Имам Анвар Аль-Авляки: «Жизнь Мухаммада». Часть 43-4

0

…Опрос начался, и давайте посмотрим, какие вопросы Ираклий хотел задать.

Ираклий спросил Абу Суфйана: «Каково его происхождение?». Абу Суфйан ответил: «Он благородного происхождения». Император спросил: «Были ли в его роду правители?». Абу Суфйан ответил: «Нет». Ираклий спросил: «А заявлял ли кто-нибудь из вас раньше то, что он заявляет?». Он ответил: «Нет».

Император спросил: «А кто следует за ним, знатные люди или бедные?» Он ответил: «Бедные». «Их количество растёт или уменьшается?». Абу Суфйан ответил: «Растёт». Ираклий спросил: «Случалось ли, чтобы кто-то из принявших его религию, затем отказывался от неё?». Абу Суфйан ответил: «Нет». Ираклий спросил: «А было ли такое, что он лгал до того, как начал утверждать, что является пророком?». Он ответил: «Нет». Ираклий спросил: «А если договорились в чем-то, то нарушает ли он этот договор?» Он ответил: «Нет. Сейчас между нами заключен мирный договор, и я не знаю, что он будет делать в этот период». Абу Суфйан сказал, что это было единственным, что он мог вставить. Это было единственная вещь, которую он мог сказать о Мухаммаде, ﷺ, не соврав. Он сказал, что он никогда не нарушал договоров,  но что в данный момент они находятся в состоянии перемирия, и что он не знает, что Мухаммад собирается делать в будущем.

Абу Суфйан хотел сказать что-то против посланника Аллаха, ﷺ, но так как он дал обещание, не стал врать.

Ираклий спросил: «Приходилось ли вам сражаться с ним?» Он ответил: «Да». Ираклий спросил: «И каков же был исход ваших сражений?» Он ответил: «Иногда побеждал он, а иногда мы». Ираклий спросил: «Что он приказывает вам делать?». Он ответил: «Он велит нам поклоняться одному Аллаху, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, отказаться от того, чему поклонялись наши предки, совершать молитву , быть правдивыми, не прелюбодействовать, исполнять обещанное и оправдывать доверие».

Закончив задавать Абу Суфйану эти вопросы, Ираклий сказал: «Я тебя спросил о происхождении его предков, ты упомянул о том, что он благородного происхождения, и так бывало в случае всех тех, кого Господь посылал пророками к людям до него. Я тебя спросил, говорил ли кто-нибудь из его народа, что он является пророком, ты ответил, что нет. Если бы кто-нибудь до него говорил нечто подобное, то я решил бы, что он повторяет то, что до него говорили другие. Я спросил тебя, был ли кто-то из его предков правителем, и ты ответил, что нет,  значит, он не претендует на власть своих предков. Затем я спросил тебя, приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он пришёл к вам со своим посланием, и ты ответил, что подобного не случалось. Поэтому тот, кто не обманывал вас раньше, не начнёт обманывать с того, что наговорит на Аллаха. Еще я тебя спросил о том, кто следует за ним: знатные люди или бедные, и ты ответил, что за ним следуют бедные люди, но именно такими и были последователи прежних посланников Господа. Я тебя спросил о количестве его последователей: оно с каждым днем увеличивается или уменьшается, и ты ответил, что число их увеличивается, но именно таким и должно быть положение веры, пока оно не достигнет совершенства».

 Я тебя спросил, отрекается ли кто-нибудь от его религии из-за недовольства ею, и ты ответил, что никто из последователей его не отрекается от этой религии, но так и бывает, когда сердца охватывает красота веры, от нее после этого не отрекаются.

Затем я тебя спросил о сражениях, и ты ответил, что он побеждает вас, и вы побеждаете его. Так было и у предыдущих пророков.

Я тебя спросил, что он велит вам выполнять, и ты ответил, что он велит вам поклоняться Аллаху и не поклоняться никому больше наряду с Ним, и запрещает вам поклоняться идолам, совершать молитву, быть правдивыми, остерегаться прелюбодеяния, исполнять обещания и оправдывать доверие. Я тебя спросил, проявляет ли он вероломство, ты ответил, что от него не исходит подобное. Тогда я узнал, что он является истинным пророком. Я знал, что он должен появиться, но не предполагал, что он окажется одним из вашего народа. Если то, что ты говоришь, правда, это значит, что он непременно завладеет и той землей, что ныне находится под моими ногами. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»

В этих словах Ираклия мы видим его интеллект и понимание истории, понимание  религии и законов Аллаха, понимание различных черт истины и лжи, понимание, кто является истинным пророком и кто им не является.

И далее Ираклий говорит — и говорит он это Абу Суфйану, человеку, который вел войну против посланника Аллаха, ﷺ —  Ираклий, римский император лично  говорит Абу  Суфйану, что если бы он встретил посланника Аллаха, ﷺ, то омыл бы ему ноги.

Эти слова подействовали на Абу Суфйана.

Письмо было принесено и прочитано.

 «От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, великому человеку римлян. Мир тому, кто следует прямым путём. А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься, а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха твоих подданных!». Посланник Аллаха, ﷺ, говорит Ираклию в этом письме, что он будет нести ответственность за их невежество и неверие.

После того, как письмо было прочитано, Абу Суфйан сказал: «Когда Ираклий сказал то, что сказал и это послание было прочитано, в его собрании стало шумно и поднялся крик, а нас вывели оттуда, после чего я сказал своим товарищам: «Этот  Ибн Абу Кабша — так они называли посланника Аллаха, ﷺ — стал таким важным человеком, что его боится даже владыка бледнокожих [т.е. римлян]!» С тех пор я был уверен, что он одержит верх, а в конечном итоге Аллах привёл меня к Исламу».

Он сказал это, потому что он увидел, что даже римляне были обеспокоены Мухаммадом, ﷺ. Это были люди Писания, люди, которые понимали пророчества.

Давайте ещё раз взглянем на письмо и на некоторые комментарии Ибн Хаджара к нему.

Как посланник Аллаха, ﷺ, назвал Ираклия? Он не назвал его «Императором римлян», а назвал его «عظيم الروم » «великий человек римлянин». Ибн Хаджар сказал: «В этом словосочетании содержится отказ называть его царём или властителем, так как с точки зрения ислама он не является правителем – ислам не признает его царство и его власть, он не признаёт власть никого из кафиров — однако оно, тем не менее, указывает на уважение, которое проявлено ради привлечения его симпатии».

Далее в письме говорится «Мир тому, кто следует прямым путём». Посланник Аллаха, ﷺ, не дал ему салама напрямую, но сказал: «Мир тому, кто следует прямым путём». Так как они не следовали прямому пути, соответственно посланник Аллаха, ﷺ, не дал им салама, потому что запрещено его давать неверующим.

Также Ибн Хаджар говорит: «Абу Суфйан сказал: «Когда Ираклий читал письмо посланника Аллаха, ﷺ, я увидел пот, капающий  у него со лба»». Вот насколько тяжелым было письмо посланника Аллаха, ﷺ. Он знал, что это была истина, но он не захотел следовать ей.

В книгах  упоминается история, что Ираклий позвал главных христианских священников и сказал им, что им следует стать мусульманами, что это пророк, о котором им говорилось в их книгах, и  тогда они все завопили и разгневались. Тогда Ираклий сказал им: «Успокойтесь, я сказал это лишь для того чтобы проверить вашу веру».

То есть Ираклий хотел стать мусульманином, но когда он увидел реакцию своего народа, то сказал, что всего лишь проверял их. Дальше он сказал, что он знал, что это была истина. В другой версии говорится, что он говорил это тому, кто принес письмо,  и что если бы он мог достичь Мухаммада, ﷺ, то сделал бы это. Но он переживал за свою власть. И естественно, его намерение не поможет ему, потому что он не стал мусульманином по-настоящему.

Это была история о письме Ираклию.

Следующее письмо было послано персидскому императору Хосрову II Парвизу. Это письмо по одной из версий было отправлено с Абдуллахом Ибн Хузафой.

Письмо было прочитано перед хосровом.

 «От Мухаммада, посланника Аллаха, хосрою, великому человеку персов. Мир тому, кто следует правильным путем и верует в Аллаха и Его посланника. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и Его посланник, и призываю тебя к Аллаху. Поистине, я – посланник Аллаха ко всем людям, “чтобы он увещевал (каждого) живого и чтобы сбылось реченное Аллахом о неверных”. Прими ислам, и ты будешь спасен, а если откажешься, то понесешь на себе (бремя) грехов (всех) огнепоклонников!».

Хосров разгневался. Он сказал: «Как он посмел посылать мне такого типа письма, в то время как является моим рабом».  И он приказал своему наместнику в Йемене, чтобы тот послал двоих крепких мужчин привести к нему Мухаммада, ﷺ.

Посмотрите на его высокомерие и гордость. Посмотрите, как они относились к арабам, они считали их рабами, людьми, у которых нет ничего подобного его царству.

Итак, он послал письмо Базану, который являлся персидским наместником Йемена. В то время Йемен был завоеван персами. Базан отправил двух человек, одного из них звали Аба Завайх, а второго Хархара, чтобы арестовать посланника Аллаха, ﷺ. Они не отправились с армией, а пошли вдвоём. Их репутация была такова, что он не нуждались в войсках и дополнительных силах для сопровождения.

Когда они достигли Таифа, они спросили, где находился Мухаммад. Им ответили, что он находился в Медине.  Жители Таифа и курайшиты были очень рады, они думали, что настал конец мусульманам. Эти два человека пришли в Медину и передали указания посланнику Аллаха, ﷺ. Они сказали: «Хосров, Царь царей, шахиншах написал письмо Базану, правителю Йемена приказывая нам привезти тебя к нему. Если ты подчинишься, то Базан напишет Царю царей, чтобы ты хорошо себя вёл. Это избавит тебя от немалого количества проблем. Если же ты не подчинишься его приказу, то ты знаешь, как он могуч, он уничтожит тебя, твой народ и твою страну».

Посланник Аллаха, ﷺ, ответил и сказал им: «Кто приказал вам сбривать бороды?» Они были выбриты и у них были длинные усы. Они ответили: «Так повелевает нам наш господин». На что посланник Аллаха, , сказал: «Однако мой Господь повелел мне отращивать бороду и стричь усы!». И далее он сказал их подождать до следующего дня. Эта история не является хадисом, она взята из сиры.

Когда они вернулись на следующий день, посланник Аллаха, , сказал им: «Мой Господь  убил вашего господина этой ночью». Они сказали: « Ты понимаешь что говоришь? Тебя было приказано арестовать за меньшее дело, чем это. Ты все еще хочешь, чтобы мы записали и передали царю Базану, то, что ты сказал?». Посланник Аллаха, , сказал: «Да, скажите ему, также от моего имени, что моя религия и мое царство заменит царство Хосрова и сметет все, что было до него. Также скажите ему, что если он примет ислам, я дам ему то, что сейчас находится под его властью и сделаю его правителем в месте, в котором он сейчас правит». И далее он дал им подарок и приказал уйти. Когда  принимали делегацию, традицией было давать им что-нибудь в подарок.

Как мы сказали ранее, они сказали посланнику Аллаха,, что то, что он сказал, было очень опасно. Утверждать, что хосров был убит. Ведь им приказали арестовать посланника Аллаха, , за меньшее. Посланник Аллаха, , сказал «Да» и добавил, что его государство завоюет государство хосрова.

Они вернулись к Базану и он сказал: «Эти слова не являются словами царя, но являются словами пророка. Давайте подождем и посмотрим». Давайте подождем и посмотрим, дойдут ли до них какие либо новости о Хосрою. Через определенное время, до них дошла весть о том, что хосров был убит в ту же ночь, в которую посланник Аллаха, , сказал, что он был убит. Базан принял ислам. Он знал, что это было знамением Аллаха, и что это был посланник Аллаха, ,  он принял ислам,  и это было началом распространения ислама в Йемене.

Новый хосров, тот, который убил своего отца, отправил письмо Базану, в котором написал, что он убил своего отца из-за того, что сделал по отношению к персидским дворянам, и что он желает, чтобы Базан оставил посланника Аллаха, ,  которого его отец приказал арестовать, в покое.

Когда хосров получил письмо от посланника Аллаха, , то порвал его. И когда посланник Аллаха, , узнал об этом, то сказал: «Да разорвется Аллах его царство». И это то, что произошло. Мусульмане завоевали всё  царство хосроя, всю Персидскую империю.

Следующее письмо было послано мукаукису, правителю Египта. Это письмо было послано с Хатибом Ибн Аби Бальтъ а.

Письмо было прочитано.

«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, мукаукису, великому человеку коптов. Мир тому, кто следует правильным путем, а затем: Я обращаюсь к тебе с призывом к исламу: прими ислам, и ты будешь спасен, прими ислам, и Аллах дарует тебе твою награду дважды, если же ты откажешься, то понесешь на себе (бремя) грехов всех коптов! «О люди Писания! Придите к слову, равному для нас и для вас, о том, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не будем придавать Ему в сотоварищи и не будут одни из нас считать других господами помимо Аллаха! А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы – предавшиеся”».

Мукаукис сказал: «У меня есть к тебе вопросы и я хотел бы чтобы ты помог мне понять». Хатиб сказал: «Спрашивай, пожалуйста».  Мукаукис сказал: «Расскажи мне про своего господина. Разве он не пророк?» Хатиб сказал: «Да». Тот сказал: «Тогда почему же он не попросит у Аллаха, чтобы Он уничтожил его народ, который прогнал его из своей страны в другую?». То есть почему посланник Аллаха, , не сделал дуа, чтобы Аллах уничтожил людей, которые прогнали посланника Аллаха, , из Мекки. Хатиб сказал: «Возьми Ису, сына Мрьям, разве ты не засвидетельствовал, что он был посланником Аллаха?».  Мукаукис сказал: «Да, я свидетельствую это». Хатиб сказал: «Так что же ты скажешь про его? Когда его народ захотел распять его, разве он не мог помолиться и попросить Аллаха уничтожить этих людей, когда Аллах вознес его на нижнюю часть Рая?». Мукаукис сказал: «Мудрый человек пришел от мудрого человека». Это подарки, которые я посылаю с тобой Мухаммаду, , и я отправлю с тобой охранника, который доставит тебя в безопасную гавань.

Этот ответ был вежливым, но мукаукас не принял ислам. Он отправил с Хатибом по одной версии одну, а по другой трёх дорогих рабынь-копток. Одну из них звали Мария, и на ней посланник Аллаха, , женился, и она родила ему Ибрахима, сына Мухаммада, , умершего в юном возрасте. Другая была подарена Хасану ибн Сабиту Аль-Ансари.  Он также подарил Мухаммаду, , мулицу, ее имя было Дульдуль, и другие дорогие подарки.

Также письмо было послано негусу, императору Эфиопии, и другое письмо было послано царю Гассана [подчинённая Римской империи арабская династия, правившая в Шаме]. Эти письма посланник Аллаха, , послал правителям в  соседние регионы, и мы видели, каков был ответ. Ответы были разные. Ответ хосрова был наихудшим, а ответ негуса был лучшим, потому что он принял ислам. Далее Ираклий и мукаукис, которые были вежливы, но не приняли ислам.

[Письма были также направлены правителю Бахрейна Аль-Мунзиру ибн Сава, правителю Аль-Йамамы Хаузе ибн Али и царю Омана].

Продолжение следует, إن شاء الله

 

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о