Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха
Один из тех, кто симпатизируют людям, которые сожгли иорданского пилота, но который все еще считается с моим мнением, прислал мне сообщение, сказав: «В вопросе сжигания есть разногласие?».
Я сказал: Разногласие есть, но оно аномальное (шазз), такое, которое не принимается в расчет.
Он сказал: Почему? Ведь Ибн Хаджар в книге «Фатху-ль-Бари» привел разногласия по этому вопросу.
Я ему ответил: «Это разногласие аномально само по себе, при этом запрет на сжигание очень жесткий по причине его последствий из-за следующих фикховых мотивировок:
Первое: Из-за его противоречия ясному шариатскому тексту (насс). А любой иджтихад, противоречащий ясному шариатскому тексту, должен быть отвергнут.
Второе: Из-за его противоречия единогласному мнению (иджма’). Из тех, кто привел ижма’, Ибн Кудама в своей книге «Аль-Мугни». Единогласное мнение, которое он привел, хотя и является «иджма’ по умолчанию», имеет как минимум уровень, о котором можно сказать «мнение большинства ученых (джумхур)». И есть много аномальных вопросов, по которым нет единогласного мнения, ведь иначе их не называли бы «аномальными (шазз)» .
Вот слова Ибн Кудамы: «Врага, над которым уже получена власть, запрещается сжигать огнем, и нам не известно на этот счет никаких разногласий.
Абу Бакр Ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, иногда отдавал распоряжение о сжигании некоторых вероотступников, и это было сделано Халидом ибн Аль-Валидом по его приказу, а что касается нынешнего времени, мне неизвестно в этом вопросе никакого разногласия среди ученых.
А что касается сжигания до их захвата, то если имеется возможность захватить их без огня, то не разрешается бросать в них огонь, потому что они находятся в положении людей, над которыми уже получена власть. Но если нет возможности подобраться к ним кроме как с огнем, мнение большинства ученых что в таком положении можно использовать против них огонь». («Аль-Мугни» т.9, стр. 230).
Третье. Слабость того, на что опирается это разногласие. А опирается оно на три вещи:
1. На аят, в котором говорится о возмездии подобно совершенному преступлению.
2. На предания от некоторых сподвижников.
3. На разногласия в толкованиях хадисов (в которых говорится о запрете сжигания).
Аят о возмездии подобно преступлению не дает разрешения на сжигание, потому что этот аят имеет общий смысл (амм), и уточняется специальными шариатскими текстами о запрете сжигания кафира, а связывание этого запрета с тем, что такой вид наказания принадлежит только Аллаху, прекращает всякий спор и утверждает, что уточняющие тексты закрывают всякую возможность использования этого аята с общим смыслом. Потому что право сжигания принадлежит только Аллаху, и не оспорит этого никто, кроме того, кто враждебно противоречит этому хадису.
Противоречащие нам – при том, что большинство из них и недостойны, чтобы говорить о разногласии с ними — не считают дозволенными некоторые второстепенные вопросы фикха, дозволенность которых вытекает из общего смысла упомянутого аята, например, казнь кафира посредством мужеложства, если он сделал подобное с мусульманином, или же прелюбодеяние с их женщинами, если они совершили это. Если наши оппоненты согласятся с этими примерами и скажут об их запрещенности, то они скажут это из-за наличия шариатских текстов.
Мы говорим им, тогда запретите и сжигание из-за наличия текста или же отбросьте все ваше общие положения, на которые вы опираетесь. У вас есть выбор: или выбрать то, что противоречит себе, или же быть последовательными, и либо дозволить всё это, или же запретить всё это.
А об общей дозволенности в таких вопросах не скажет человек в здравом уме, который знает, что говорит.
И не остается ничего кроме запрета, которому вам надлежит следовать, в противном случае вы впадаете в противоречие.
А правило фикха гласит: «Противоречие указывает на неправильность и недействительность».
Теперь насчет преданий от сподвижников. Передачи от Абу Бакра и Халида недостоверны, достоверно только предание от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и Ибн Кудама в «Аль-Мугни» привел его в месте иджма’, указав, что это было до установления ижма’а.
Предание от Али противоречит ясному шариатскому тексту (насс), одним из передатчиков которого является Ибн Аббас.
Аль-Амидий и другие в книге «Аль-Ихкаму-ль-Ижма’» привели, что противоречие одного сподвижника другому аннулирует доказательную силу с обеих сторон. Если такое случается, исследователь должен найти доказательство из другого источника.
А что касается упоминания разногласия в толкованиях хадиса, то это не придает законность разногласию, потому что толкования хадисов в большинстве случаев не проверяются на ошибки в области фикха и не бывают лишены ошибок в сфере убеждений, как это известно тем, кто их изучал.
И если факих порицается, когда он в каком-нибудь вопросе опиряется на некоторые второстепенные книги мазхаба, оставив основные источники, то книги толкований хадисов тем более достойны, чтобы порицать опирающегося на них в вопросах фикха, даже если он и поднимает шум по этому поводу. И это дорога и обычай обладателей знания, хочешь ты этого или нет.
Что касается жесткого запрета из-за последствий, то это потому что оно может подтолкнуть к вероотступничеству некоторых простолюдинов, которыми овладел гнев, и которые из-за этого гнева станут поддерживать крестоносцев в их атаках на мусульман. И по этой причине пророк, صلى الله عليه وسلم, не стал убивать мунафика Ибн Убаййа ибн Салюля. И это мотив, не потерявший своей актуальности, и следует использовать его в его общем смысле, а не буквально, кроме как в отношении того, чье вероотступничество скрыто и его причина незаметна.
Шайх Абу Ал-Баракат Ан-Наlжди
Оригинал: https://justpaste.it/kb16 / https://www.tawhed.ws/evnts.php
Перевод: Абду-ль-Карим Эвтархо
Djazakumu Llahu hayran! Ua barakaLlahu fikum!
Ва иййака, ва фика барака-ллах.
Хорошее разъяснение, хотя субъектам с пластиковыми мозгами не понять.
Мне кажутся очень важными слова «Что касается жесткого запрета из-за последствий, то это потому что оно может подтолкнуть к вероотступничеству некоторых простолюдинов…».
Настоящие ученые, которые являются наследниками пророков, всегда беспокоятся о возможных плохих последствиях разрешенных и даже благих дел. Пророк, ﷺ, как мы знаем, даже не стал перестраивать Каабу на фундаменте Ибрахима, мир ему, боясь, что это плохо повлияет на неокрепший иман жителей Мекки.
Что может быть хуже, чем сделать какое-то дело, которое приведет к вероотступничеству кого-то из слабых и невежественных мусульман?!
Ассаляму алейкум!
Уроки по таухиду и сражению (Шейх Харис Ан-Назари) на ютубе
https://www.youtube.com/playlist?list=PLJtTUHWBOgo-e2zF1cgXxcWYP29SMfcv7
Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух. Джазака-ллаху хайран. Советую скачать – youtube такие вещи обычно быстро удаляет.
السلام عليكم ورحمة الله و بركاته.
Как я ронял автор статьи имет введу,когда обычного кяфира поймал в плен. Но ИГ сожгла летчика как къисас,они так говорят и в этом как бы иджмагь есть говорят. Если не затруднив посмотри ссылку
http://uqu.edu.sa/page/ar/111364
Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух.
В статье по ссылке про иджма’ по этому поводу не нашел. Например, тут пишется:
كره ذلك عمر وابن عباس وغيرهما مطلقًا سواء كان ذلك بسبب كفر أو في حال مقاتلة أو كان قصاصاً
«Это (сжигание) считали безусловно плохим Умар, Ибн Аббас и другие, без разницы – по причине неверия, или во время боя, или в качестве къисаса».
Нет, не опечатка, речь как раз о том, что если порицаются люди, которые в вопросах фикха опираются не на основные, а второстепенные книги по фикху, то что говорить о тех, кто в вопросах фикха опирается вообще не на книги по фикху, а на книги толкований хадисов.
ассаламалеикум , какой хукм того кто помогает против каафиров и довле и джабхат нусра и другим джааматам,?
Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Не понял вопрос.
ассаламалеикум, я спросил можно ли всем джааматам помогать в том числе и довле
Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух.
https://alisnad.com/?p=1939