Мы начнём, если пожелает Аллах, с некоторых событий 6-го года хиджры, прежде чем перейдем к истории Ибн Аль-Аква.
Это событие упомянуто в «Сахихах» Аль-Бухари, Муслима, других сборниках хадисов и трудах таких историков, как Аль-Вакиди, в любом случае это достоверная история. Несколько человек, в некоторых версиях говорится, что их было восемь, из племени бедуинского племени Укль или из Урайна, которые были крайне бедны, приехали в Медину и пришли к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и попросили садака.
Они приняли ислам в Медине и поселились с ахлю-с-суффа, людьми, жившими под навесом. Мне кажется, мы говорили об этих людях раньше, рассказывая о первоначальном периоде жизни Пророка, صلى الله عليه وسلم, в Медине. У одной из сторон мечети пророка был построен навес (суффа), под которым жили бездомные и бедные мухаджиры. Ансары же приносили им туда еду, или приглашали их к себе в гости. Некоторые ансары приглашали по одному из них, некоторые по два, а, например, Са’д ибн ‘Убада, приводил к себе домой десятерых из ахлю-с-суффа.
Эти восемь человек поселились под навесом. И они стали чувствовать себя плохо, стали болеть. Общеизвестный факт, что климат Медины в то время был очень тяжёл и нездоров. Так, от Аиши передаётся, что когда они совершили хиджру в Медину, они начали страдать от лихорадки, и местность рядом с Мадиной под названием Батхан, была полна застоявшейся водой. Аллах знает лучше, была ли это малярия, которая вызывала лихорадку, или какие-то бактерии или вирусные инфекции, или что-то другое, но в общем болезни в Медине имели эпидемический характер.
Кстати, мы упоминали стихи, которые читали Абу Бакр и Биляль, которые, приехав в Медину, очень тяжело заболели очень сильной лихорадкой.
В общем, эти восемь человек, приехавшие в Медину, тяжело переносили мединский климат, который оказывал плохое влияние на их здоровье, и они сказали Пророку, صلى الله عليه وسلم: «Мы пастухи, а не городские жители, и Медина опасна для нас». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «В таком случае я даю вам разрешение выехать из Медины с моим пастухом, который пасёт мусульманские стада рядом с Мединой, и вы должны будете пить молоко и мочу верблюдиц, которые принадлежат казне мусульман».
Таким образом они покинули Медину и стали пить молоко и мочу этих верблюдиц, пока не выздоровели. И в одной из версий говорится, что «к ним вернулся их природный цвет лица». Это может служить указанием на то, что у них была какая-то болезнь печени, которая вызвала изменение цвета кожи, Аллах знает лучше. И вот, после того, как они пили молоко и мочу этих верблюдиц, они вновь стали здоровы.
После этого они поступили неблагодарно. Что они сделали? Они убили пастуха посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, украли верблюдов, оставили ислам, стали муртаддами, и убежали. Таков был их ответ на щедрость посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Новость дошла до посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, он послал погоню, и к восходу солнца их уже поймали и привезли в Медину. Рассказывается, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сделал против них дуа: «О, Аллах, ослепи их в пути и сделай их дорогу узкой». Так что они заблудились и их схватили и вернули. В одной из книг по сире говорится, что когда новость дошла для Пророка, صلى الله عليه وسلم, он сидел с двадцатью молодыми ансарами, которых и послал в погоню за этими грабителями.
Что сделал посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, как поступил с этими людьми?
В версии Аль-Бухари говорится: «Он приказал принести железные гвозди, раскалить их и выколоть им глаза этих людей, и отрубить их руки и ноги и оставить на лавовом поле (харра – местность рядом с Мединой, представляющая собой черные каменистые поля застывших вулканических пород), где они просили воды, но им не давали напиться, пока не умерли, и никто не останавливал их кровотечений».
Обратим внимание на три момента, связанных с этим хадисом.
Первое: использование мочи. Является ли моча наджасом или чистым с шариатской точки зрения веществом? Не вдаваясь в слишком многочисленные детали – ради деталей вы можете обратиться к книгам по фикху – упомянем, что некоторые учёные на основании этого хадиса вывели хукм, что моча и экскременты животных, мясо которых разрешено есть, являются чистыми с шариатской точки зрения. Это мнение имамов Малика и Ахмада. Остальные учёные сочли, что это наджас.
Второе: использование мочи как лекарства, как медицинского средства. Это вопрос, вызывающий дискуссию, и неверующие используют его как ворота, через которые они совершают нападки на хадис. Также те, кто отвергают хадисы, кто старается дискредитировать Аль-Бухари и Муслима, используют этот вопрос для ключевую точку для атаки против хадисов посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
И неверующие придали большое значение проблеме использования мочи как лекарства.
Я не хотел бы погружаться в детали по этому вопросу, потому что это не относится к теме сиры, но коротко хотел бы сказать, что моча используется как лекарство во многих культурах по миру, и даже в современной медицине она используется как ингредиент в некоторых лекарственных препаратах. Например, существует такое лекарство, как «Премарин», это торговое наименование для состоящего из различных ингредиентов лекарства, включающего главным образом гормон эстраген – я цитирую это по «Википедии» – полученный из мочи кобыл. Оно производится с 1942 года. То есть с 1942 года и по сегодняшний день это лекарство широко распространено и продолжает использоваться, и сообщается, что «Примарин» это одно из самых широко используемых лекарств в США. Таким образом, если существует медицинская польза в какой-то определенной составной части мочи, то современная медицина не видит никакой проблемы в её использовании. Но так как это упомянуто в «Сахихах» Аль-Бухари и Муслима, и отнесено к Мухаммаду, صلى الله عليه وسلم, это стало темой для дискуссии – без проверки лечебных свойств мочи, без выяснения, полезна ли она или нет, они совершают нападки исходя из заранее сложившихся представлений.
Как мусульмане, мы должны верить в это, постольку поскольку иснад этого сообщения достоверен, я имею в виду, что нам не надо проводить фармацевтические тесты, чтобы убедиться в пользе этого, раз так сказал посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, то мы верим в это. Это позиция мусульманина. Но немусульмане должны были бы проверить это, провести эксперименты, прежде чем критиковать мусульман из-за этого. Существуют документы по исследованиям, посвященным полезным свойствам верблюжей мочи в отношении вирусных инфекций и эффекту, который она оказывает на печень, и желающие могут обратиться к этим документам для более детального ознакомления.
В хадисе говорится, что эти люди излечились мочой от своей болезни. И можно использовать различные версии этой истории для рассмотрения её с медицинской точки зрения, чтобы постараться установить, что у них была за болезнь. В одной из версий, я думаю, у Муслима, говорится, что они страдали от болезни пищеварительной системы, а в другой версии сообщается, что у них изменился цвет кожи, так что, возможно, у них была желтуха, или гепатит, или какая-то болезнь печени. В любом случае, желающий может сопоставить эти различные версии и постараться определить, чем точно они болели, а затем провести эксперимент с различными ингредиентами верблюжей мочи, чтобы узнать, как она излечила их от этой болезни, которой они страдали.
Третий момент: Это крайне суровое наказание, которому подверглись эти люди.
Братья и сёстры, мы никогда не встретим в сире посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, до этого события и после этого события наказания, подобного тому, которому подверглись эти люди. Поэтому возникает вопрос: Почему они подверглись исключительно суровому наказанию, предписанному посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم? Также это момент, который неверующие стараются использовать против посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, чтобы доказать так называемую «жестокость», имеющуюся в Сунне, в исламе.
Как я уже сказал, мы никогда не встретим ничего подобного до или после. Это единственный случай, когда мы встречаем настолько суровое наказание.
Абу Куляба, один из передатчиков этого хадиса, приведённого у Аль-Бухари, после хадиса, говорит: «Эти люди совершили убийство, воровство и неверие после того, как уверовали и сражались против Аллаха и Его посланника», таким образом, все эти преступления в совокупности заслужили такого наказания, потому все они – тяжёлые преступления: убийство, воровство, верооступничество и вооруженный бандитизм, который, как упоминается в Коране, наказывается тем, что грабителю отрубается одна рука и одна нога.
В версии Муслима сообщается, что их глаза были выколоты, потому что они выкололи глаза пастуха посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, Йас’ара. То есть Муслим говорит, что им выкололи глаза, потому что они выкололи глаза пастуху, то есть с ними поступили подобно тому, как они поступили со своей жертвой, как этого требует шариат в сфере возмездия за преступление (кысас).
Также Ибн Хаджар в своём комментарии говорит, что некоторые учёные считают, что этот наказание было отменено (мансух). Катада говорит: Дошло до нас, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, выступая с проповедями после этого, призывал людей давать подаяние и запрещал нанесение увечий (мусля). Но это не единодушное мнение, это лишь одно из мнений, что такое наказание было отменено, другие же учёные говорят, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, обошёлся с ними так же, как они обошлись с пастухом посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم. И мы знаем, что в исламе, если сто человек соберутся вместе, чтобы убить одного человека, то все они должны подвергнуться кысасу, каре. Умар ибн Аль-Хаттаб сказал: «Если жители Саны соберутся и убьют одного человека, то все они будут казнены за это». Это хукм шариата в отношении установленных наказаний.
Это были некоторые комментарии к этому хадису, приведённому у Аль-Бухари, и Ибн Касир говорит, что это событие произошло в 6-ом году хиджры.
В этом году также имели место походы небольших отрядов. В это год посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, посла Уккашу ибн Михсана (عكاشة بن محصن) с сорока воинами в местность Аль-Гамр Аль-Марзук. Враги бежали от них, муджахиды разбили лагерь у их колодцев и послали нескольких человек преследовать мушриков, и они захватили двести верблюдов, с которыми вернулись в Медину. Верблюды были военным трофеем.
В том же году был отправлен отряд Абу Убайды к Зу-ль-Касса. С ним было сорок человек. Он напал на мушриков сходу, достигнув врагов утром, когда было ещё темно. Мушрики бежали в горы. Абу Убайда захватил одного из мушриков и доставил его к посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Затем был послан отряд Мухаммада ибн Масляма, включавший ещё десять человек. Враги напали на них ночью неожиданно, и все муджахиды были убиты, за исключением Мухаммада ибн Масляма, который был ранен, и спасся, притворившись мёртвы, а затем добрался до Медины. Это закон Аллаха в дунья – дни побед сменяются днями поражений, борьба никогда не прекращается и никто не может прекратить или отложить борьбу просто потому что устал или страдает. Мухаммад ибн Масляма был единственным спасшимся из этой группы.
Затем посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, послал Зайда ибн Хариса в Аль-Джамум, а также послал Зайда к Бану Са’ляба и послал Зайда в Аль-‘Ис.
Мы видим, что Зайд ибн Хариса был отправлен во главе трёх походов в течениа одного года. Это показывает нам тот уровень доверия, который был у посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, к Зайду ибн Хариса, который был его бывшим рабом, которому посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, дал свободу, и которого впоследствии женил на женщине из самых благородных родов Мекки, Зайнаб ибн Джахш, да будет доволен ею Аллах, мы говорили о её истории. И это ещё раз показывает нам то доверие, которое испытывал посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, к Зайду ибн Хариса. Человек, который без ислама не мог бы даже представить себе, что он возглавит армию, не мог даже представить, что он станет свободным, и возглавит армию, в которой будут самые выдающиеся люди курайша, хазраджа и ауса. И затем посланник Аллах, صلى الله عليه وسلم, назначит его, как мы увидим, командовать великой армией в одной из величайших битв в истории ислама, в битве Муъта, и он будет почтён Аллахом, Велик Он и Славен, и умрёт шахидом.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, послал Али ибн Аби Талиба с отрядом к племени Бану Саид ибн Бакр. Посланник Аллаха отправил этот отряд, потому что услышал, что это племя собирается помочь евреям Хайбара, и посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, хотел не допустить этого, поэтому он отправил Али ибн Аби Талиба. Битвы не произошло, мушрики бежали от отряда Али, муджахиды захватили одного пленного, и он согласился быть шпионом для мусульман, и они получили от него некоторую информацию.
И мы видим из истории, что посланник Аллах, صلى الله عليه وسلم, был очень хорошо осведомлён о том, что происходило вокруг него, у него была очень хорошая информация о том, что случалось в Аравии. Например, племя Аль-Хуза’а работали как разведчики для него, собирая информацию о курайшитах. У него была информация из районов, где жили иудеи, к нему поступали сведения о том, что происходило в племени Гатафан. Посланника Аллах, صلى الله عليه وسلم, не заставали врасплох, это он заставал врагов врасплох. Мы видим, что посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, заботился не только о том, чтобы мусульмане были сильны на поле боя, но он также был очень серьёзен в знаниях и сборе информации.
Абдуррахман ибн Ауф, да будет доволен им Аллах, был послан в Даумату-ль-джандаль. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, дал ему указание призвать жителей к исламу, и если они примут ислам, то попросить руки дочери их правителя. Так всё и случилось, и Абудррахман ибн Ауф женился на дочери их правителя Аль-Асбага Аль-Кальби (الْأَصْبَغُ بْنُ عَمْرٍو الْكَلْبِيّ), её звали Тумадыр (تُمَاضِر).
Это некоторые события, которые произошли в 6-ом году хиджры.
Продолжение следует, إن شاء الله
Оставить комментарий