Сегодня я хочу поднять тему, об остроте которой давно говорили мне некоторые переживающие братья и сестры.
Эта тема касается изъянов в нашем бытовом поведении, которые нам самим кажутся мелкими и незначительными недостатками, а некоторыми даже и не воспринимаются уже как недостатки, при том что на самом деле это нешуточные грехи с точки зрения нашей Религии. Именно потеря адекватной оценки своих поступков вызывает наибольшую озабоченность, т.к. грешник, осознающий, что он грешит, еще может исправиться; человек же, который не считает для себя запретным запрещенное Аллахом, уже покинул Ислам.
Грехи языка
В знаменитом хадисе Муаза ибн Джабаля, в посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о том, что вводит раба в Рай и отдаляет его от Ада, где он поведал об арканах Ислама, достоинстве поста и ночной молитвы, назвал джихад вершиной Ислама. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не поведать ли тебе о главной части всего этого?» и когда Муаз ответил: «Да, о посланник Аллаха«, он взялся за свой язык и сказал: «Придерживай у себя это». Когда же Муаз, да будет доволен им Аллах, спросил: «О, пророк Аллаха, так мы будем спрошены за то, что мы говорим?» Он сказал: «Да лишится тебя твоя мать! А разве ввергает людей лицами (или он сказал «ноздрями») в Огонь что-либо, кроме плодов их языков?!»» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, достоверный хадис).
Грехи языка особенно опасны своей доступностью. Никакой другой грех не совершается настолько легко и незаметно. Они не требуют каких-то дополнительных усилий и предварительных действий, как, например, употребление алкоголя, прелюбодеяние, вовлечение в харамную сделку. Слова сами слетают с языка, и его хозяин может даже не задумываться о том, что он делает, как сказал о том посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, раб говорит слово, даже не задумываясь, и будет ввергнут из-за этого слова в Огонь больший, чем расстоянием между востоком и западом» (Бухари, Муслим).
Тем не менее, некоторые грехи языка относятся к тягчайшим из грехов. Имам Ибн аль-Каййим пишет: Сказал Всевышний: «Скажи: Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете. (Преграды, 33), распределив запреты на четырех уровнях. Он начал с самого легкого, и это мерзкие поступки, затем упомянул вторым более сильное запретностью – грехи и несправедливость, упомянул третьим еще более сильное запретностью – и это придавание Ему сотоварища, и упомянул четвертым самое сильное запретностью из всего этого – и это говорить на Аллаха без знаний. (И’ляму-ль-муваккъи’ин).
Аятов и хадисов, затрагивающих тему сдерживания языка от греховного настолько много, что невозможно их процитировать в одной статье. И это также является для нас указанием на важность темы и большую опасность этих грехов. Так, Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и Последний День, пусть либо говорит благое, либо молчит» (Бухари и Муслим). Сказал имам Ан-Навави: Этот хадис ясно указывает, что человек должен говорить лишь в том случае, если его речь благая, то есть несет явную пользу. Если же имеются сомнения в явности пользы, то говорить не следует. (Сады праведных).
Сегодня же в среде братьев и сестер количество заглазного злословия – которое Аллах, велик Он и Славен, сравнил с поеданием человеческой мертвечины – дошло до того, что кое-где хулу уже называют «очищением брата от грехов»… Люди, которых пытаются остановить, совершенно серьезно заявляют: «Но ведь я говорю правду!», как будто посланник Аллаха не разъяснил, что гIиба – это и есть неприятная правда, сказанная о человеке за его спиной. А неправда – это уже клевета, что еще хуже.
К сожалению, клевета нас тоже не миновала, вернее, мы ее не миновали. Что самое опасное, это явление встречается в среде муджахидов. Так однажды, сидя у костра, братья вспомнили одного своего товарища, который за несколько лет до этого присоединился к джихаду, а потом исчез из их поля зрения. И вот один вполне уверенно заявляет: «Да он же ФСБшник был! Все разнюхал здесь и «соскочил» к своим хозяевам на доклад!». И немалое количество муджахидов живет с мыслью, что этот человек оказался шпионом, при том, что он в это время по приказу командования занят джихадом на таком участке, где никто из сидевших у костра и близко бы не справился.
Вообще, это довольно частая тема – подозрение кого-то в шпионаже. Естественно, каждый муджахид должен бдительно заботиться о безопасности мусульман. Но при наличии подозрений, муджахиду надо просто сообщить об этом амиру, ведь сказал Аллах Всевышний, описывая лицемеров: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его и правильно понять его смысл» (Женщины, 83). То есть разглашение и распространение подобной информации относится к качествам лицемеров, да удалит нас от них Аллах.
Само же обвинение кого-то в шпионаже, т.е. агентурной работе на кафиров против мусульман есть такфир, обвинение в неверии, которое, как известно, строится не на мнениях и домыслах, а на твердо установленных доказательствах. И не забудем об опасности, что незаконно вынесенный такфир вернется к тому, кто его вынес, да упасет нас Аллах.
Благонравие и его отсутствие
Даже странно на Кавказе, особенно среди вайнахов, в языке которых существуют этические категории наподобие эздел (чеч. оьздангалла), которая включает целый комплекс таких понятий как «вежливость», «обходительность», «учтивость», «воспитанность», гIиллакх (любезность, учтивость), яхь (честь), эхь (стыд, совесть) даже странно говорить на тему нехватки этих качеств среди братьев и сестер-мусульман.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, лучшие из вас те, чей нрав лучше» (Бухари, Муслим).
Общеизвестно, что многие вайнахские нравственные ценности либо взяты из Ислама, либо не противоречат ему. Например, трепетное почтение к родителям, ослушание которых Аллах неоднократно упоминает в Своем Писании вслед за ширком. Или уважение к старшим и забота о младших, упомянутые Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе: «Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим » (Абу Дауд и ат-Тирмизи, который назвал его хорошим).
Обязательность проявлять уважение к старшим – требование Аллаха, т.к. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал: «Мне приснилось, что когда я чистил зубы сиваком, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано: Старшему!, — и я отдал сивак старшему из них». (Бухари, Муслим).
Почтение к старшим стало качеством сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Сообщается, что Абу Са’ид Самура ибн Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был ещё мальчиком и запоминал его слова, а говорить мне сейчас мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня». (Бухари, Муслим).
Как это не похоже на поведение некоторых молодых мусульман, которые позволяют себе не просто говорить, а подшучивать и насмехаться над старшими по возрасту братьями, или обижать сестер! На мусульманок, которые не стыдятся делать сестрам замечания по недостаткам их внешности! На молодых женщин, которые не хотят выполнять элементарные требования этикета в отношении родителей мужа!
Что самое обидное, некоторые плохо воспитанные мусульмане аргументируют свое поведение тем, что правила этикета не являются шариатскими обязанностями. При том, что посланник Аллаха повелел нам спасаться от огня Ада даже половинкой финика! Приказал нам встречать мусульманина улыбкой и относиться к нему как к брату! Сказал, что достаточно плохим человеком является тот, кто с презрением относится к другому мусульманину!
Указав на свою грудь, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Богобоязненность – здесь!». Так давайте же наполним свои сердца благочестием и богобоязненностью, и тогда и тела и дела наши станут благочестивыми, как сказал об этом Посланник: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце».
И хвала Аллаху, Господу миров.
Зелимхан Мерджо
Оставить комментарий