Вопрос:
Ан-Наджаши правил по шариату? Если нет, то какое у него оправдание?
Ответ:
الحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على رسوله وآله وأصحابه أجمعين
История абиссинского императора (негуса, наджаши по-арабски) Асхамы, который дал в своей стране убежище асхабам посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم и после смерти которого посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал его «праведным рабом Аллаха» (Аль-Бухари 1320, Муслим 952), часто используется в защиту современных правителей мусульманских стран, которые заменили шариат Аллаха на выдуманные римлянами, англосаксами и французами законы, которые борются с исламским призывом, враждуют с мусульманами и помогают кафирам воевать с ними…
Эта же история используется как оправдание для тех, кто заявляет, что хочет установления Шариата, но правит по законам куфра, потому что пока не «может править по Шариату», или «народ пока не готов подчиниться законам Аллаха», или это спровоцирует «войну с кафирскими сверхдержавами».
Действительно, негус встретился с асхабами Пророка صلى الله عليه وسلم , предоставил им защиту и покровительство, фактически принял ислам, подтвердив, что Коран и послание Исы исходят из одного источника. При этом нет сообщений, что он после этого отказался от власти, был свергнут, или устроил в Эфиопии «исламскую революцию».
Есть два основных подхода к объяснению истории негуса.
Первый: это то, что ан-Наджаши принял ислам скрытно, в тайне от своего народа, потому что боялся их, не имел силы им противостоять, и, соответственно его правление не по ниспосланному Аллахом подпадает под правило «обязанность выполняются по мере возможности», основанное на аяте «Бойтесь Аллаха насколько вы можете«.
Второй подход, сторонником которого я являюсь, строится на нескольких принципах, которые мы рассмотрим чуть подробнее.
1. Правление и вынесение судебных решений не по ниспосланному Аллахом (الحكم بغير ما أنزل الله) имеет различные формы, самые характерные из которых это:
а) Вынесение судьей решения в противоречии Шариату, например, за взятку или по другим личным мотивам. Например, судья судит вора, и, из-за того, что вор оказался сыном его друга, говорит: «да, конечно, ему надо бы отрубить руку, но парнишка молодой, это его первое преступление, его отец поручился, что парень исправится, он возместил стоимость украденного потерпевшему, извинился перед ним, и вообще искренне раскаялся. Поэтому я постановил: наказать вора пятьюдесятью палочными ударами».
б) Ситуация, подобная случаю с иудеями Медины, которые утверждали, что наказание для прелюбодеев, ниспосланное в Торе, не предусматривает забивания камнями. То есть искажение одного из законоположений и отнесение этого ложного закона к ниспосланному Аллахом.
Передают, что Абдуллах ибн Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, привели иудея и иудейку, которые совершили прелюбодеяние. Спустя некоторое время к нему явились иудеи. Он спросил: «Как велит поступать Тора с людьми, которые совершили прелюбодеяние?» Они ответили: «Мы красим их лица в черный цвет, навьючиваем их тяжестями, разводим в разные стороны их лица и водим их по городу». Он сказал: «Принесите Тору, если вы говорите правду!» Они принесли Тору и начали читать. Дойдя до стиха, в котором содержалось предписание забросать прелюбодея камнями, юноша прикрыл рукой этот стих, а затем прочел то, что перед ним, и то, что после него. ‘Абдуллах ибн Салам, который стоял рядом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вели ему убрать руку». Когда он убрал руку, под ней оказался стих с предписанием забрасывать прелюбодеев камнями… (аль-Бухари и Муслим).
И по этому поводу Всевышний Аллах ниспослал:
Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими (Трапеза, 44).
в) Ситуация с современными правителями мусульманского мира, которые заменили законы исламского Шариата на другие юридические системы и дали парламентам право создания законов. С таким явлением мусульмане исторически столкнулись впервые во времена нашествия монголов, которые, формально приняв ислам, продолжали выносить решения по ясаку, своду законов, составленному Чингизханом.
Сказал имам Ибн Касир:
«Тот, кто оставил ясный Закон, ниспосланный Мухаммаду ибн Абдуллаху, последнему из пророков, и обратился за решением к другим законам, тот совершил куфр. Что тогда говорить про того, кто обратился за решением к ясаку и отдал ему предпочтение над Шариатом? Кто так сделает, тот совершит куфр по единогласному мнению мусульман«. (Аль-Бидая ва-н-нихая, 13/139).
2. Не относится к правлению и вынесению решений не по ниспосланному Аллахом ситуация, когда правитель или судья принимает самостоятельное решение по вопросу, не установленному шариатом Аллаха.
Например, тексты Корана и Сунны установил наказание за употребление алкогольных напитков, но не установили наказание за их продажу, или не установили наказание за употребление наркотиков, при том, что, очевидно, героин хуже чем пиво. И если носитель исламской власти сам установит такое наказание – естественно, в рамках Шариата – то это не будет «судом не по ниспосланному Аллахом». Это относится к широчайшей сфере правил, которые необходимы для регламентации жизни в любом более или менее развитом обществе, а в исламском обществе служат для сохранения и защиты так называемых «шариатских ценностей»: религии, жизни, имущества, здоровья и потомства, и к которым относятся правила регистрации актов гражданского состояния, коммерческих сделок, дорожного движения, техники безопасности на различных производствах и т.д. и т.п.
3. Период посланнической миссии пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم называется «периодом законодательства», и закончился он лишь ниспосланием слов Аллаха «Сегодня Я для вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Трапеза, 3), а еще точнее смертью Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم .
Весь этот период законы ниспосылались, устанавливались, и даже менялись. То, что было дозволено вчера, сегодня могло стать запретным, и наоборот. Менялись ахкамы и чистого ибадата и обычных действий. Кибла изменилась с Иерусалима на Мекку, пост стал из желательного обязательным, разговоры во время молитвы стали запретны. Вино было дозволено, затем стало запретно и установлено наказание за его употребление. Джихад был запрещен, затем вменён в обязанность. Стал обязательным хиджаб. Было ограничено количество жён, запрещено иметь в жёнах двух сестёр. Ниспосылались всё новые законы, касающиеся бизнеса и торговли…
Когда некоторые асхабы задались вопросом о своих товарищах, погибших до изменения киблы, Всевышний Аллах ниспослал:
«Аллах не таков, чтобы дать пропасть вашему иману!» (Корова, 143), то есть ваши молитвы на Иерусалим будут вознаграждены.
И поэтому никогда никто не говорил, что те мусульмане, до которых не дошло то или иное изменение в религии, совершили грех, не последовав за этим изменением.
Ан-Наджаши принял ислам и умер в месте, отрезанном от посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم , в период, когда ислам был далек от завершения, и ни он, ни асхабы в Эфиопии не имели устойчивой и полноценной связи с посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم .
Так, аль-Бухари и Муслим приводят слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах: «Мы здоровались с Пророком صلى الله عليه وسلم , когда он молился, и он отвечал нам, а когда мы вернулись от ан-Наджаши и поздоровались с ним, он не ответил нам…», то есть даже изменение в молитве, которую Пророк صلى الله عليه وسلم совершал пять раз в день вместе с большим количеством людей, не дошло до мухаджиров в Эфиопии.
При этом одним из условий таклифа, возложения шариатский обязанностей, является доступность знаний о них.
4 Ислам дошел до ан-Наджаши от людей, которые уехали от посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم в мекканский период, когда Послание практически не содержало ещё политической и законодательной составляющей, и было сосредоточено на единобожии и нравственных качествах. Поэтому на ан-Наджаши и не было возложено многое из требований Шариата, которые связаны с юридической и политической системой государства.
Ведь никто не говорит, что ансары, принявшие ислам во время присяг Первой и Второй Акабы, вернувшись в Медину (тогда ещё Ясриб, ведь Пророк صلى الله عليه وسلم переселился туда только через два года) правили в своих племенах не по ниспосланному Аллахом, хотя некоторые из них были вождями своих племён!
Исходя из всего этого, мы можем утверждать, что негус Асхама, которого посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал «справедливым правителем« ещё до того, как он принял ислам, после принятия ислама правил на основе тех знаний о религии Аллаха, которые у него были, и именно поэтому посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал его «праведным рабом Аллаха«.
А тот, кто утверждает, что ан-Наджаши, да помилует его Аллах, после принятия им ислама правил не по ниспосланному Аллахом, как мы это упомянули в первом пункте, должен привести однозначный достоверный далил на это, потому что при обвинении в грехах, а тем более в неверии, недопустимо основываться на предположениях и слабых или недостоверных сообщениях, (которыми, кстати, полны книги по истории).
Естественно, с положением ан-Наджаши невозможно сравнить современных правителей мусульманских стран. Разве можно сказать, что они живут во времена ниспослания и изменения Шариата, что до них не дошел Коран и Сунна, что они родились и живут в местности, где знания об исламе недоступны или крайне ограничены? Наоборот, имея все возможности изучать ислам, они отвращаются от религии Аллаха, Велик Он и Славен, и отвращают от неё других людей, завлекая их лозунгами «демократии», «свободы», «культурного развития» и т.п. Они преследуют истинных ученых и правдивых проповедников, культивируют и продвигают лжеученых, вводящих в заблуждение и искажающих религию Аллаха в сердцах людей, пропагандирующих ту версию «ислама», которая выгодна правителю. Как мы видим, они ни с какой стороны не сравнимы с праведным табиуном Асхамой, да помилует его Аллах, за которого сделал похоронную молитву сам посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم !
А Аллаху известно лучше.
Интересно положение беженцев с Кавказа в страны Европы, которые приравнивают к Ан-Наджаши современных европейских президентов и премьеров, а свою жизнь к истории первых переселенцев в Эфиопию. При этом эти беженцы сами свидетельствуют, что европейские страны — страны неоязычества, знают что там разнузданные нравы, секспросвет для детей в школах, обидчивые и оскорбляющиеся содомиты, демонстративно-пренебрежительное отношение ко всему что связанно с Исламом, всячески гос-ва демонстрируют нежелание видеть у себя мусульман, иногда прямо говорят отказывайтесь от Ислама и ассимилируйтесь, становитесь еврокафирами, даже России выдают, но беженцев это не останавливает.
Я пытаюсь понять какие у меня по Шариату границы в отношении них, потому что я считаю, что единственная причина такого поведение беженцев материальная поддержка от страны пребывания, но получается это зарплата за унижение, теряю уважение к таким мусульманам. Кормит и дает безопасность только Аллах, а Земля обширна, есть где затеряться. Каково их положение?
Немного преувеличил брат не все так плохо в Европе, я конечно сам там не был, но слышил от Мусульман из Европы
МашаАллах хороший ответ.