой ответ должны рассчитывать люди?

Дорогие братья, поверьте, я говорю это не для того, чтобы обвинить кого-то. Дело в том, что сердца черствеют под влиянием многих факторов,  теряется сосредоточенность в молитве, и как следствие появляются такие проблемы, как небрежность к молитве и в молитве. И зная то, что все дела будут в Судный день оцениваться по состоянию наших намазов, очень неразумно так поступать. В совершении намаза истихара заключено великое благо и одно из них то, что успокаиваются сердца.

“Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?”

На самом деле, если понять до конца всю важность и огромное значение этого намаза, то человек будет избавлен от разрушительного воздействия депрессии, которая губит человека, приводит его в абсолютное бездействие,  и не только в психологическом смысле. Человек, который привыкает советоваться с Аллахом и в маленьких и в больших делах, начинает исправляться духовно. Он чувствует, что Аллах управляет его делами, что Он ведет его, и эта связь с каждым разом усиливается.

Большое значение этой молитве придавали и наши праведные предшественники. Имам Ал-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, рассказал, что при составлении своего знаменитого сборника“Аль-джами` ас-сахих” он не вписал ни одного хадиса пока не совершал предворительно молитву истихара.

Теперь разберем вопросы  связанные с молитвой аль-истихара которые возникают  наиболее часто.

Как узнать про ответ на твою просьбу?

Именно в этом вопросе многие люди путаются по разным причинам и, конечно, главная причина – незнание, а также высказывание некоторых учёных и слабые мнения, которые на самом деле не основаны на доказательствах из сунны. Так, например распространено мнение, что после истихары, если человек увидит сон, то это будет знаком.  В некоторых книгах даже встречаются такие указания, что совершать надо истихару перед сном и после молитвы нельзя ни с кем разговаривать.

На самом деле на эти действия никакого  доказательства из сунны не имеется, а значит, это  отвергается. Что касается сна, то некоторые ученые хотя и предупреждают, что ясного далила на это нет, не отвергают возможность этого. Но здесь нужно быть крайне осторожным, так как мы должны помнить, что есть разница между снами, которые снились пророкам и теми снами, которые снятся нам.  Сны, которые снились пророкам  – откровения от Аллаха. Те же сны, которые снятся нам, могут быть как радостными и успокаивающими, так и  предупреждающими. Они могут исполняться полностью или частично, но это не откровения. Если, увидев красивый, приятный сон, мы можем надеяться на его исполнение, мы не допускаем, что точно так и будет. Здесь очень важно понять разницу.

Я сам встречал людей, которые заблудились из-за того, что они не поняли эту разницу.

Приведу один пример. Сидит человек среди группы мусульман и вдруг заявляет, что вчера ему было ниспослано “откровение”. Когда его спросили, как он узнал что это “откровение”, то человек начал  было рассказывать сон, но тут его подняли на смех, и в конце концов он начал смеяться сам.

Здесь, хвала Аллаху, оказались мусульмане с правильной акъидой, поэтому быстро пресекли невежество. И хотя можно сказать, да это же очевидно, что человек не в своём уме, мы знаем, что именно с незначительных вещей и начинаются суеверия, заблуждения и новшества.

Верным мнением является то, что если человек искренне совершил молитву, то тогда результат, который получится в итоге сложившихся обстоятельств и есть ответ.

Когда советоваться с праведным человеком до совершения молитвы аль-истихара или после?

В толковании хадисов “Сады праведных” шейх аль-Усаймин, да смилостивится над ним Аллах, приводит такие доводы:

Основываясь на самом хадисе аль-истихары где сказано: «Если кто-то из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката помимо обязательной…..”, он говорит, что человек может совершать молитву аль-истихара до 3 раз, в том случае, если человеку не стал еще ясен ответ. Почему до 3 раз? Потому что из привычки пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было то , что Он делал дуа по 3 раза.

Затем, если человек совершил молитву 3 раза, и он еще сомневается, то тогда советуется с человеком и берет то, что услышал. Некоторые ученые говорят, что можно делать до тех пор, пока не настанет ясность. Очень важным является то условие, чтобы человек, с которым ты решил посоветоваться был из праведных людей, не просто “хорошим парнем” как часто говорят, а из тех, у кого есть знания в религии, надёжность, и осведомленность в данной области. Если, например, спросить труса о военном деле, что он тебе ответит? Если скупого спросить о пожертвовании денег, что он скажет?

Учёные также разошлись во мнении относительно того, когда можно посоветоваться с праведными людьми, до или после совершения молитвы? Шейх ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах, сказал то, что предпочитает совет после совершения молитвы. Другие ученые сказали
обратное и оба мнения дозволительны в применении.

Когда нельзя делать истихару?

Если человек, совершая истихару, знает, что он делает дуа за то дело, где присутствует харам. Например, если человека приглашают работать в магазин, где продаются спиртные напитки или если он хочет устроиться на работу в банк, где проводятся ростовщические операции. В данном случае совершении истихары может расцениваться как издевательство над религией Аллаха и непристойным заигрыванием с Его законами. Поэтому в делах, в которых есть ясные указания из Корана или Сунны об обязательности или запрете, дуа истихара не применяется.

Когда читается дуа аль-истихара до или после таслима?

Шейха Ибн Таймия, да смилостивится над ним Аллах, спросили об этом и он ответил, что можно до и после, но лучше до таслима.
Может ли человек делать истихару вместо другого?

В сунне нет такого, а значит нельзя.

Если у человека собралось несколько дел может ли человек в одной молитве перечислить их все?

Может, на это нет никакого запрета, но лучше если человек сделает за каждое дело отдельную молитву.
Можно ли совершать молитву аль-истихара в запрещенные времена для молитвы?

На это есть два мнения. Первое –  то, что запрещено и пускай ограничится чтением дуа без совершения намаза.

Второе – то, что дозволяется так как намаз истихара относится к молитвам, связанным с причинами.  А молитва, совершаемая по причине, как, например, сунна после совершения омовения или приветственная молитва в мечети, дозволена в запрещённые времена.

Аллах создал человека и дал ему  широкие возможности обращаться к Себе. И молитва истихара является одной из них. Кроме этого, все виды поклонения, которые Аллах возложил на нас или те, которые  Он побуждает  совершить, не обязывая к этому, заключают в себе великое благо. Поминание Всевышнего Аллаха и приобретение знания о прекрасных качествах Аллаха, избавление от страхов и тревог, потому что ты находишься под покровительством Великого Аллаха. А если Он твой Покровитель, то кто может тебе причинить зло?

Прошу Аллаха сделать нас из Его искренних рабов и пусть молитва истихара станет той дверью к Аллаху, в которую мы будем стучаться чаще. Надеюсь, что данный труд был сделан ради Аллаха и то, что приведённая информация будет полезной для верующих.

В заключении Хвала Аллаху, Господу миров!

Собрал и подготовил  Элси.

ИА «ХУНАФА»

29 – декабря – 2011

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Post a comment

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: