Заметки на политические темы

0

Некоторое время назад я начал писать статью, посвящённую  кое-каким проблемам современной шариатской политики. Связано это было с тем, что в интернете и в разговорах братьев начали подниматься вопросы, относящиеся именно к сфере политики, но предлагаемые ответы иногда были далеки от Шариата.

Затем был опубликован перевод очень мудрой и своевременной работы шейха Абу Мухаммада Аль-Макдиси «Ценные советы помощникам Шариата», и я решил, что после  слов шейха, да ускорит Аллах его освобождение, в моей статье уже нет необходимости.

Но теперь мне кажется, что это  не совсем так.

Во-первых, работа шейха была ориентирована на арабоязычную аудиторию и не учитывала оторванность многих кавказских мусульман от важнейших событий и концепций, имевших место и существующих сейчас в арабском мире.

Во-вторых, как обычно, нашлись люди, которые поняли слова шейха, как они хотели, и сделали из них те выводы, которые они хотели, и принялись либо осуждать советы шейха, либо использовать их не по назначению.

И, в-третьих, некоторые братья вообще не прочитали работу шейха из-за отсутствия у них привычки читать и страха перед большими текстами.

Поэтому я решил всё-таки дописать, вернее, переписать свою статью, и надеюсь, что Аллах сделает её полезной для мусульман.

1.    Почему политика?

С одной стороны, политика – эта такая сфера, в которой почти каждый считает себя специалистом. Мы можем «буксовать» в вопросах акиды и фикха, не знать таблицу умножения или грамматику родного языка, но порассуждать о том, как и что надо делать в политической области, какие ошибки допускает тот или иной лидер или джамаат – это уж мы умеем.

С другой стороны, оказавшись по воле Аллаха  в положении людей, способных влиять на политику, многие из нас не в состоянии улучшить ситуацию, предложить пути решения проблем из-за отсутствия базовых знаний в этой  области.

Сегодня у нас на Кавказе – и, по всей видимости, не только на Кавказе —  ситуация такая, что политическая карьера может обрушиться муджахиду как снег на голову. К тому же, не понимающие основ шариатской политики муджахиды могут быть не в состоянии поправить сбившихся с истинного пути амиров. Хорошо выразил это шейх Абу Мусаб Ас-Сури:  …Война во всех ее деталях – это лишь исполнение политических задач. Невежество в этом вопросе делает руководство неспособным к стратегическому планированию… И даже рядовые муджахиды и командование среднего звена должны иметь хотя бы частичное понимание, так как, во-первых, со временем им предстоит заменять собой вышестоящих командиров, а во-вторых, им будут ясны цели, которые преследует   руководство, ставя те или иные задачи… (Замечания по поводу опыта джихада в Сирии).

2.    Политика и реальность

Не будем погружаться в определение термина «политика», обычно мы имеем более-менее ясное представление, что это сознательная планомерная деятельность, направленная на достижение определенных интересов государства или другого организованного объединения людей.

Нам надо твёрдо усвоить, что правильная политика может строиться и осуществляться только если она реалистична, то есть соответствует действительности, а не исходит из мечтаний,   иллюзорных надежд,  фантазий и легенд.

Для нас как мусульман важнейшей из реальностей является Аллах, Велик Он и Славен, и необходимость отчета перед Ним за наши дела в Судный День.

Таким образом, всякая успешная исламская политика должна находиться в рамках законов Всевышнего Аллаха, и любой политический успех, достигнутый с нарушением этих законов,  обернется в День Суда поражением, и, возможно,  наказанием, да упасет нас Аллах.  

Я думаю, этот вопрос понятен любому мусульманину, и нет необходимости в него углубляться. С другой стороны, о нём надо всегда вспоминать в первую очередь при принятии политических решений.

Шариатская политика традиционно рассматривалась в соответствующем разделе фикха, а также в специальных фикховых работах. Но факихи часто не разбирали те рамки, которые накладывает на политику исламское вероубеждение, ‘акъида.  Тем не менее, понятно, что политика, как и любая другая деятельность мусульманина, не может выходить за эти рамки.

И, значит, для построения правильной политики, и для оценки правильности той или иной политической деятельности,  мы должны хорошо знать исламскую ‘акъиду и твёрдо придерживаться её.

Исламская  ‘акъида является величайшей ценностью и важнейшей целью сама по себе, и недопустимы искажения, упущения, уступки в области вероубеждения ради достижения каких-то успехов и выгод в сфере политики.

И не является поражением страдания и гибель мусульманина ради его ‘акъиды, наоборот, это может быть великим успехом. И  примеров этого много в нашей истории: это и мусульманин, которого распиливали надвое, сдирая с него кожу, мышцы и сухожилия, и упомянутая в суре «Башни» община, полностью сожженная кафирами, и запытанные до смерти курайшитами первые шахиды нашей Уммы родители Аммара Йасир и Сумаййа, да будет доволен ими Аллах.

3.    Влияние политики на акъиду

Итак, политика, чтобы быть исламской,  должна регулироваться исламским вероубеждением. Это понятно.

Но есть другая опасность —  это мнение о том, что политика, вернее, неправильно выбранная политика, не влияет на убеждения человека.

То есть, человек думает «Главное, что ‘акъида у меня правильная, а небольшие политические манёвры ей не повредят».

На самом деле величайшие ереси в исламе начинались именно как политические движения.

Например, хариджиты, выйдя из лагеря Али, не сели сразу за сочинение теоретических основ своей секты, по которым они стали известны в последствии, таких, как неправильное представление об имане, такфир совершившему большой грех и т.п.

Также и шииты сперва были просто сторонниками Али и его сыновей, и лишь со временем большинство из них создали совершенно новую религию с верой в управляющие миром всезнающие духи «имамов» и прочими далёкими от ислама суевериями.

Мурджииты начинали как «мудрый» противовес хариджитам с их лёгкостью в такфире мусульман, а в итоге углубление и распространение их идеологии привело к тому, что даже открытых явных муртаддов муджахиды ещё недавно называли «мунафиками», то есть людьми, скрывающими свой куфр.

То есть, неправильная политика может стать причиной искажения акъиды, а может быть и признаком неправильной акъиды. За всем этим надо внимательно следить, потому что, как мы уже сказали, акъида, правильные исламские вероубеждения, являются важнейшей ценностью сами по себе.

Продолжение следует, إن شاء الله.

Зелимхан Мерджо

ИА «ХУНАФА»

11/2013

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о