Сказал Всевышний Аллах:
وَالَّذِينَ جاهَدُوا فِينا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنا وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ
И тех, которые совершают джихад ради Нас, Мы обязательно наставим на Наши пути. (Паук, 29:69)
Пишет имам Ибн Джарир Ат-Табари, رحمه الله:
Говорит Всевышний Аллах: Тех, которые сражаются с этими кафирами-курайшитами, возводящими на Аллаха ложь, и не верующими в пришедшую к ним Истину, сражаются с ними, желая возвысить Наше слово и помочь Нашей религии, «Мы обязательно наставим на Наши пути» — поможем им попасть на прямой путь, который есть религия Аллаха, ислам, с которым Аллах послал Мухаммада, ﷺ.
(Тафсир Ат-Табари).
Сказал Аль-Багави, رحمه الله:
«И тех, которые совершают джихад ради Нас…» — «тех, кто ведут джихад с мушриками для помощи Нашей религии»; « … Мы обязательно наставим на Наши пути» — «Мы обязательно укрепим их на том, на чём они сражаются»; и сказали некоторые – «Мы обязательно увеличим их следование истинному пути, как сказал Аллах: «Аллах увеличивает приверженность прямому пути тех, кто следует прямым путем».
И сказали другие: «Мы обязательно поможем им следовать по прямому пути», и это путь, ведущий к довольству Аллаха, Велик Он и Славен.
Сказал Суфьян ибн Уйайна: Если люди разойдутся во мнениях, то смотрите чего придерживаются люди границ, потому что Аллах сказал «И тех, которые совершают джихад ради Нас, Мы обязательно наставим на Наши пути».
Также есть мнение, что джихад – это стойкость и терпение в подчинении Аллаху. Сказал Аль-Хасан: Лучший джихад это противодействие страстям.
Сказал Аль-Фудайль ибн Ийад: Тех, которые усердствовали в поиске знаний, Мы наставим на пути действия в соответствии с этими знаниями.
Сказал Сахль ибн Абдуллах: Тех, кто усердствовал для установления Сунны, Мы обязательно наставим на пути в Рай.
(Тафсир Аль-Багави)
Пишет имам Аль-Куртуби, رحمه الله:
Слова Всевышнего «И тех, которые совершают джихад ради Нас…» то есть совершали джихад против кафиров ради Нас, то есть ища Нашего довольства.
Сказал Ас-Суддийй и другие: Этот аят был ниспослан до вменения сражения в обязанность.
Сказал Ибн Атыййа: Этот аят (ниспослан) до джихада в обычном (т.е. военном) смысле, речь в нём идёт об общем усердии (джихаде) ради религии Аллаха и ради поиска Его довольства…
Сказал Абу Сулейман Ад-Дараний: Джихад, упомянутый в аяте – это не только сражение с кафирами, но помощь религии, опровержение заблудших и лжецов, подавление тиранов, и самый важный джихад – это повеление одобряемого и запрет порицаемого, и к нему относится борьба с нафсом и принуждение его к послушанию Аллаху, что является величайшим джихадом.
Сказал Суфьян ибн ‘Уйайна Ибн Аль-Мубараку: Если ты увидишь , что люди разошлись во мнениях, то придерживайся мнения муджахидов и находящихся на границах, потому что Всевышний Аллах сказал «Мы обязательно наставим их на Наши пути»…
Сказал Ибн ‘Аббас: Тех, которые усердствуют в послушании Нам, Мы обязательно наставим на пути Нашего вознаграждения.
И это мнение из-за того, что послушание Аллаху имеет широкое значение, включает все остальные мнения…
(Тафсир Аль-Куртуби)
Пишет Ахмад ибн Таймиййа, رحمه الله:
Аллах открыл суру «Сонмы» словами «О Пророк! Бойся Аллаха и не повинуйся неверующим и лицемерам. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый», а также упомянул в суре «Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость», «Не подчиняйся кафирам и лицемерам», а затем сказал «Следуй тому, что внушается тебе в откровении от твоего Господа. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете», «Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!».
Аллах повелел следовать тому, что Он внушил Пророку в откровении из Корана и Мудрости, которая есть Сунна Пророка, и повелел уповать на Аллаха.
Первое, то есть следование Корану и Сунне, реализует слова Всевышнего «только Тебе мы поклоняемся». Второе – упование – реализует слова «Только Тебя просим о помощи». И это, хотя и было повелено во всех делах религии, но в джихаде это повеление особенно сильно, потому что ему нужно вести джихад с кафирами и мунафиками, для чего необходима сильная поддержка от Аллаха.
И поэтому джихад является вершиной дел, и включает в себя вершину всех почётных положений.
В джихаде содержится вершина любви, как сказано Аллахом «Аллах приведёт людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его; кротких с верующими и суровых с кафирами, сражающихся на пути Аллаха и не боящихся ни чьих упрёков».
В нём содержится вершина упования и вершина терпения, ведь муджахид больше всех людей нуждается в терпении и уповании, и поэтому сказал Всевышний «Тех, которые совершили хиджру ради Аллаха после того, как подверглись несправедливости, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше. Если бы они только знали! Это – те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа». И сказал Он «Сказал Муса своему народу: просите помощи у Аллаха и терпите. Поистине, земля принадлежит Аллаху, Он даёт её в наследство кому пожелает из числа Своих рабов, а благой конец уготован богобоязненным».
И поэтому терпение и убеждённость – которые есть основа упования – являются причиной того, что Аллах наделяет человека предводительством (имаматом) в религии, как на это указывают Его слова «Мы сделали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения».
И поэтому джихад является причиной для наставления на прямой путь, который включает в себя все виды знания, как указывают на это слова Аллаха «И тех, которые совершают джихад ради Нас, Мы обязательно наставим на Наши пути», и Он дал для того, кто усердствует (ведёт джихад) ради Него наставление на всех Своих путях, и поэтому сказали имамы Абдуллах ибн Аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбал и другие: Если люди разойдутся во мнениях относительно какого-то вопроса, то смотрите, чего придерживаются люди границы (т.е. противостоящие кафирам), ведь истина с ними, потому что Аллах говорит «Тех, которые совершают джихад ради Нас, Мы обязательно наставим на Наши пути».
Также в джихаде содержится сущность воздержанности и аскетизма в дунья, а также сущность искренности. И речь идёт о том, кто участвует в джихаде ради Аллаха, а не из-за власти, богатства, ненависти. А ради Аллаха сражается лишь тот, кто сражается для того, чтобы вся религия принадлежала Аллаху, и чтобы слово Аллаха было превыше всего. Самой же великой степенью искренности является вручение человеком своей души и имущества тому, кому он поклоняется, как сказал об этом Всевышний «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая»…
(Маджму’у-ль-фатава, 28/442)
Сказал Ибн Каййим Аль-Джаузиййа, رحمه الله:
И людям, ведущим вооруженный джихад с кафирами Аллах даёт такое наставление и открывает такое, чего не даёт и не открывает тем, кто борется лишь со своей душой, страстями и шайтаном, и поэтому сказали Аль-Ауза’и Ибн Аль-Мубарак: «Если люди разойдутся в чём-то во мнениях, то смотрите чего придерживаются люди границ (то есть те, кто ведёт джихад), ведь Аллах Всевышний сказал «И тех, которые совершают джихад ради Нас, Мы обязательно наставим на Наши пути. И, поистине, Аллах с творящими добро» (Мадаридж ас-саликин, 1/506).
И сказал он, رحمه الله, также: Аллах, Свят Он, связал наставление на прямой путь с джихадом, и поэтому люди, наиболее следующие прямому пути, более других ведут джихад… И тот, кто оставит джихад, лишается из наставления настолько, насколько он теряет из джихада… (Аль-Фаваид, 59).
Некоторые выводы, которые можно сделать из приведённых выше слов учёных.
1. Аят суры «Паук», хотя и ниспослан до вменения вооружённого джихада в обязанность, включает все виды джихада, усердия на пути Аллаха, в том числе, безусловно, и вооружённую борьбу с кафирами.
2. Борьба с оружием в руках — величайший из видов джихада.
3. Истинным муджахидом является лишь тот, кто сражается ради Аллаха, а не для целей этой дунья.
4. Такие учёные как имамы Абу Амр Абдуррахман Аль-Ауза’и, Абдуллах ибн Аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, Ибн Каййим Аль-Джаузиййа, да помилует их Аллах, считали, что аят содержит указание на то, что в случае разногласия, следует придерживаться того из мнений, которому следуют муджахиды.
5. Естественно, речь идёт о разногласиях между учёными и по тем вопросам, в которых допустим иджтихад, а не о разногласиях невежд, и не по вопросам, в которых существуют ясные далилы.
6. Это высказывание имамов не значит, что участвующий в джихаде невежественный человек может полагаться на своё мнение, даже если оно противоречит основанному на далилах мнению учёных, не участвующих в джихаде.
Подготовил Муслим Галанчожский
Оставить комментарий