Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, когда намеревался выступить на джихад на пути Аллаха, оставлял вместо себя человека, который бы он занимался делами в Медине и занимался делами его семьи. И когда Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, собирался выйти в поход на Табук, он назначил Мухаммада ибн Масляма (محمد بن مسلمة) амиром в Медине и поручил Али ибн Аби Талибу заботиться о его семье.
Некоторые мунафики, как обычно, начали распространять слухи, спрашивая, как же Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, мог оставить Али ибн Аби Талиба дома?! Они буквально говорили, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, не взял Али ибн Аби Талиба в поход, потому что счёл его бременем для себя. Так что Али ибн Аби Талиб пришёл к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и рассказал о том, что говорили люди. Али, конечно, хотел участвовать в джихаде, и не желал пропустить подобный поход, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал ему:
أَلاَ تَرْضَى أَنْ تَكُونَ مِنِّي بِمَنْزِلَةِ هَارُونَ مِنْ مُوسَى إِلَّا أَنَّهُ لَيْسَ نَبِيٌّ بَعْدِي
«Разве тебя не радует, что бы при мне занимаешь такое же положение, которое занимал Харун при Мусе, за исключением того, что после меня не будет пророка?» [Аль-Бухари и Муслим].
Когда Муса, мир ему, отправился для разговора с Аллахом, Велик Он и Славен, он оставил за себя Харуна, мир ему, поручив ему заниматься делами Сынов Исраиля. И сейчас Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорил Али ибн Аби Талибу: Также и я поступаю с тобой, ты для меня как Харун для Мусы, за исключением того, что после меня не будет пророков, потому что Харун был пророком. И это одно из великих достоинств Али ибн Аби Талиба, в которые мы, как сунниты, верим. Шииты, конечно, заходят в этом слишком далеко и основывают на этом хадисе то, что не может быть на нём основано. Мы же, как сунниты, верим, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, оставил Али ибн Аби Талиба вместо себя, это достоверное сообщение, и что у Али ибн Аби Талиба был особый статус в глазах Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Армия вышла в поход.
Некоторые мунафики говорили между собой: «Вы думаете, что война с римлянами это всё равно что войны арабов между собой? Завтра вы все окажитесь связанными по рукам и ногам». Такие разговоры в армии это плохо, они деморализуют воинов, внушают им страх. И хотя этот разговор велся в небольшой группе, Аллах, Велик Он и Славен, сообщил об этом Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал Аммару ибн Йасиру: «Пойди к тем людям и спроси их о том, что они сказали, потому что сожгли самих себя. Если они не признаются, скажи, что они сказали то-то и то-то». Аммар ибн Йасир отправился к ним и сказал им: «Вы сказали то-то и то-то», и они пришли к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, принося свои извинения.
Аллах ниспослал аят:
وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ لَيَقُولُنَّ إِنَّمَا كُنَّا نَخُوضُ وَنَلْعَبُ
«Если ты спросишь их, они, конечно, скажут: Мы просто болтали и шутили«. И Аллах говорит:
قُلْ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنْتُمْ تَسْتَهْزِئُونَ○لَا تَعْتَذِرُوا قَدْ كَفَرْتُمْ بَعْدَ إِيمَانِكُمْ إِنْ نَعْفُ عَنْ طَائِفَةٍ مِنْكُمْ نُعَذِّبْ طَائِفَةً بِأَنَّهُمْ كَانُوا مُجْرِمِينَ
«.. Скажи: неужели над Аллахом, Его знамениями и Его посланником вы насмехались? Не извиняйтесь, вы совершили куфр после имана. Если Мы простим одну группу из вас, то накажем другую группу, потому что вы преступники«. Это аяты 65-66 суры «Покаяние».
Эти аяты ясно показывают, что шутки и насмешки над чем-то из религиозных ценностей – харам и может достигнуть степени куфра, потому что Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «Не извиняйтесь, вы совершили куфр после имана«, «Вы стали неверующими после того, как уверовали«.
Посмотрим, что они сказали. Они сказали: «Римляне могут победить нас». Это показывает нам, что насмешки, шутки над чем-то из ислама, будь то шутки над Кораном, шутки над хадисом, шутки над Посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم, шутки, в которых проявляется неуважение к божественности Аллаха, Велик Он и Славен – всё это очень опасно, это может привести к куфру, и это одни из признаков лицемерия. Поэтому мы должны быть очень осторожны и не шутить подобным образом. Некоторые шутки бывают неуместны. Есть шутки над аятами Корана, над сурами Корана, их следует избегать, потому что это крайне опасно, это святотатство. Как мусульмане мы должны быть очень осторожны. Это также показывает нам, что ислам священен, и мы должны придавать ему высокий статус и ту святость, которую он заслуживает. Мы не должны унижать нашу религию и мы не должны никому позволять унижать нашу религию. Так что это было суровое предупреждение мунафикам, которые шутили над мусульманами и их возможностями.
[Муфассиры также говорят, что причиной ниспослания этих аятов послужили слова одного из мунафиков: «Я считаю, что среди нас нет более прожорливых, лживых и трусливых в бою людей, чем эти наши чтецы» – имея в виду Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и его асхабов. Прим. редактора].
Также и сегодня, если мы можем приложить это значения на наши нынешние времена, даже если мы слабы и разъединены, мы не должны распространять слухи и слова, которые ослабляют мусульман. Мы не должны внедрять в сознание мусульман мысль, что наши враги непобедимы, что мы слабы и нет надежды, у нас нет будущего. Всё это разговоры, в которые мы, как мусульмане, не должны быть вовлечены. Мы должны ободрять Умму, нам надо воодушевить Умму, мы должны напомнить Умме о словах Аллаха:
كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ
«Вы – лучшая община, созданная для людей» [Семейство Имрана, 110]. Мы должны напомнить Умме о её блестящем прошлом. А также о её блестящем будущем! Потому что, как мусульман, нас ожидает блестящее будущее, ведь будущее принадлежит богобоязненным,
وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ
«Благое завершение принадлежит богобоязненным» [Преграды, 128, Рассказ, 83].
Таким образом мы не должны говорит о возможностях, мощи, силе кафиров и слабости и раздробленности мусульман так, чтобы это деморализовывало их, приводило их к отказу от борьбы и к примирению с существующим положением дел. Как мусульмане мы не должны делать этого.
Как мы упоминали раньше, Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, объявил общую мобилизацию: каждый мусульманин, каждый, кто говорил «нет божества, кроме Аллаха», должен был выйти в поход.
Итак, армия покинула Медину, и некоторые люди остались дома. Каждый раз, когда к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, подходил кто-то и говорил: «Такой-то человек не вышел в поход», Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отвечал: «Оставьте его. Если есть в нём благо, то Аллах сделает так, что он присоединиться к вам, а если нет, то Аллах дал вам отдых от него«.
Но затем они пришли к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и сказали: «С нами нет Абу Зарра». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал то же самое, оставьте его, если есть в нём благо, он последует за вам, а если нет, то Аллах избавил вас от него.
Абу Зарр следовал вместе с армией, но его верблюд был медленным, и когда он стал задерживать Абу Зарра слишком сильно, Абу Зарр взял свои вещи, спрыгнул с верблюда и пошёл пешком по жаркой пустыне со своим грузом на плечах.
И когда мусульмане увидели, как из раскалённой пустыни, издалека, появляется фигура одинокого идущего пешком человека, они обратились к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказав: «О, посланник Аллаха, какой-то человек идёт за нами по дороге». И Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Пусть это будет Абу Зарр«. Когда человек приблизился, оказалось, что это Абу Зарр, люди обратились к Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказав: «О, посланник Аллаха, это Абу Зарр!». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Да помилует Аллах Абу Зарра. Он идёт один, умрёт один и будет воскрешён один«.
Субхана-ллах, прошли годы, Абу Зарр застал времена, когда мусульмане и мусульманский Халифат были очень богаты. Абу Зарр, человек, который родился в суровой пустыне, он принял ислам в ранний период, когда ситуация была очень трудной. Абу Зарр принял ислам, когда Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, находился в Мекке, когда обстоятельства были тяжёлыми. Абу Зарра описывают как очень смуглого, крепко сложенного человека со вспыльчивым характером. Он был очень строгим человеком, и был очень аскетичен. Он был уверен, что мусульмане должны не накапливать богатства, а раздавать их нуждающимся и на другие благие цели. При этом господствующее мнение среди мусульман, и это мнение учёных, что если человек выплатил закат со своих денег, то остальные его деньги для него халяль, и люди могут хранить и копить деньги, потому что в противном случае нет смысла в законах о наследстве, упомянутых в Коране, если у людей бы после смерти не оставались накопленные деньги. Однако Абу Зарр придерживался этого жёсткого мнения, и он не уживался с властями и не уживался со многими людьми. Он находился в Шаме во времена Муавиййи. Шам был хранилищем богатств. Благодаря захваченному у римлян и благодаря тому, что земли Шама были благодатны, мусульмане там стали очень богаты. Абу Зарр не был доволен этим. Муавиййа, который был губернатором в Шаме, отправил письмо халифу Усману ибн Аффану, написав: «Абу Зарр испортил для меня Шам». Усман ибн Аффан вызвал Абу Зарра в Медину и приказал ему оставаться в Медине. Абу Зарр ответил: «Я не хочу иметь ничего общего с этой дунья, оставьте меня в покое. Позволь мне отправиться в Ар-Рабаза» (الربذة), это было маленькое селенье посреди пустыни. Абу Зарр не хотел оставаться даже в Медине. Он был категорические против того, что видел. Усман ибн Аффан разрешил ему поселиться в Ар-Рабаза. Когда Абу Зарр уезжал, Усман сказал ему: «Я дам тебе верблюдов, чтобы тебе было на что жить», Абу Зарр ответил: «Они мне не нужны, я проживу сам», и уехал, не взяв с собой ничего. Когда он умирал в маленьком селении посреди пустыни, с ним не было никого, кроме его жены и слуги, ни соседей, ни друзей. Абу Зарр, великий сподвижник Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, учёный, бывший муфтием во времена Абу Бакра, Умара и Усмана, был теперь один: ни учеников, ни друзей, ни соседей, никого. И на смертном одре, когда его жена начала плакать, он спросил, почему она плачет. Она ответила: «А как мне не плакать, ты умираешь здесь, а у меня нет ничего, чтобы использовать как саван для тебя, у меня нет сил, чтобы похоронить тебя». Абу Зарр сказал: «Радуйся, а не плачь! Я слышал ка Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, обратился к собранию, в котором был и я, и сказал: «Один из вас умрёт в пустынной земле, и свидетелями его похорон станет группа верующих», и все из этого собрания умерли, остался я один. Все они умерли в джамаате, они все были в группе. Я лишь один, кто подходит под этот хадис, кто умирает один в пустынной земле. Так что пойди и посмотри на дорогу». Она спросила: «О какой дороге ты говоришь? Паломники уже уехали домой, и дороги пусты». По всей видимости это был район, мимо которого проезжали паломники, а после них не ездил никто. Но Абу Зарр сказал ей пойти посмотреть на дорогу, и она некоторое время ходила и смотрела, не едет ли кто, а затем возвращалась и ухаживала за умирающим мужем, пока в один день не увидела группу людей, ехавших на верблюдах, которые выглядели как стервятники. Возможно, такими кажутся люди, которые едут по пустыне. Она помахала им рукой, и они подъехали к ней и спросили: «Что тебе надо, о, раба Аллаха?!» Она сказала: «Здесь умирает один человек, и я хотела бы, чтобы вы позаботились о нём». Они спросили: «Кто он?», и она ответила: «Абу Зарр». Они спросили: «Сподвижник посланника Аллаха?!», она ответила: «Да», и они закричали, что готовы пожертвовать своими отцами и матерями за него, и бросились к Абу Зарру, который был на пороге смерти, и сказал им: «Радуйтесь, Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал мне: Ты умрёшь в пустынной земле, и свидетелями твоих похорон станут верующие». Затем он сказал: «Если бы у меня или моей жены было бы что-то, что можно использовать как саван, я бы использовал это, но у нас нет ничего»…
У Абу Зарра не было ничего. Однажды его навестил Абу Муса, и увидел, что Абу Зарр занимается домашними делами, Абу Муса захотел ему помочь, но Абу Зарр сказал ему: «Оставь меня!», Абу Муса сказал: «Я твой брат!», но Абу Зарр ответил: «Ты не мой брат. Ты был моим братом до того, пока не согласился занять руководящую должность!». Абу Зарр не хотел иметь ничего общего с человеком, который был назначен амиром. Посмотрите, насколько строг был Абу Зарр в своём аскетизме.
Другой посетитель описывал Абу Зарра как человека с растрёпанными волосами в старой одежде. Он вёл очень тяжёлую жизнь.
И теперь наступил момент готовиться к похоронам, в у Абу Зарра не было ничего, чтобы использовать как саван, и он сказал этим людям: «Если бы у меня или у моей жены было что-то подходящее, я бы использовал это как саван, но у меня нет ничего…» И затем он сказал: «Я не хочу, чтобы кто-то из вас дал мне саван, если он был амиром, полицейским или почтовым служащим». То есть он не хотел брать ничего от человека, который бы работал на государственных должностях. Все люди в этой группе занимали раньше какие-то посты, за исключением одного ансара, который был молод. Он сказал: «Я дам тебе две одежды, которые сшила моя мать». Абу Зарр взял эти две одежды, а затем он умер. Они совершили джаназа над ним и похоронили его. И так закончилась жизнь одного из величайших асхабов Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Дорогие братья и сёстры, я хочу сказать: даже не думайте следовать за Абу Зарром, никто из нас не смог бы сделать этого. Но мы говорим об Абу Зарре, и можем сравнить нас с ним, и увидеть, как мы жалки. Так роскошь, безопасность, комфорт, богатство, лёгкость, в которых мы живём, если мы сравним их с путём Абу Зарра, с его строгим аскетизмом, которого он придерживался до самой смерти, покажут нам огромную разницу между нами и ним, и это даст нам понять, как мы несчастны.
Мы просим Аллаха, Велик Он и Славен, простить нас, мы просим Аллаха, Велик Он и Славен, наставить нас на прямой путь, и сделать нас истинными верующими.
Оставить комментарий