В десятом году хиджры Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершил хаддж, и этот хаддж называется «Прощальным паломничеством», потому что во время этого хадджа Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, передал Умме свои последние слова, это был момент, когда все мусульмане собрались и получили возможность услышать и увидеть Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в последний раз. Он также называется «хаддж ислама», потому что это был единственный хаддж, который Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершил из Медины. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершал паломничества, когда жил в Мекке, как до, так и после начала пророческой миссии, но это был единственный хаддж, который он совершил, когда жил в Медине, и это произошло в десятом году хиджры.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, отправился в хаддж верхом на верблюде, у него было очень скромное снаряжение, седло и сбруя, и он сказал: «Хаддж, в котором нет показухи». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершил свой хаддж просто, и таким и должен быть хаддж. Мусульманин должен использовать хаддж как шанс избавиться от вошедших в привычку удобств, это момент, чтобы приобрести небольшой опыт жизненных тягот. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, совершил свой хаддж в очень простых и скромных условиях.
После смерти Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, когда условия жизни мусульман стали значительно лучше в материальном плане, и многие мусульмане начали приезжать на хаддж с различными невероятным вещами. Однажды Ибн Умар со своими сподвижниками увидел группу паломников и Йемена, которые проезжали прямо перед ними, сбруя и сёдла их верблюдов были очень простые и скромные, и Ибн Умар сказал: «Тот, кто хочет увидеть в этом году путешественников, наиболее похожих на Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и его сподвижников в год Прощального паломничества, пусть посмотрит на эту группу».
Сегодня, если мы поедем на хаддж в Мекку, посетим Медину, мы увидим причуды и расточительство, мы увидим «прихотливый хаддж», мы увидим «VIP-хаддж», хаддж, который по идее должен быть одинаковым для всех, превратился в место, где мы можем явно увидеть различия между богатыми и бедными в жилье, транспорте и других аспектах. Но не так это было во времена Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Когда Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, находился на горе Арафа, Аллах, Велик Он и Славен, ниспослал Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا
Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам (Трапеза, 3).
Один иудей пришёл к Умару ибн Аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, когда он был халифом, и сказал: «О, повелитель верующих, если бы этот аят был бы ниспослан нам, мы бы сделали этот день праздником…» – потому что это великий аят, Аллах сообщает, что ваша религия завершена и доведена до совершенства, каждый мусульманин знает теперь, то, чему он следует, его религия – совершенна, полноценна. Умар ибн Аль-Хаттаб ответил: «Я знаю, когда и где этот аят был ниспослан, он был ниспослан, когда Пророк, صلى الله عليه وسلم, находился на горе Арафа, и это была пятница». [То есть в ежегодный праздничный день Арафа, и в еженедельный праздничный день пятницу]. [Аль-Бухари, 45].
Имам Муслим приводит, что Умму-ль-Хусайн сказала: «Я участвовала в Прощальном хаддже Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, и видела его, когда он кидал камешки в Джамрат аль-Акаба, а затем вернулся верхом на своём верблюде, а с ним были Билял и Усама, один из них вёл его верблюда, а другой держал над головой Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, свою одежду, прикрывая его от солнца. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал много вещей, а затем я услышала, как он сказал: «Если раб с отрезанными частями тела станет вашим правителем и будет руководить вами по Книге Аллаха, то слушайтесь его и повинуйтесь ему«. Ан-Навави говорит: «Человек с такими качествами находится на самом низком уровне», он раб, его конечности отрезаны. И Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит нам, что даже если такой человек будет назначен руководителем, ему следует подчиняться, пока он руководит по Книге Аллаха. «Сказали учёные: «…до тех пор, пока правители придерживаются ислама и призывают людей к Книге Аллаха, не смотря на то, каковы они сами в плане религии и нрава». Это значит, что если их законы соответствуют Книге Аллаха, если они исполняют установления Аллаха и призывают к этому других, не важно, каковы их собственные характеры и что они делают в своей частной жизни – это не должно волновать нас, если они правят в соответствие с Книгой Аллаха». Затем Ан-Навави говорит: «Люди не должны восставать против таких правителей, а если они делают что-то плохое, то их следует увещевать и наставлять. Если же возникнет вопрос: Как можно приказывать подчиняться рабу при том, что халиф должен быть курайшитом, то ответить на это можно с двух сторон: во-первых, возможно, имеются в виду некоторые правители, которых назначает халиф; во-вторых, если раб-мусульманин силой захватит власть, то ему следует подчиняться до тех пор, пока он правит по Книге Аллаха.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, выступил с речью, которая известна, как «Прощальная проповедь». Существует много рассказов об этой хутбе, некоторые у Аль-Бухари, некоторые у Муслима, некоторые в других сборниках хадисов и книгах по сире. Мы прочитаем версию, которую привёл имам Ахмад. Это прощальные слова и советы Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «О, люди, знаете ли вы, что это за день, что это за месяц, и что это за земля?«. Они ответили: «Это священный день, священный месяц и священная земля». Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал: «Поистине, ваша кровь, ваше имущество и ваша честь священны для вас, как священен этот ваш день в этом вашем месяце в этой вашей земле до тех пор, пока вы не встретите Его!«. Затем он сказал: «Слушайте меня и вы будете жить: Не будьте несправедливы, не будьте несправедливы, не будьте несправедливы! Имущество человека дозволено лишь если он даст его по своему желанию. Поистине, всякая [пролитая] кровь, [захваченное] имущество, заслуга в джахилиййи находится под этой моей ногой до Судного Дня. И первая кровная месть, которая отменяется – это кровь Раби’ ибн Аль-Хариса ибн Абду-ль-Мутталиба, который был вскормлен в Бану Лейс и убит Хузайлем.
Поистине, все ростовщические сделки, заключенные в джахилиййи, отменяются, и Аллах установил, что первая отменённая риба это риба Аль-Аббаса ибн Абду-ль-Мутталиба. Вам принадлежит основной капитал, вы не поступаете несправедливо, и с вами не поступают несправедливо…«
То есть мы видим, что Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, объявил всю джахилийю отменённой. Наступила новая эпоха с новыми законами, а старая эпоха закончилась. И Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, применил эти новые правила в первую очередь к себе и своей семье. Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит, что первое наказание за убийство в джахилиййи, мы отменяем и первая пролитая кровь, от возмездия за которую мы отказываемся это кровь Раби’ ибн Аль-Хариса ибн Аль-Мутталиба, который был двоюродным братом Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم.
Такие случаи убийства приводили к войнам между племенами и кланами, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, говорит: Мы прощаем эту кровь убийцам. Тем самым он положил конец племенной системе, царившей в Аравии.
Затем Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, запрещает риба, и говорит, что первая риба, на которую он ставит свои ноги, это риба Аббаса ибн Абду-ль-Мутталиба. Аббас давал людям деньги в долг под проценты, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал, что он имеет право получить обратно только основную сумму, но не проценты с капитала.
Затем Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:
«Поистине время вернулось как в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю», а затем он прочитал «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» [Покаяние, 36].
Затем Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, сказал:
«Не становитесь после меня кафирами, рубя друг другу головы. Поистине, шайтан потерял надежду, что молящиеся будут поклоняться ему, однако он рассчитывает разжигать между вами рознь…» – и поэтому мы наблюдаем так часто распри между мусульманами. Дьявол не старается, не работает над тем, чтобы посеять вражду и рознь среди кафиров, потому что кафиры в любом случае идут в Ад, поэтому он заботится о мусульманах. И если он не может их сделать кафирами, он старается сделать так, чтобы они воевали между собой. Он всегда наущает их, чтобы спровоцировать фитну между ними.
«… Бойтесь Аллаха в ваших отношениях с женщинами, ведь они ваши пленницы…» – Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, здесь, в конце своей жизни даёт нам наставление заботиться о наших женщинах.
они ваши пленницы, не владеющие для себя ни чем. И них есть права на вас, и у вас есть права на них, ваши права в том, что они не должны позволять ни кому другому ложиться на ваши постели, не позволять входить в ваш дому тому, кто вам неприятен. А если вы боитесь их непослушания, то наставляйте их, оставляйте их на ложах и бейте их, но не сильно. Они имеют право на еду и одежду в соответствие с общепринятыми нормами. Поистине, вы взяли их только по соглашению с Аллахом и только по слову Аллаха вам стали дозволены половые отношения с ними. А тот, у кого есть соглашение, должен выполнять его перед тем, с кем он договорился«.
Это были слова Посланника Аллаха, صلى الله عليه وسلم, во время Прощального хадджа, хутба, которую он произнёс перед тысячами мусульман, и мы находим в них таухид, советы по фикху, и мы видим в них также наставление заботиться и переживать за мусульманок.
Оставить комментарий