Вопрос:
Каков хукм разногласия двух людей в одном вопросе по фикху? Имеет ли право каждый придреживаться того мнения, которое высказал имам его мазхаба, или же надлежит искать истину, подтвержденную доказательством (далилем)? Дайте нам фатву, и да воздаст вам Аллах наилучшим образом.
Ответ:
Если в конкретном вопросе нет явного далиля (доказательства из Корана и Сунны), и хукм в этом вопросе был основан на иджтихаде, то мусульманин может следовать за мнением того, кого он считает более знающим и благочестивым[1], и в этом нет греха.
В случае, если в этом вопросе есть далиль, то мусульманину не разрешается следовать тому, что говорит имам его мазхаба, если это мнение имама противоречит далилю, а наоборот, ему следует оставить мнение своего имама, кем бы он ни был, если до него дошло доказательство из Корана и Сунны, так как это является обязанностью для всех творений Аллаха.
Слова ученых не являются доказательствами сами по себе, а для них требуются доказательства из Корана и Сунны, и их используют для понимания шариатских текстов, описания исследуемых проблем и т.п.
Что же касается использования мнения учёных как довода на речь Всевышнего Аллаха и речь Его посланника, да будет доволен им Аллах, то об этом не говорил никто из имамов, наоборот, это противоречит Корану, Сунне и иджма’ (единогласному мнению) ученых.
Всевышний Аллах во многих местах Корана приказал следовать Его Книге и подчиняться Его посланнику, ﷺ. Сказал Всевышний: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, быть может, вы будете помилованы», и сказал Он: «Скажи: Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику», и сказал Он: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания», и сказал Он: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите. Не уподобляйтесь тем, которые говорят: «Мы слышали», — а сами не слушают. Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать»
Поистине, имамы, да помилует их Аллах, и их последователи завещали остерегаться таклида (слепого следования за мнением учёного), обязательно придерживаться далилей, так как это возложено на каждого мусульманина. Тому, кто явно знает дилиль, надо обязательно следовать далилю и оставить все остальное. Всевышний сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание».
И, поистине, Всевышний Аллах засвидетельствовал о наставлении на истинный путь того, кто подчиняется его Посланнику, так в суре «Ан-Нур» Он сказал: «Если вы подчинитесь ему, то будет на правильном пути»
Тот, кто оставит далиль ради слов Абу Ханифы, или Малика, или Аш-Шафии, или Ахмада, тот будет противоречить основе, на которой сошлись все мусульмане.
Сказал имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах: «Мусульмане сошлись на том, что тот, кому стала явной сунна Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, тот не может оставить ее ради слов кого-либо».
Сказал имам Малик, да будет доволен им Аллах: «Слова любого человека после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могут быть и приняты, и отвергнуты. И нет никого, кроме Пророка, благословит его Аллах и приветствует, чьи слова нельзя было бы отвергнуть».
То, что некоторые люди фанатично следуют имаму мазхаба, к которому они себя относят, является противоречием пути саляфов, противоречием тому, на чем были сами имамы мазхабов, ведь, поистине, имамы сошлись на порицании таклида и порицании фанатичной приверженности ученым. Мусульманину обязательно придерживаться далиля и следовать ему, и все равно будет ли он в этом случае с маликитами, ханафитами, шафиитами, ханбалитами, захиритами или другими. Всевышний не ограничил истину этими мазхабами. Основатели мазхабов были людьми, которые, как и все люди, и бывали правы, и ошибались, и и не были защищены от ошибок и погрешностей.
Сказал имам Аш-Шафии, да помилует его Аллах: «До любого учёного что-то из сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дошло, а что-то осталось скрытым от него. А поэтому, какое бы мнение я ни высказал, и какую бы основу ни заложил, если от посланника Аллаха пришло нечто, противоречащее моим словам, то мнение посланника Аллаха – это и есть моё мнение».
Имамы, да будет доволен ими Всевышний Аллах, разошлись во мнениях по многим вопросам в законоположениях ритуального очищения, молитвы, закята, поста, хаджа, торговли, развода, и других. И никто из учёных и специалистов не говорил никогда, что разрешено для каждого взять то, что ему хочется из мазхабов, не не обращаясь к далилям, за исключением того, кто не способен узнать далиль.
Если бы каждому мусульманину было бы разрешено следовать тому, что ему угодно и тому, что ему нравиться, из этих слов и мнений, то религией бы стали эти мазхабы, и не было бы большой пользы от Корана и Сунны, прибегаем к Аллаху от этого.
Я придерживаюсь того, на чём сошлись мусульмане: что обязательно при спорных вопросах возвращаться к Корану и Сунне в понимании имамов саляфов и рассмотрению их мнений и иджтихада, и предпочтению того, что является более правильным на основании далилей.
Примером этого может служить разногласие ученых в вопросе того, что делает недействительным омовение, и разошлись они во мнении, нарушает ли омовение употребление мяса верблюда, соприкосновение с женщиной без совокупления, и то, что выходит не из двух путей (то есть не из мочевыводящих протоков и не из заднего прохода) организма – что некоторые факихи назвают «нечистыми выделениями организма»[2]. У каждого имама было свое мнение в этом вопросе. Три имама: Малик, Абу Ханифа и Аш-Шафии сказали, что употребление мяса верблюда не портит омовение, по мазхабу имама Ахмада оно портит омовение, это же мнение выбрал Ибн Хазм.
В данном случае правильнее мнение мазхаба Ахмада, оно подтверждается двумя хадисами от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, указывающими на то, что мясо верблюда портит омовение. Один из хадисов передан от Джабира бин Самура в «Сахихе» Муслима. Другой хадис передан от Аль-Бара у Ибн Дауда, Ат-Тирмизи и других.
Что же касается прикосновения рукой к женщине, поцелуя и т.п., то Аш-Шафии счёл, что прикосновение к женщине портит омовение в любом случае, было оно со страстью или нет. Абу Ханифа сказал, что прикасание к женщине не портит омовение в любом случае. Малик и Ахмад в одной из ривай (версий, переданных учениками) сказали, что омовение не портиться в том случае, если не было страсти.
Учитывая доказательства относительно этого вопроса, я пришел к выводу, что ханафитский мазхаб ближе к истине, и ему же соотвествует одна из ривай от Ахмада, которую выбрал шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа, так как нет доказательств, указывающих на то что соприкосновение портит омовение со страстью или без. Исходная чистота является одним из далилей, и её необходимо учитывать. Мазхаб ханафитов более ясный, чем другие, ведь, поистине, пришло от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, что он целовал жену и выходил на молитву и не упоминается, что он брал омовение и не сообщается, что это было без страсти, что указывает на обобщенный характер этого действия, за исключением того, что достоверность этого сообщения спорна. Его передали Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах через Уакиа от Амаша от Хабиба бин Сабита от Урвы от Айшы, и в этом иснаде есть слабость, потому что Хабиб ибн Сабит не слышал его от Урвы. Но по этой теме есть не один достоверный хадис, а Аллаху известно лучше.
Ханбалиты правы во многих вопросах, также как шафииты, маликиты и ханафиты. Имам ибн Хазм отделился от четырёх имамов в некоторых вопросах, и также бывал прав. Между имамами была разница в том, какие из хадисов дошли до них, а какие нет, также между ними была разница в знании достоверности или слабости хадисов, отменяющего или отмененного, далилов общего или ограниченного характера. Прав тот, кто беспристрастно следует за тем, кто на истине, и отвергает ошибки учёных, не унижая их и не умаляя их положение, потому что они мужтахиды и находятся между одной или двумя наградами.
Вместе с этим не является обязательным для каждого человека следовать только за одним из имамов или ученых. Тот же, кто утверждает обратное, тот сбился с пути. Поистине нет следования ни за кем кроме Пророка, ﷺ, так как его слова — это истина и он не говорил ничего по своей прихоти.
Что же касается других людей из числа ученых и имамов мазхабов и других, то из их слов не берется ничего, кроме того, что соответствует истине. Это очень большой и важный вопрос и его понимание проникнет только в сердце, которое Аллах наставит и которое Он защитит от страстей.
И сколько людей, претендующих на знания и занятых написанием книг, впадали в губительный фанатизм и слепое следование за ученым. Такие люди гневаются если сталкиваются с противоречием их имаму, но не гневаются ради Книги Аллаха и сунны Посланника ﷺ.
Успеха же достиг тот, кто сделал Книгу Аллаха и сунну Его посланника, ﷺ, судьёй над словами любого человека, даже если кто-то противоречит ему или обвиняет его за это в ереси.
Ведь, поистине, обычай слепо следующих за учеными фанатиков заключается в том, что они обвиняют противоречащих им в ереси и заблуждении.
И так поступает каждый заблудший и отклонившийся от истины и прямого пути — если он не способен привести доказательство, то он прибегает к подобным действиям.
Поистине, Коран и Сунна указали на то, что у истины много врагов, которые отвращают и удерживают от нее, и которые используют для этого разнообразные методы в соответствии со своими характерами и страстями.
Для того же, кто узнал истину, является обязательным не отклоняться от этой истины и призывать к ней, ведь, поистине, Аллах помогает ему и поддерживает его. И человек не перестает получать помощь Аллаха до тех пока он сам помогает религии и истине, делая это искренне ради Аллаха. И с человеком будет постоянно помощник от Аллаха, пока он будет искренне помогать религии Аллаха. Всевышний сказал: «А тех, которые ведут джихад ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах- с творящими добро». И сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам, и утвердит ваши стопы».
Однако чтобы получить помощь Аллаха, необходимо наличие двух условий:
1. Искреннее стремление к Аллаху в делах и словах .
2. Соответствие действий пути Пророка,ﷺ.
При наличии этих двух условий ничто не сможет взять верх над человеком, даже если против него объединятся запад и восток. Сказал Всевышний Аллах «Если поможет вам Аллах, то нет над вами победителя, а если Он оставит вас без помощи, то кто же поможет вам после Него? Так пусть же на Аллаха уповают верующие».
Хвала Аллаху Господу миров.
[1] Благочестие, это то, что препятствует человеку говорить об Аллахе, то чего он не знает.
[2] Знай, что некоторые ученые, да помилует их Аллах, слишком легко выносят хукм относительно веществ, и выносят решение о ритуальной нечистоте без далила и не на основании достоверного къийаса, в то время как установлено шариатскими доводами, что вещь является чистой, пока не будет ясно установлена ее ритуальная нечистота. Таким образом, всё, чья нечистота не установлена на основании далила, является чистым, как, например, сперма и т.п. А Аллаху известно лучше.
Шейх Сулейман ибн Насыр Аль-‘Ульван
Перевод: Умм Ашбаль
Оригинал: بين اتباع الدليل وتقليد الائمة
ДжазакаЛлаху хайран