Итак, у мусульман в битве при Муъта было три лидера.
Первым был Зайд ибн Хариса, رضي الله عنه.
Он происходил из племени Куда’а (قضاعة), это было племя из Йемена, которое переселилось Хиджаз и перебралось в Шам. Однажды его мать взяла его с собой, чтобы навестить свою семью, и на караван, в котором они находились, напали всадники из Бальки, еще одного арабского племени. Они схватили их, обратили в рабство и продали. Такие вещи происходили в дикой доисламской жизни Аравии. Люди устраивали рейды, ловили семьи, детей и продавали их на рынке.
Зайд ибн Хариса был продан, его купил Хаким ибн Хазам, который подарил его Хадидже бинт Хувайлид, жене посланника Аллаха, ﷺ, а она подарила его посланнику Аллаха, ﷺ. Так Зайд ибн Хариса стал собственностью посланника Аллаха, ﷺ, во времена джахилии, до пророчества. Посланник Аллаха,ﷺ, сильно любил Зайда. Отец и дядя Зайда узнали, где он находился, и пришли к посланнику Аллаха, ﷺ, чтобы попросить его вернуть им их сына. Посланник Аллаха, ﷺ, предложил им дать Зайду выбор, он уже был совершеннолетним и мог сделать выбор сам. Отец очень обрадовался, думая, что, естественно, Зайд предпочтет семью рабству. Когда же посланник Аллаха, ﷺ, спросил у Зайда, с кем он хочет остаться, Зайд ответил: «Я хочу остаться с тобой».
Это показывает нам, каким человеком был посланник Аллаха, ﷺ. Зайд предпочел остаться у посланника Аллаха, ﷺ, рабом тому, чтобы вернуться к отцу свободным. Тогда посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Я освобождаю тебя и усыновляю как родного сына и с сегодняшнего дня тебя зовут Зайд ибн Мухаммад, а не Зайд ибн Хариса».
Посланник Аллаха, ﷺ, очень сильно любил его и женил его на Умм Айман, которая также была рабыней. Посланник Аллаха, ﷺ, выдал ее за Зайда ибн Хариса и у них родился мальчик по имени Усама ибн Зайд. В последствие посланник Аллаха, ﷺ, женил Зайда на своей собственной двоюродной сестре Зайнаб ибн Джахш, رضي الله عنها . Мы уже говорили, что этот брак не сложился, и Зайд развелся с ней.
Когда посланник Аллаха, ﷺ, поставил Усаму ибн Зайда командующим армией, некоторые из знатных людей были недовольны тем, что Усама, который был сыном бывших рабов, становился их лидером, к тому же Усаме было тогда всего восемнадцать лет. Они начали обсуждать это, пока оно не дошло до посланника Аллаха, ﷺ, и тогда он сказал: «Если вы спорите по поводу его лидерства, значит, вы спорите о лидерстве его отца, который был до него. Клянусь Аллахом, он подходящий человек для лидерства так же как его отец был подходящий для лидерства. И он один из самых любимых мною людей и его отец был одним из самых любимых для меня людей».
Существует еще одно достоинство Зайда ибн Хариса, и это то, что он является единственным сподвижником, которого Аллах упомянул по имени в Коране в суре «Сонмы» (37 аят), которая будет читаться до судного дня. Всегда, когда мы читаем Коран, мы произносим имя Зайда ибн Харисы, رضي الله عنها . Это великая честь для него.
Джа’фар ибн Аби Талиб, двоюродный брат посланника Аллаха, ﷺ, был старше Али ибн Аби Талиба. Он сделал хиджру в Абиссинию и занял важную должность, он был представителем мусульман в переговорах с Ан-Наджаши, и он был тот, кто научил Ан-Наджаши исламу. Он совершил хиджру в Эфиопию и хиджру в Медину, и когда он приехал в Хайбар, посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Я не знаю, что принесло мне больше радости: взятие Хайбара или приезд Джа’фара». И как мы уже сказали ранее, он является человеком «с двумя крыльями».
Абдуллах ибн Раваха, رضي الله عنه, один из тех накибов (представителей) ансаров, кто принёс присягу посланнику Аллаха, ﷺ, в Акабе. Он был отличным поэтом, у него много стихов в поддержку ислама, стихов, в которых он защищал и восхвалял посланника Аллаха, ﷺ.
Существует хадис, и я прочитаю его вам. От Абу Умамы, رضي الله عنه, передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: «Поднимайся». Я ответил: «Поистине я не смогу». Они сказали: «Мы поможем тебе». И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. «Что это за крики?» — спросил я. «Это вопли обитателей Огня», — ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: «Кто эти люди?» Они ответили: «Это те, которые разговлялись раньше времени. Затем мы продолжили, и я увидел раздутых людей и от них исходила сильная вонь и они были очень уродливы. Я спросил: «Кто эти люди?». Они ответили: «Это убитые из числа неверующих». Затем мы продолжили путь, и я увидел раздутых людей и от них исходила сильная вонь, и она была так отвратительна, как вонь отхожих мест. Я спросил: «Кто эти люди?». Они ответили: «Это те, кто прелюбодействовал». Далее я увидел женщин, и змеи питались из их грудей. Я спросил: «Что это такое?». Они сказали: «Это женщины, которые не давала своё молоко своим детям». Затем мы продолжили путь, и я увидел детей, которые играли между двумя реками. Я спросил: «Кто эти люди?». Они ответили: «Это дети верующих». Затем мы взобрались на высокое место, и я увидел трех человек, пивших вино. Я спросил: «Кто эти люди?». Они ответили: «Это Джа’фар, Зайд и Ибн Раваха». Затем мы взобрались на место, которое было еще выше, и я увидел трех человек. Я спросил: «Кто эти люди?». Они ответили: «Ибрахим, Муса и ‘Иса. И они ждут тебя»». Этот хадис был передан Ибн Хузаймой и Ибн Хиббаном в их «Сахихах». [Аз-Захаби, Аль-Альбани и Шуайб Аль-Арнаут сочли достоверным].
И мы закончим высказыванием Ибн Касира, который, сказал: «В соответствие с мнение авторитетных исторических источников, общее количество убитых мусульман в битве при Муъта составляет не более двенадцати человек. В этой битве, которая казалась катастрофой и уничтожением для мусульман, было убито всего лишь двенадцать мусульман. Две армии встретились друг с другом. Одна — из тех, кто воюет на пути Аллаха и состоящая из трех тысяч человек, а другая из неверующих, состоящая из двухсот тысяч человек: ста тысяч римлян и ста тысяч арабских христиан. Две армии сразились друг с другом, и потеря всего двенадцати человек со стороны мусульман в этих условиях выглядит не слишком большой. Было убито большое количество неверующих. Один только Халид ибн Аль-Валид сказал: В моих руках сломалось девять мечей и в конце лишь широкий тяжёлый йеменский меч выдержал эту битву. Сколько же человек Халид должен был убить всеми этими мечами? Не считая других храбрых знатоков Корана, подобных ему, которые нанесли тяжёлый урон крестопоклонникам, да будет над ними вечное проклятие Аллаха. Это соответствует словам Всевышнего: «Знамением для вас стали две армии при Бадре: одна армия сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих. Своими глазами они увидели, что неверующие вдвое превышают их числом. Аллах оказывает поддержку тому, кому пожелает. Воистину, в этом есть назидание для обладающих зрением» (Семейство Имрана, 13). Это конец истории о битве при Муьта.
Давайте поговорим о некоторых походах, которые произошли в течение этого года.
В одном из походов лидером был ‘Амр ибн Аль-‘Ас. Это был первое назначение для ‘Амра ибн Аль-‘Аса, так как он недавно принял ислам. Помните, он принял ислам вместе с Халидом ибн Аль-Валидом. Очень скоро после их принятия ислама, посланник Аллаха, ﷺ, поставил их на эти должности, и это потому, что они были очень способными. Халид ибн Аль-Валид и ‘Амр ибн Аль-‘Ас оба были рождены лидерами. Они были одарёнными людьми, и посланник Аллаха, ﷺ, заметил это и сразу же стал давать им власть для распространения религии Аллаха, Свят Он и Велик.
Эта битва называлась Зат ас-салясиль (ذات السلاسل) из-за местности, в которой она произошлаа, рядом с рекой, или источником воды под названием Зат ас-салясиль. ‘Амр ибн Аль-‘Ас был отправлен на землю арабского племени Бали. Там жили его дяди с материнской стороны, поэтому посланник Аллаха, ﷺ, послал его туда. Люди этого племени собрали силы для битвы и из-за количества воинов этого войска ‘Амр ибн Аль-‘Ас попросил подмоги. Посланник Аллаха, ﷺ, послал ему Абу ‘Убайду вместе с несколькими мухаджирами. Когда пришла подмога, ‘Амр ибн Аль-‘Ас сказал: «Я являюсь амиром». Мухаджиры сказали: «Нет, Абу ‘Убайда амир». ‘Амр ибн Аль-‘Ас сказал: «Я амир, потому что посланник Аллаха, ﷺ, назначил меня амиром, а вы только пришли как подмога». Абу ‘Убайда, вместо того, чтобы ругаться по поводу этой проблемы сказал: «Последний приказ, который посланник Аллаха, ﷺ, дал мне был: «Соглашайтесь между собой, а не спорьте»». Абу ‘Убайда был очень спокойным и простым человеком и он сказал: «Ты лидер».
Ночью у ‘Амра ибн Аль-‘Аса случилась поллюция, а когда он проснулся, было очень холодно, и вместо того, чтобы искупаться, что нужно делать в подобных ситуациях, он совершил тайаммум. Когда муджахиды вернулись в Медину, это дошло до посланника Аллаха, ﷺ, и ‘Амр ибн Аль-‘Ас сказал: «Я переживал за моё здоровье, эта вода могла бы убить меня, так как было очень холодно и поэтому я всего лишь сделал тайаммум». Посланник Аллаха, ﷺ, улыбнулся и ничего не сказал. Поэтому некоторые ученые использовали эту историю как довод на то, что если есть риск, если слишком холодная погода, тогда можно сделать таяммум вместо полного омовения, так как в основе большое осквернение удаляется полным купанием. Это был поход на Зат Ас-Салясиль.
Далее, следует поход Абу ‘Убайды, и Ибн Касир говорит, что упоминает его здесь потому что Аль-Байхаки упомянул его в такой хронологии, не смотря на то, что этот поход произошел до Аль-Худайбиййи. Потому что Абу ‘Убайда был отправлен для организации нападения на караваны курайшитов. Мы знаем, что в Аль-Худайбиййи был заключён мирный договор, так что этот поход явно произошёл до Аль-Худайбиййи.
Я не помню, рассказывал ли я полностью про этот поход. Я точно помню, что рассказывал про него в одной из моих лекций, но не помню, была ли она про сиру или нет. Поэтому я коротко расскажу про него сейчас потому что Ибн Касир упомянул его именно в этом месте.
Они были отправлены Сайф аль-бахр, и их целью был сбор информации о караванах курайшитов. У них было мало еды, и Абу ‘Убайда давал один финик в день на человека. Когда эта история была услышана одним из табиинов, то он спросил: «Что этот один финик мог сделать?». Тот, кто рассказывал ему эту историю, сказал ему: «Когда финики закончились, тогда мы поняли, чего стоил этот один финик в день». Да, этого было очень мало, но они узнали им цену, когда остались совсем без фиников. Кайс ибн Са’д ибн ‘Убада был с ними, и он брал в долг верблюдов у одного многобожника, сказав, что заплатит ему позже. И он резал 5 верблюдов в день пока Абу ‘Убайда не запретил ему делать это.
Кайс был очень щедрым, но Абу ‘Убайда остановил его, потому что из-за него у него могли бы быть большие проблемы, ведь у Кайса не было денег, как он собирался заплатить за все это? Теперь они остались без ничего. Аллах, Свят Он и Велик, потому что эти люди были муджахидами на пути Аллаха, предоставил им их ризк. Они увидели что-то похожее на холм из песка. Когда они подошли поближе, то это оказался мертвый кит.
Они сказали, что не должны есть его, потому что этот кит мёртв. Тогда Абу ‘Убайда сказал им: «Мы посланники посланника Аллаха, ﷺ, мы на пути Аллаха и это необходимо нам, так что давайте есть его». Они были очень голодны, и начали есть этого кита. Они устроили лагерь рядом с этим китом и находились там в течение месяца питаясь мясом этого кита. Каждый день они ели его до тех пор, пока, как сказал один из них, кожа на наших животах не начала надуваться. Их жедудки были так сильно сжаты из-за того, что они долгое время находились в походе без достаточного количества еды, их животы впали, и пустыня обессилила их. А теперь они ели мясо этого кита каждый день, и на них опять появились мышцы и кожа натянулась. Они питались этим китом месяц, в то время как их было триста человек. Это должен был быть огромный кит. Абу ‘Убайда захотел проверить размер этого кита, поставил ребро этого кита, посадил самого высокого человека среди них на самого высокого верблюда и сказал ему проехать под этой костью и постараться дотянуться до верхней части ребра, что тот не смог сделать. Ребро по видимому было огромным, ведь верблюд сам по себе немаленькое животное.
Передатчик говорит, что они вырезали куски плоти большие как бык. Далее они сушили это мясо, чтобы сохранить его. Иначе бы оно испортилось. Они наслаждались моментом, пока находились рядом с этим китом.
Когда они вернулись в Медину, то рассказали посланнику Аллаха, ﷺ, эту историю потому что они сомневались в том, можно ли им было есть это мясо или нет. И посланник Аллаха, ﷺ, сказал: «Это ризк, который был отправлен вам Аллахом! Принесли ли вы немного с собой, чтобы я мог получит немного от него?». Посланник Аллаха, ﷺ, захотел получить часть этого благословленного ризка, который Аллах послал муджахидам. Он попросил их, и они подарили ему мясо этого кита, как подарок.
Продолжение следует, إن شاء الله
Казалось бы, что такого может происходить в пустыне, где только песок и камни?! Однако, Создатель наполнил эти земли событиями и битвами; историей, из которой кажется вечно можно черпать мудрость. Историей настолько насыщенной, что является для нас своего рода пошаговой инструкцией о том, как проходить свой жизненный путь.
Поистине, только Господь мог зародить такую всестороннюю идеологию в такой пустынной местности. Одно это является большим знамением для размышляющих.
«Мирные мусульмане»
Идут бои. Кого-то ранит,
Кого-то унесет в Барзах!
Но стадо только к фильмам тянет.
Лишь равнодушие в глазах.
На этом поприще пассивных
Возможен завтра скотобой,
Но им плевать на агрессивных
И тех, кто жертвует собой!
Их безхребетство хочет мирно
Тропой желаний век прожить.
Но кафирам сия невинность
Мешает ли вас потрошить?!
Мы расстрельного списка лица,
Но не хотим идти на риск.
Лишь бы не зваться экстремистом,
Лишь бы не зваться – террорист!