Вопрос:
Уважаемый шейх Сулейман ибн Насыр Аль-‘Ульван, каково определение имана у ахлю-с-Сунна? И какие действия делают иман недействительным?
Ответ: Коран и Сунна указывают на то, что иман это слова и дела: слова сердца и языка и действия сердца, языка и органов тела, и что иман увеличивается и уменьшается – и это мнение, на котором сошлись сахабы, табиуны и последователи Сунны.
Под выражением «слова сердца» подразумевается его вероубеждения. А «дела сердца» – это его намерения и искренность.
Имам Аш-Шафи’и, رحمه الله, передал единогласное мнение сахабов, таби’унов и тех их последователей, которых он застал, что иман – это слова, дела и намерения, и не может заменить одно из этих трёх другого.
Сказал имам Аль-Багауи, رحمه الله: Сахабы, таби’уны и их последователи из числа знатоков Сунны сошлись на том, что дела являются частью веры. Они сказали: иман – это слова, дела и убеждения, он увеличивается от совершения благих дел и уменьшается от совершения грехов. На основании того, что сказано в Коране относительно увеличения имана, а в хадисе упоминается о недостатке в религии у женщин.
Ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а сошлись на том, что тот, кто полностью оставляет совершение дел (джинс аль-‘амаль), относящихся к религии, является кафиром. Под делами здесь подразумеваются действия органов тела, и недостаточно веры в сердце и произношения языком, пока не будет действия органами тела.
Аль-Аджурри, رحمه الله, в своей книге «Аш-Шари’а» сказал: «Знайте, что недостаточно знания и веры в сердце без имана произнесением языком, и недостаточно знания сердца и произнесения языком пока не будет действий органов тела. Если же в человеке соберутся все эти три качества, тогда он будет верующим как на это указывает Коран, Сунна и слова мусульманских учёных».
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Действия органами тела это подтверждение имана, имеющегося в сердце и на языке. И тот, кто не подтверждает свой иман действиями своих органов, такими как ритуальное очищение, молитва, закят, пост, хадж, джихад и им подобными, и удовлетворился для себя знанием (в сердце) и словами, не является верующим и ему не помогут знание в сердце и слова. Оставление им действий опровергает наличие у него имана, а совершение упомянутых нами дел подтверждает наличие у него имана».
Исхак ибн Рахауейх передал единогласное мнение сахабов о куфре оставляющего (чисто лексически лучше «не совершающего») молитву.
Всевышний сказал: «Совершайте молитву, и не будьте в числе многобожников» Посланник, ﷺ, сказал: «Молитва отделяет человека от неверия и многобожия». Хадис передал Муслим по пути Аль-Амаша от Абу Суфьяна от Джабира, а так же через Ибн Джурейджа который сказал: мне сообщил Аз-Зубейр от Джабира.
Суфьян ибн Уййайна сказал: Мурджииты назвали несовершение обязательных действий таким же грехом, как совершение запретного. Но то и это не равны между собой, потому что совершение запретного преднамеренно, но не считая это запретное разрешенным – это грех. Оставление же обязательных действия преднамеренно и без оправдания является неверием.
Разъяснение этого содержится в истории Адама и Иблиса, а так же в истории иудеев, которые признавали посланническую миссию Пророка, ﷺ, но не последовали его шариату.
Исхак сказал: Мурджииты дошли до такой крайности, что у них появилось даже такое высказывание: «Некоторые люди говорят, что тому, кто оставляет обязательные молитвы, пост в рамадан, закят, хаддж и все виды обязательных действий без отрицания обязательности этого, мы не выносим такфир. Так как этот человек признает обязательность всего этого, решение по нему откладывается до встречи его с Аллахом». Относительно таких людей нет сомнения, что они являются мурджиитами.
Аль-Хыляль упомянул в «Ас-Сунна» от имама Аль-Хумейди Абдуллаха ибн Аз-Зубейра, что он сказал: Мне стало известно, что некоторые люди говорят: «Тот, кто признает обязательность молитвы, закята, поста и хадджа, но не делает из этого ничего до смерти, или молится повернувшись спиной к кыбле пока не умрет, он остается верующим до тех пор, пока не отрицает, и не является неверным, если известно о том, что он оставлял действия, веря в их обязательность, будучи убежденным в необходимости исполнения обязанностей и обращения к кыбле в молитве».
Аль-Хыляли сказал: Это открытое неверие в Аллаха, противоречие Книге Аллаха, Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и действиям мусульман. Сказал Всемогущий Великий Аллах : «…служа Ему искренне, как ханифы, совершать молитву и выплачивать закят».
Сказал Ханбаль: сказал Абу Абдуллах Ахмад (имам Ахмад Ибн Ханбаль): Кто говорит подобное, не верит в Аллаха, отвергает повеление Аллаха и то, с чем пришел Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
Это слова каждого из ахлю-с-Сунна уа-аль-Джамаа. Они единогласны в том, что пришло в Коране и Сунне относительно того, что не делающий ничего из обязательных действий органов тела является неверующим в Аллаха и выходит из ислама.
Сказал шейху-ль-ислам Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб, رحمه الله, в в конце своего послания «Кяшфу-ш-шубухат»: Нет разногласия, что единобожие должно быть в сердце, на языке и в делах, и если что-то из этого нарушается, человек не может быть мусульманином …
В этом вопросе противоречат единогласному мнению, о котором говорилось раньше, крайние джахмиты и мурджииты. Они утверждают что человек, полностью оставляющий совершение поступков, относящихся к религии (джинс аль-‘амаль), не становиться неверующим, и уже была разъяснена ранее ошибочность этого мнения и его противоречие Корану, Сунне и единогласному мнению ученых.
Они утверждают, что тот, кто скажет или сделает явный куфр, не становится кафиром, пока не будет отрицать (что-то обязательное) или считать дозволенным что-то запретное. И это заблуждение и ложь, не имеющая и малейшего следа знания.
Причиной такфира могут быть просто слова, и сказал Всевышний: «Они клянутся Аллахом, что ни чего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того как обратились в ислам». Поистине, Коран и Сунна указывает на порочность этого мнения мурджиитов. И сказал Всевышний Аллах: А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: “Мы только погружались (в беседы) и забавлялись”. Скажи: “Разве не над Аллахом, Его знамениями и Его посланником вы издевались. Не извиняйтесь! Вы оказались неверными после того как уверовали».
Ученые сошлись во мнении, что оскорбление Посланника, ﷺ, это куфр, и они не назвали условием для такфира в этом случае то, что человек ненавидит Посланника, или в сердце считает дозволенным его оскорблять.
Ученые единодушны, что земной поклон (суджуд) идолу и ритуальный обход (таваф) вокруг могилы – это куфр, и они не связали эти виды куфра с тем, что человек в сердце считает эти действия дозволенными.
Ученые единогласны, что намеренное бросание мусхафа в нечистоты – это куфр, и они не обусловили этот куфр тем, что человек в сердце считает это дозволенным.
Все это разрушает основы джахмитов и мурджиитов и делает их мнение в вопросах имана недействительными.
В своем вопросе брат просит объяснить то, что делает недействительным основу имана.
Таких действий много и ранее на некоторые из них было указанно:
– Полное оставление поступков (джинс аль-‘амаль).
– Несовершение обязательных молитв.
– Ритуальный обход вокруг могил и земной поклон идолам.
– Бросание мусхафа в грязные места.
– Обращение с мольбой к кому-либо помимо Аллаха.
– Совершение жертвоприношения не ради Аллаха.
– Посвящение обета святым.
– Оскорбление Аллаха или Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
– Насмешка над религией.
– Замена шариата Аллаха и установление законов, придуманных людьми, вместо закона Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Всевышний сказал: «Те же, которые не принимают решения в соответствии с тем, с чем ниспослал Аллах, являются неверующими». В данном айяте куфр – это оставление закона Аллаха и уклонение от него. Причина ниспослания этого айята указывает на необходимость постановления о куфре оставляющего закон Аллаха и заменяющего на законы придуманные людьми.
Если слово «куфр» употребляется с определенным артиклем (аль-куфр), то подразумевается большой куфр.
То, что передается от Ибн Аббаса, что принятие судебных решений и правление не по ниспосланному Аллахом это «курф дуна куфр», то есть малое неверие, то это сообщение не является достоверным от Ибн ‘Аббаса, и я уже не раз разъяснял его неприемлемость и что Ибн ‘Аббас называл большим куфром принятие судебных решений и правление не по ниспосланному Аллахом.
И когда Ибн Мас’уд был спрошен о взятке, он сказал «Это противозаконно», а когда спросили «А в хукме (т.е. в принятии судебного решения)?», он ответили: «Это большой куфр», а затем прочитал «Те же, которые не принимают решения в соответствии с тем, с чем ниспослал Аллах, являются неверующими».
«Те же, которые не принимают решения в соответствии с тем, с чем ниспослал Аллах, являются неверующими». Это достоверное сообщение, его передал Ибн Джарир в своем тафсире, также его передал Абу Й’аля в своем муснаде, Аль-Байхакы и Уаки’ в рассказах о судьях.
Тот же, кто правит и судит по выдуманным законам и джахилийским законодательствам; или же вводит законы и участвует в законотворчестве; или вменяет людям в обязанность эти законы и принуждает их к суду по этим законам; или отвращается от шариата Аллаха и суда по шариату; или относится с пренебрежением к тем, кто призывает к суду и правлению по Корану и Сунне – тот является неверующим в Великого Аллаха. И какой куфр больше, чем уклонение от шариата Аллаха и удерживание от него людей, осуждение тех, кто призывает к шариату, высмеивание их, называние отсталыми и далёкими от цивилизованности, невежественными и глупыми.
Одним из самых больших видов лицемерия этих сочинителей законов является то, что когда их призывают к закону Аллаха и закону Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, они сторонятся его и пренебрегают им, «надменно превозносясь», и открыто заявил один из них: «закон Аллаха не соответствует нашей эпохе. Мы живем во времена прогресса, цивилизации и конкуренции с европейскими государствами, в то же время правление по шариату ведет нас к отсталости».
Это то, что говорят поступки всех правящих и судящих по выдуманным законам, даже если большинство из них и не говорит этого языком, ведь дела указывают и подтверждают то, что имеется в сердце и на языке.
И не является более важным доказательством этого их война с теми, кто делает им наставление, их отдаление от Закона Господа миров, то, что они дали творениям право законотворчества, и дали парламенту право принимать или отвергать категорически установленные законы Шариата, и то, что дозволил парламент, становится законом государства, а что отверг то запрещено. Всё это является явной атакой на божественный Закон и посягательством на категорически установленные законоположения, и нет никакого сомнения, что это соперничество с Аллахом в Его власти, Его мудрости и Его божественности.
Ограничение куфра отрицанием Ислама или внутренней убежденностью в дозволенности запретного не имеет никакой основы. Поистине, отрицание Ислама или внутренняя убежденность в дозволенности запретного – это куфр само по себе, даже если с ним не будет правления и принятия судебных решений на основании выдуманных законов.
Сказал шейх-уль-ислам Ибн Таймиййа, رحمه الله, в 3-м томе сборника фетв: Когда человек разрешает харам, в запретности которого единодушны все мусульмане, или запрещает халяль, в дозволенности которого единодушны все мусульмане, или же изменяет закон Шариата, по которому единодушны все мусульмане, то он становиться кяфиром и муртаддом по единогласному мнению факыхов.
Сказал хафиз Ибн Касир, رحمه الله, в книге «Аль-бидаййа уа-н-нихаййа» в разделе, посвящённом биографии Чингисхана: Тот, кто оставил правление по Шариату, ниспосланному Печати пророков Мухаммаду ибн Абдулле, да благословит его Аллах и приветствует, и обратился за судебным решением к какому либо отмененному шариату, тот совершил куфр. Как же тогда с тем, кто обратился за судебным решением к яса (законы монгольской империи, введённые Чингисханом) и предпочёл его Шариату? Кто поступил так, является кяфиром по единогласному мнению мусульман.
Всевышний сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом!- Они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение».
Если будет сказано: Правящий и судящий не по тому, что ниспослал Аллах , не считает выдуманные законы лучшими, чем Закон Аллаха, более того, считает выдуманные законы ложью, то ответом будет следующее:
Это не меняет ничего в хукме. Поклоняющийся идолам– это мушрик и муртадд, вышедший из религии, даже если будет утверждать, что убежден в том, что многобожие – ложь и заблуждение, и что он совершает ширк ради выгод в этом мире. Всевышний сказал: «Нет у них правителя помимо Него, и ни кто не принимает решений вместе с Ним».
Относительно оправдания этих противостоящих религии законодателей тем, что они свидетельствуют «Нет божества кроме Аллаха и Мухамммад Его посланник», можно сказать:
– Мунафики которые пребудут в самом нижнем слое огня, произносили два свидетельства, молились, постились, совершали хадж, но это не помогло им.
– Совершающие обход вокруг могил, молятся им, дают обет и совершают жертвоприношение, свидетельствуют «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник», но поистине, Всевышний сказал: Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников.
– Те, которые сказали: «Мы не видели никого подобного нашим чтецам, их животы ненасытны, их языки самые лживые и они самые трусливые при встрече с врагом», – имея в виду Посланника Аллаха и его сподвижникам, и было ниспослано из Корана разъяснение об их неверии, – эти люди произносили два свидетельства, молились, постились и совершали джихад.
– Рафидиты-имамиты (шиитская секта) поносящие сахабов и утверждающие что Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман были верооступниками, а также клевещущие на ‘Айшу, произносят свидетельства.
– Колдуны, прорицатели и звездочеты произносят два свидетельства.
– Бану Убайду-ль-Къаддах (исмаилитская династия правителей в Египте и Магрибе) произносили два свидетельства, молились и строили мечети, однако Умма сошлась на том, что они неверующие и вышедшие из ислама кафиры-муртадды.
Это вопрос, известный даже начинающим искателям знаний, не говоря уже об ученых, и, поистине, ученые написали много книг о вероотступничестве и о том, что выводит из ислама, и можно любой может проконсультироваться по упомянутым вопросам в этих трудах.
Ученые Сунны разделяют между грехом, который противоречит основе имана, и грехом, который противоречит обязательной полноте имана, и не делают такфир за всякий грех.
Они единодушны на том, что не выносится такфир тому, кто совершает большие грехи, до тех пор, пока он не посчитает их халялем (разрешенными), и не выносится такафир мусульманину по причине совершения прелюбодеяния, употребления спиртного или использования денег от ростовщичества, потому что эти виды харама не противоречат основе имана.
Разговор об этом вопросе занимает много времени, и я неоднократно говорил по этому вопросу и разъяснял неверие того кто полностью оставляет совершение дел органами тела, и также разъяснял вероотступничество тех, кто заменяет шариат Аллаха и выступает против того с чем пришел Посланник, ﷺ.
Однако я скажу: разговор об этом и других действиях, делающих недействительным иман, это разговор о виде действий, а не о личностях, в том смысле, что кто-то скажет или сделает явный куфр, то он совершил куфр, но это не обязательно ведёт к такфиру определенного человека, так как не выносится решение по куфру конкретного человека, пока ему не будет донесен довод и не будут удалены сомнения, вызванные его возможным невежеством, которое может быть принято во внимание, допустимым таъвилем или принуждением. Когда будет доведен довод, и будут удалены препятствия для вынесения такфира, он будет считаться вероотступником, и для правителя мусульман будет обязательным применить относительно него закон Аллаха.
Запрещено обычным людям исполнять наказание или выносить постановления помимо правителя, потому что это является причиной хаоса в обществе и не приносит желаемой пользы.
Эта тема имеет продолжение, о котором я, возможно, расскажу на следующем собрании.
Я укажу на причины заблуждения в этом разделе и на ошибки в словах многих современников.
Ошиблись в этом важном вопросе две группы:
1. Хауариджи, которые вывели грешных единобожников из ислама, сочли грехом, то, что грехом не является, и поставили на этом построили законоположения куфра, не соблюдая в этом законы шариата, не различая общего от частного и не принимая во внимание препятствия для вынесения такфира.
2. Противоположные им в этом заблуждении мурджииты, которые утверждают, что не является кафиром совершающий грех, пока не считает его разрешенным или не отрицает ислам.
Поистине, Коран, Сунна и иджма’ указывают на ошибочность и заблуждение этих двух течений.
Я закончу важным вопросом: замечу, что не каждый, кто похож в своих словах на мурджиитов, становиться мурджиитом, и не каждый, высказывающий мнение хауариджей, становиться хауариджем. Не выноситься решение относительно человека мурджиит он или хауаридж, пока не будут его основы совпадать с основами мурджиитов или хауариджей.
И о человеке иногда может быть сказано «в нём есть кое-что от мурджиитов в этом вопросе, а в другом – что-то из мнений хауариджей».
Всемерно остерегайтесь же нанесения обиды и несправедливости, когда говорите о людях из числа ученых, проповедников, реформаторов и других! Справедливость в словах и поступках это признак верующих, и это то, что Аллах любит, и что Он повелевает, сказал Всевышний: «И когда говорите, то будьте справедливы» и сказал Он: «Поистине, Аллах вменяет в обязанность справедливость и благие поступки…»
Поистине, все творения: верующие и кафиры, люди и джинны единодушны в любви к справедливости, и единодушны люди в ненависти и осуждении несправедливости и ненависти и осуждении несправедливых людей. Поэтому, какими бы ни были отклонения и заблуждения твоего противника, для тебя это не является оправданием несправедливости и клеветы в отношении него. Будь лучшим человеком по отношению к людям и говори о других только исходя из знания и справедливости, и сделай своей целью помощь истине и наставление окружающих.
Поистине, сказал Пророк, ﷺ: «Тот, кто уверовал в Аллаха и Последний День, пусть или говорит благое, или молчит», (привели Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры).
Перевод: Умм Ашбаль
Оригинал: الإيمان عند أهل السنة ونواقضه
Оставить комментарий