Аль-Бака`и сказал: «Свидетельство «ля иляха илля-Ллах» означает полное отрицание того, что кто-либо достоин поклонения, кроме Великого Аллаха. Знание этого является величайшим спасением от ужасов Судного часа. Подобная осведомлённость является знанием лишь в том случае, если она приносит пользу, а пользу она приносит лишь тогда, когда человек покоряется ему (свидетельству) и выполняет его требования. В противном случае это не что иное, как чистое невежество».
Ат-Тайиби сказал: «Слово «аль-илях» – «божество» (в арабском языке) является отглагольным именем, несущим в себе смысловую нагрузку причастия страдательного залога»…
Комментатор его трактата по этому поводу пишет: «Об этом много говорится в трудах мусульманских учёных, и они единодушны в этом. Свидетельство «ля иляха илля-Ллах» отрицает возможность обладания качеством божественности кем бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха, и утверждает, что это качество присуще лишь Аллаху. Это и есть единобожие, к которому призывали посланники, от первого до последнего, и на которое указывает Коран, как сказал Всевышний о джиннах: «Скажи (Мухаммад): Мне было открыто, что несколько джиннов послушали (чтение Корана) и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу”» («Джинны», 1 – 2).
Из этого следует, что свидетельство «ля иляха илля-Ллах» принесёт пользу только в том случае, если человек знает его смысл, включающий в себя отрицание и утверждение, будет убеждён в его истинности, примет всё то, что оно требует, и начнёт действовать в соответствии с ним. А тот, кто произносит их, не не зная их значении, не будучи убеждён в их истинности, как было сказано выше, – не более чем просто невежественный человек».
Более того, такое положение является доводом против самого человека (в Судный день). В хадисе сказано: «Нет божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища…». Слова «…Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища» являются усилением, они утверждают и разъясняют смысл, содержащийся в этой формуле единобожия. Это предельно ясно отражено в историях пророков и посланников, приведённых в Коране.
Из этого мы видим, как невежественны те, кто поклоняется могилам. Они впадают в великий ширк (многобожие), который разрушает слова исповедания веры «ля иляха илля-Ллах».
Арабы-язычники (современники Пророка, ﷺ) отказывались произносить эти слова и принимать то, к чему они призывают, ибо прекрасно понимали свой язык и знали подлинный смысл этих слов. Наши же современники, совершая большой ширк, произносят эти слова языком, но отвергают их очевидный смысл, посвящая различные виды поклонения, такие как любовь, страх, надежда, возвеличивание, упование, мольба и т. п. другому, помимо Аллаха, тем самым обожествляя объекты своего поклонения. В своём многобожии эти люди превосходят арабов-язычников эпохи Пророка, ﷺ, ибо они придают сотоварищей Аллаху, взывая – как в благополучии, так и в трудные минуты – к другим, помимо Него. Они верят, что те ответят на мольбу и облегчат их участь. Что касается ранних многобожников, то они придавали Аллаху сотоварищей в благополучии, а во время бедствий искренне обращались с мольбой к Одному Аллаху, как сказал об этом Всевышний: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей» («Паук», 65). Отсюда следует, что современные многобожники более невежественны, чем их предшественники из числа язычников-арабов и тех, кто жил до них.
Это лишь малая часть того, что говорят и пишут мусульманские учёные относительно смысла свидетельства «ля иляха илля-Ллах», но и её достаточно «для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» («Каф», 37).
Необходимые условия
Шейх Абду-р-Рахман ибн Хасан относительно этих условий сказал: «Для того чтобы свидетельство «ля иляха илля-Лллах» было действительным, необходимо соблюсти следующие семь условий.
1. Знание, несовместимое с невежеством. Человек, не ведающий смысла (свидетельства), является невежественным относительно его значения.
2. Убеждённость, несовместимая с сомнением. Среди людей есть те, кто, произнося их языком, сомневается в истинности и в том, на что они указывают.
3. Искренность, не совместимая с многобожием. Если человек не посвящает все свои деяния искренне Одному Аллаху, то он впадает в многобожие, которое противоречит искренности.
4. Правдивость, не совместимая с лицемерием, ибо лицемеры произносят это свидетельство языком, но в душе не верят в него, считая ложью; их внутреннее состояние не соответствует их словам.
5. Принятие, не совместимое с отказом. Некоторые люди произносят это свидетельство, зная его смысл, однако не приемлют всё то, к чему оно призывает. Такое происходит или из-за высокомерия, или из зависти, или по какой-либо иной причине, препятствующей принятию всех требований свидетельства. Такие люди очень часто враждуют с искренними приверженцами ислама и проявляют дружелюбие к совершающим ширк.
6. Повиновение, не совместимое с непокорностью. Среди людей есть те, кто осознанно, с пониманием смысла, произносит шахаду, однако не следует ей. Они не выполняют его требований и законоположений, касающихся дружбы и непричастности, а также соблюдения обязательных предписаний ислама. Такие люди следуют лишь за своими страстями и желаниями или материальной выгодой. И таких большинство.
7. Любовь, несовместимая с ненавистью».
От переводчика: Остаётся лишь добавить, что вместе с этим верующий должен отказаться от всех видов куфра (неверия) и подчинения тагуту. Всевышний Аллах сказал: «Кто проявил неверие в тагуте и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» («Корова», 256).
Ибн Таймийя сказал: «Из религии Посланника Аллаха необратимо следует – и с этим согласна вся Умма, – что основой ислама и первым приказом Аллаха творениям является свидетельство «ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду-р-расулю-Ллах» (нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха). Засвидетельствовавший это неверующий становится мусульманином, враг – любимым, его кровь и имущество становятся свободными и неприкосновенными. И если это идёт от сердца, то человек приобретает веру. Если же он произносит языком, но не убеждён сердцем, то он входит в ислам лишь внешне, оставаясь в душе неверующим. Но если он не произносит этого свидетельства, имея на то возможность, то он является неверующим как внешне, так и в душе, и в этом единодушны все мусульмане».
Отрицание и утверждение
После того как ты уяснил вышесказанное и понял, что свидетельство «ля иляха илля-Ллах» является выражением искренности и богобоязненности, самой надёжной опорой, которой нет сокрушения, и тем, что различает веру и неверие, необходимо помнить, что это свидетельство состоит из двух частей: отрицания и утверждения. Первая его часть – «ля иляха» (нет никакого божества) – означает решительное отрицание того, что кто-либо из творений обладает качеством божественности, вторая – «илля-Ллах» (кроме Аллаха) – утверждение, что это качество присуще лишь одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей.
Эти слова не принесут пользы произносящему их, если он не будет соблюдать вышеперечисленные условия. Лишь тот, кто познал смысл этого свидетельства, искренне уверовал в него и выполняет его требования, может считаться придерживающимся исламской религии, о которой Всевышний Аллах сказал: «Поистине, религией у Аллаха является ислам» («Семейство Имрана», 19). Он также сказал: «От того, кто ищет другую религию, помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» («Семейство Имрана», 85).
После того как ты узнал об этом (об условиях их свидетельства), тебе необходимо избегать всего, что нарушает это свидетельство и выводит человека из религии Аллаха.
Перевод: Абу Мухаммад Аль-Хварши
«Черновик», №4 от 5.02.2010г.
Ва ‘алейкум ас-салам ва рахмату-ллахи ва баракатух.
Я – за.