Имам Анвар Аль-Авляки: «Жизнь Мухаммада».Часть 53: Прощальный хаддж, Часть 1

0

Мы переходим к событиям 10-го года хиджры.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил Му’аза ибн Джабаля и Абу Мусу Аль-Аш’ари для да’вата жителям Йемена. В «Сахихе» Аль-Бухари говорится: «Он послал каждого из них в определённую часть Йемена», то есть каждый из них был назначен амиром в разных йеменских провинциях, Йемен в то время был разделён на две области, и сказал:

يَسِّرَا وَلاَ تُعَسِّرَا، وَبَشِّرَا وَلاَ تُنَفِّرَا، وَتَطَاوَعَا وَلاَ تَخْتَلِفَا

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал им: «Будьте мягкими и снисходительными, а не грубыми и жёсткими, побуждайте и мотивируйте, а не подавляйте и  отталкивайте, и сотрудничайте, а не конфликтуйте».

В призыве, в да’ва, нужна мягкость и снисходительность, а не жёсткость, в отличие от джихада. Мы видим, что аяты и хадисы, говорящие о жёсткости с кафирами, идут в контексте джихада, сражения на пути Аллаха. А здесь Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит своим асхабам быть мягкими, а не жёсткими, и побуждать и привлекать людей, а не подавлять их, потому что это либо новые мусульмане, либо люди, которые согласны  выслушать послание ислама.

И каждый их них отправился в свою область, и когда, во время поездок по своим областям,  они оказывались недалеко друг от друга, они договаривались о встрече и давали друг другу салям. Оба они всё время ездили по своим провинциям от одного селения к другому, и решили, что когда они будут находится недалеко друг от друга, они будут встречаться, чтобы обсудить свои дела и посоветоваться.

И Му’аз оказался  во время поездки неподалёку от области Абу Мусы, и отправился на своём муле к Абу Мусе, и застал его сидящим в окружении людей. Там же Му’аз увидел человека,  руки которого были привязаны к шее, и Муаз сказал: «О, Абдуллах ибн Кайс – а так звали Абу Мусу – кто это?». Муса ответил: «Это человек, ставший кафиром после ислама» – в другой версии сообщается, что этот человек был иудеем, который принял ислам, а затем опять вернулся в иудаизм. Му’аз сказал: «Я не слезу с моего мула, пока этот человек не будет казнён». Абу Муса ответил: «Для этого его и привели, слезай». Му’аз  сказал: «Я не слезу, пока он не будет казнён». И этот человек был казнён, а затем Му’аз  слез с мула и сказал: «О, Абдуллах, как ты читаешь Коран?», и Абу Муса ответил: «Я читаю его частями днём и ночью с перерывами». Затем он спросил: «А ты, Му’аз , как читаешь Коран?», и Му’аз  ответил: «Я сплю первую часть ночи, и встаю, когда посплю достаточно, и читаю столько, сколько предопределил мне Аллах, поэтому я могу считать свой сон делом, за которое надеюсь получить награду, как я надеюсь получить награду за мою ночную молитву». Му’аз  говорит Абу Мусе: В то время как ты утомляешь себя чтением Корана, я отдыхаю, сколько мне надо, и считаю этот отдых поклонением, потому что я отдыхаю для того, чтобы быть в состоянии молиться после этого отдыха.

Это показывает нам, что наши повседневные привычки и потребности, потребность в еде, питье, сне, мытье могут рассматриваться как нечто, за что можно получить вознаграждение, если мы совершаем их ради Аллаха, для того, чтобы иметь возможность поклоняться Ему, чтобы быть активными, когда мы исполняем религиозные ритуалы.

Аль-Бухари приводит от Ибн Аббаса, что, когда Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправлял Му’аза ибн Джабаля в Йемен, он сказал ему:

إِنَّكَ سَتَأْتِي قَوْمًا أَهْلَ كِتَابٍ، فَإِذَا جِئْتَهُمْ، فَادْعُهُمْ إِلَى أَنْ يَشْهَدُوا أَنْ لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوا لَكَ بِذَلِكَ، فَأَخْبِرْهُمْ أَنَّ اللَّهَ قَدْ فَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَوَاتٍ فِي كُلِّ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ، فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوا لَكَ بِذَلِكَ، فَأَخْبِرْهُمْ أَنَّ اللَّهَ قَدْ فَرَضَ عَلَيْهِمْ صَدَقَةً تُؤْخَذُ مِنْ أَغْنِيَائِهِمْ فَتُرَدُّ عَلَى فُقَرَائِهِمْ، فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوا لَكَ بِذَلِكَ، فَإِيَّاكَ وَكَرَائِمَ أَمْوَالِهِمْ وَاتَّقِ دَعْوَةَ المَظْلُومِ، فَإِنَّهُ لَيْسَ بَيْنَهُ وَبَيْنَ اللَّهِ حِجَابٌ

«Ты поедешь к народу из людей Писания…» —  потому что жители Наджрана были христианами, а во многих других областях Йемена жили иудеи, они были арабами, которые приняли иудаизм – «.. так что призови их засвидетельствовать, что нет никого, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. И если они примут это, то скажи им, что Аллах возложил на них обязанность совершать пять молитв в течение дня и ночи. Если они примут это, что скажи им, что Аллах возложил на них выплату заката, который берётся у богатых из них и отдаётся бедным из них…»  — и это используют как далил те учёные, которые считают, что закат должен собираться и раздаваться в той же местности. Учёные говорят, что так поступать лучше, но, в любом случае, если нужда больше в другом месте, то можно отправить собранный в одном месте закат или садака в это другое место – «… и если они примут это, то берегись забирать у них лучшее их имущество…» – имеется в виду, что, когда правитель выбирает,  например, животных, которые пойдут на закат, он не должен выбирать лучших, он должен брать средних: не лучших, и не худших – «… и бойся мольбы угнетённого, потому что между его мольбой и Аллахом нет преграды».

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит Му’азу быть осторожным и не нарушать ни чьих прав, потому что если мы поступим с кем-то несправедливо, и этот человек сделает  дуа против нас, это дуа достигнет Аллаха, Велик Он и Славен, и ничего не будет стоять   между этим дуа и Аллахом. Так что мы должны быть осторожны, не быть несправедливы, не нарушать ни чьих прав, потому что несправедливость это великий грех, который принесёт большие проблемы в Судный День.

Также мы видим в этом хадисе пример постепенности в призыве, пример призыва шаг за шагом.  Шахада сперва, затем молитва, затем закат.

Имам Ахмад передаёт от Му’аза ибн Джабаля, что он сказал:

Отправил меня Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в Йемен и сказал: «Возможно, ты пройдёшь мимо моей могилы и моей мечети…» — это указание, что Му’аз  видит Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, последний раз – «и я посылаю тебя к народу с мягкими сердцами, и они будут сражаться на истине два раза, так что сражайся с теми, кто подчиняется тебе, против тех, кто не подчиняется тебе.. – Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит Му’азу: делай да’ва, и тех, кто примет ислам, немедленно мобилизуй для сражения с теми, кто не уверовал. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, не говорит Му’азу ибн Джабаля отправить их в исламские университеты или проводить с ними специализированные воспитательные курсы, мы не говорим, что знания неважны, или что воспитание неважно, но это показывает нам, что, если человек принял ислам, то на него немедленно ложится обязанность сражаться на пути Аллаха, и это то, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал сделать Му’азу ибн Джабалю: мобилизовать тех, кто принял ислам для сражения с теми, кто не принял ислам. Затем Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит Му’азу, что, когда он будет сражаться на пути Аллаха, ислам будет распространяться, и женщина оставит своего мужа, дети – родителей, и брат оставит брата ради ислама..» [Ахмад].

В другом рассказе, приведённом имамом Ахмадом, Му’аз ибн Джабаль говорит, что, отправляя его в Йемен, Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, вышел вместе с ним, давая ему наставления, и Му’аз  ехал верхом, а Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, шёл за его верблюдом, — это проявление скромности и простоты Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, пророк, глава государства, величайший из людей, идёт пешком в то время, как Му’аз  едет верхом. И когда он закончил давать ему советы, он сказал: «О, Му’аз , возможно, ты не увидишь меня больше, и возможно, ты пройдёшь рядом с моей мечетью и моей могилой«, и Му’аз  заплакал, скорбя из-за близкой разлуки с Посланником Аллаха, صلى الله عليه وسلم. Затем Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, посмотрел на Медину и сказал: «Самые близкие ко мне люди – это богобоязненные, кто бы они ни были и где бы они ни были«. [Ахмад, 22052, достоверный хадис].

И это великая радостная весть от Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит, что самые близкие к нему люди, это те, кто боится Аллаха, где бы они ни были, в какой бы земле ни жили, и кем бы они ни были!

Другой совет,  который Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, дал Му’азу ибн Джабалю, да будет доволен им Аллах, и это также приводится в «Муснаде» имама Ахмада:

إِيَّاكَ وَالتَّنَعُّمَ؛ فَإِنَّ عِبَادَ اللهِ لَيْسُوا بِالْمُتَنَعِّمِينَ

«Опасайся роскоши, ведь, поистине, рабы Аллаха не живут в роскоши!» [Слабы хадис].

Му’аз  ибн Джабаль был послан чтобы быть кем? Правителем, губернатором. И это работа, на которой роскошная жизнь становится доступной, если пожелать. Поэтому Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, предостерёг его, сказав «Опасайся роскоши». Это был совет, который Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, дал человеку, который мог позволить себе роскошь. Что же тогда говорить о тех людях, которые не в состоянии оплатить роскошный образ жизни, и тем не менее они напрягаются, чтобы вести такой образ жизни. Роскошь это очень опасная вещь, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит Му’азу, что рабы Аллаха, — то есть истинные рабы Аллаха —  не живут в роскоши.

В другом рассказе, переданном Абду-р-Раззаком Ас-Сан’ани сообщается: «Му’аз  ибн Джабаль был красивым и щедрым молодым человеком, одним из лучших в своём народе…», кстати, Му’аз  ибн Джабаль был молод и был очень активным учёником Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, любил его и видел в нём признаки учёного. Итак, в этом хадисе говорится: «Му’аз  ибн Джабаль был красивым и щедрым молодым человеком, одним из лучших в своём народе, что бы у него ни просили, он отдавал, и в конце концов у него образовался долг, который превосходил всё его имущество. Он рассказал об этом Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и попросил его переговорить с его кредиторами, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сделал этот. Тем не менее кредиторы не простили Му’азу ничего из его долгов, не смотря на то, что сам Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, вмешался в это дело. В итоге Му’аз  оказался банкротом и всё имущество его было разделено между кредиторами, и у него не осталось ничего. После хаджа Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил Му’аза в Йемен, и позволил ему вложить те деньги, которые находились в его распоряжении, как губернатора Йемена, в бизнес. Когда Му’аз  вернулся, Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, уже умер, и правителем был Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Те инвестиции, которые сделал Му’аз , были успешны, и Умар сказал Му’азу: «Отдай эти деньги Абу Бакру, и если он вернёт тебе что-то из них, то хорошо, в противном случае, ты должен вернуть их все».  Му’аз  ибн Джабаль ответил: «Я не отдам их, потому что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил меня с намерением, чтобы я смог заработать деньги из-за моего банкротства». Тогда Умар отправился к Абу Бакру и сказал ему: «Пошли кого-нибудь к Му’азу, и оставь ему необходимое для жизни, а остальное забери». Абу Бакр ответил: «Я не сделаю этого! Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил его, чтобы он смог восстановить своё материальное положение». На следующее утром Му’аз  пришёл к Умару и сказал: «Думаю, я должен сделать то, что ты сказал. Вчера я увидел во сне, как меня тащат в огонь, а ты спас меня». Му’аз  отправился к Абу Бакру и отдал ему всё своё имущество, а Абу Бакр вернул его Му’азу, не взяв ничего. И теперь это имущество Му’аз  получил с согласия халифа.

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, также отправил в Йемен Халида ибн Аль-Валида и Али ибн Аби Талиба. Аль-Байхаки рассказывает от Аль-Бара, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил Халида в Йемене, чтобы он призвал его жителей к исламу. Халид провёл там шесть месяцев, но люди и не очень принимали его да’ват. Тогда Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отозвал его и отправил вместо него Али ибн Аби Талиба, и сказал Али, что те, кто захотят вернуться с Халидом, могут вернуться, а те, кто захотят остаться с Али, могут остаться. Когда Али приехал, он совершил коллективную молитву с мусульманами перед людьми из племени Хамдан, а затем вскрыл письмо Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и прочитал его собравшимся. И всё племя Хамдан приняло ислам. И Али написал Посланнику Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сообщение с этой новостью. Когда Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, получил это письмо, он совершил суджуд и сказал: «Мир Хамдану, мир Хамдану!«.

Также Али рассказывает: «Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправил меня в Йемен, и я сказал ему: «Ты оправляешь меня к людям, которые старше меня…» – Али был молод, а Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, назначал его судьей – «… я молод и у меня нет опыта в судебных делах». И Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, положил руку мне на грудь и сказал:

اللَّهُمَّ ثَبت لِسَانه واهد قلبه، يَا على إِذْ جَلَسَ إِلَيْكَ الْخَصْمَانِ فَلَا تَقْضِ بَيْنَهُمَا حَتَّى تسمع من الآخر مَا سَمِعْتَ مِنَ الْأَوَّلِ، فَإِنَّكَ إِذَا فَعَلْتَ ذَلِكَ تبين لَك

«О, Аллах, укрепи его язык и наставь его сердце! О, Али, если к тебе придут двое спорящих между собой человек, не выноси решение, пока не выслушаешь их обоих, и если ты будешь поступать таким образом, тебе будет ясно, кто из них прав«.

Али сказал: «И после этого я никогда не испытывал затруднений при вынесении судебных решений». Али очень известен тем, что был судьей, он был судьей во времена Умара и Усмана, они очень доверяли ему в этом вопросе и назначали его судьей в сложных делах и тонких вопросах, касавшихся управления исламским государством.

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о